Православие и Мир | Протоиерей Александр Ильяшенко | 28.03.2005 |
Что значит быть смиренным?
О. Александр: Смирение — благодатный дар и тайна. Один скажет слово — на него обидятся, а на другого — нет, потому что он смиренный. Смирение — постоянный мир с Богом. Если человек смиренный, то мир — состояние его души. Плохо ему или хорошо, трудности у него или неудачи, — он все равно смиряется, он хранит мир с Богом. При этом он может ярко и активно выражать свое отношение к жизни. Смирение обычно понимают как некую пассивность, но это грубейшая ошибка. Наоборот, смирение очень активно. Образец смирения- Господь наш Иисус Христос, который сказал: «Я кроток и смирен сердцем.» Господь своим смирением весь мир преобразил, победил смерть.
Смирение — очень активное отношение к жизни, которое может иметь внешние проявления, может быть каким-то сокровенным. Например, есть замечательный эпизод из жизни преподобного Силуана Афонского, русского святого, подвизавшегося на Афоне, достигшего самых вершин духовных, полноты благодатной жизни. Ему Спаситель являлся, он стяжал дар прозорливости и многие другие благодатные дары. В русском Пантелеимоновом на Афоне монастыре он был избран экономом, было это после революции, когда монастырь начал сильно беднеть. Однажды один из экономов (а хозяйство там огромное) допустил в своей деятельности какую-то ошибку, и монастырь потерпел тяжелые финансовые убытки. Собрался совет экономов. Был там и о. Силуан, так как он тоже за какой-то участок отвечал. Стали горячо обсуждать, укорять провинившегося эконома. Когда совещание окончилось, один из экономов подходит к отцу Силуану: «Что же ты молчишь, неужели тебе безразлично, что в монастыре происходит?" — «Ты меня давно знаешь?» — «Ну уж лет 20.» — «И за эти 20 лет, слышал, чтобы я кого-нибудь осудил?» — «Нет, прости о. Силуан.» — «Бог простит.» Преподобный Силуан говорил: «За мир молиться — кровь проливать.» Он был молитвенником за мир, и на этом собрании он не молчал, а безмолвно вопял к Богу.
Угодники Божии за весь мир молятся — такой дар Божественной любви к каждому человеку. В каждом человеке они видят творение Божие и за каждого человека готовы кровь свою проливать. Так вот, конечно, преподобный Силуан сидел молча и молился, молитвы его были гораздо действенней и нужнее, чем эти горячие дискуссии. Смиренных людей очень мало. Смиренный человек — это, можно сказать, святой человек, потому что мир с Богом означает, что человек преодолевает свои грехи. Только грех разделяет человека с Богом, а если у него внутри мир, значит и грехов нет. Смиренный человек уподобляется Богу. Господь сказал: «Я кроток и смирен сердцем.» Преподобные превзошли человеческую природу, уподобляясь Богу. Смирение-необходимое условие этого уподобления: Писание говорит: Бог гордым противится, смиренным дает благодать.
Когда человек смиряется и надеется на помощь Божию, а не на свои силы, тогда сила Божия в нем действует богато и необыкновенно. Господь дает человеку и дары прозорливости, чудотворения, исцеления, откровения. И преподобный Силуан мог человеку рассказать его жизнь так же, как преподобный Серафим. Видя посетителя первый раз, он мог рассказать ему его грехи. Это вершины. И нам тоже надо стремиться как-то смиряться.
Первый шаг — покаяние — человек находит в себе мужество, духовный здравый смысл, чтобы взять на себя ответственность за произошедшее. Раньше мы жили в одном доме с большой семьей, в которой было 4 детей. Отец семейства был он горьким пьяницей. Но он считал, что виноват не он, а все окружающие: жена, дети — никто, мол, его не понимает. То есть нет никакого смирения и покаяния. Человек вместо того, чтобы каяться и себя осуждать, осуждает других. Если нет мужества и сил признать, что виноват ты, значит виноваты окружающие. Часто и мы так говорим, что виноваты окружающие, виноваты обстоятельства — только не я. Не хватает мужества принять вину на себя. Покаяние-первый шаг к смирению, настоящему миру с Богом, который и должен быть содержанием человеческой жизни. Грех — противоестественен, разрушает жизнь, унижает человека.
Подчеркиваю, смирение — это активное отношение к жизни. Это не согласие с внешними обстоятельствами, а напряжение всех сил к их преодолению. Смиренный человек — подчиняет внешние обстоятельства, даже не зависящие от него, себе, но сам им не подчиняется, оставаясь с Богом.
Есть брошюра о страшной силе родительского проклятия, понятно, что они довели своих родителей, что они неблагодарны, они согрешают перед Богом. А родители, грешны ли они, что прокляли своих детей?
О. Александр: Конечно, грешны. Разве же можно ребенка проклинать. И в Священном Писании говорится: «Благословляйте, а не проклинайте». Страшна сила родительского проклятия. За это родители дадут очень тяжелый ответ на Страшном Суде.
А если дети проклинают родителей?
О. Александр: То же самое. Проклятие — это нечто страшное, это — отречение от человека, ты желание ему зла, это очень страшно. Ни в коем случае проклинать нельзя. Довели дети своих родителей или не довели, или неблагодарны, все равно их проклинать нельзя.
Заповедь «не суди» относится ли это к себе? Можно ли судить себя?
Ответ о. Александра: Конечно, и нужно, и очень строго, и чем строже, тем лучше. Покаяние это и есть самоосуждение. Беспощадное, бескомпромиссное, мужественное самоосуждение. Очень легко начать изыскивать смягчающие обстоятельства, условия жизни, — каждый это знает, — и пытаться объяснить, почему ты это сделал. Покаяние это не объяснение почему ты это сделал, а мольба о прощении: ты сделал, теперь ты молишь «Господи, прости», обращаешься к Богу с этой мольбой, потому что ты знаешь, что Господь может простить и желает просить, и имеет власть простить. И только Он один может. «Не суди» — относится к другим людям. Но на себя это не распространяется.