Русская линия
Единое Отечество, Одесса28.03.2005 

Нужен ли Украине свой Саакашвили?

«Геть від Москви» Виктора Ющенко

Один из обещанных неблагоприятных результатов победы г-на Ющенко, похоже, начинает воплощаться в жизнь. Ведь вряд ли можно назвать благом для Украины — для ее экономики, стабильности и территориальной целостности — напряженные отношения (или даже конфликт) с Россией.

Первые залпы

Спад в росте экономики Украины (и это не только потери в ходе «оранжевых событий»), по разным оценкам, составил от 3 до 5 млрд. грн. Январь-2005 продемонстрировал, что ситуация далека от улучшения. Так, «Деловая неделя» (26.01.2005) сообщает, что доходы общего фонда госбюджета Украины за период с 1 по 21 января составили 1,43 млрд. грн., или всего лишь 31,5% (!) плана на этот месяц. В то время как расходы общего фонда за этот же период составили 2,44млрд. грн., или 42,7% месячного плана, а дефицит на 21 января достиг 1,01млрд. грн. «Подробности» (26.01.2005) со ссылкой на свой источник в правительстве сообщают, что этот дефицит был профинансирован за счет внутренних займов на сумму 1,06 млрд. грн. — что в 2,1 раза (!) превышает ранее запланированный показатель. На этом фоне январь-2005 обозначил и тенденции к, мягко говоря, снижению экономического сотрудничества в украинско-российских отношениях. И, не дай Бог, — к началу экономических войн, первые залпы которых уже слышны. Как известно, 3 января «Нефтегаз Украины» был вынужден подписать с Туркменистаном дополнительное соглашение о поставках газа в 2005 году к долгосрочному контракту о поставках газа, согласно которому цена выросла с 44 до 58 долларов за тысячу кубометров. Надо ли говорить, что украинские потребители скоро ощутят на своих бюджетах и карманах этот весьма существенный рост цен. Могло ли быть иначе? Могло! Согласно ряда сообщений в СМИ со ссылкой на главу «Нефтегаза Украины» Юрия Бойко, такой ход с туркменской стороны предполагался, и существовала устная договоренность с российским «Газпромом» о поставках 21 млрд. кубов в год, на случай если Туркменистан откажется продлевать контракт по старой цене. Но если еще в ноябре — декабре «Газпром» неофициально обещал украинской стороне поддержку в процессе согласования цены туркменского газа, то как только Ашхабад прекратил поставки газа для Украины, «Газпром» в лице заместителя председателя правления этой компании Александра Рязанова заявил, что у него свободных ресурсов нет и он будет поставлять в Украину исключительно тот объем, который необходим для обеспечения экспортных контрактов плюс оплата Украине за газотранзитные услуги. В последний день прошлого года, сообщает «ЗН» со ссылкой на «Коммерсант», г-н Рязанов заявил, что «Газпром» не станет компенсировать Украине 36 млрд. кубометров туркменского газа. И в тот же день «Газпром» телеграфировал «Нефтегазу», что объем поставок среднеазиатского газа с 1 января 2005 года «будет сокращен до уровня транзита». Украина оказалась на грани энергетического кризиса (по оценкам «Нефтегаза», дефицит газа в январе составил бы 2 млрд. кубометров). Пришлось подписывать соглашение с Туркменистаном. При этом, сообщает «ЗН» (15.01.05) со ссылкой на народного депутата, заявление г-на Рязанова, отменившее договоренности, не зафиксированные на бумаге, стало «политическим ответом Кремля на победу Виктора Ющенко на президентских выборах». Напомним, что ранее (при президенте Кучме и премьере Януковиче) Москва охотно шла навстречу Киеву и не раз подставляла плечо в трудные моменты. Помогла урегулировать тот же «бензиновый кризис», отменила экспортный НДС на нефть, что стало весьма кстати в условиях повышения мировых цен на энергоносители. Можно добавить проблемы с зерном, когда именно Россия на более чем выгодных условиях оказала помощь Украине. И т. д. и т. п.

31 декабря 2004 г. истек срок действия соглашения о регулировании поставок труб из черных металлов, подписанного между Россией и Украиной в 2001 г. на три года и затем продленного до конца 2004 г. Продлевать договор далее Москва не стала. 13 января 2005 года Минэкономразвития Украины вынуждено было подписать новое соглашение — с принятием на себя «добровольных ограничений» взамен приостановки антидемпингового расследования и антидемпинговых мер с российской стороны. А 22 января украинские трубопроизводители сделали заявление о добровольном ограничении пятью украинскими трубными предприятиями поставок трубной продукции в Российскую Федерацию. Объем ограничений составил 395 тыс. тонн в 2005 году, т. е. квоты для украинской стороны уменьшились практически вдвое.

Никто из экспертов не сомневается, что в данном вопросе присутствует значительная политическая составная. Причем все признают: хотя эта проблема и не нова, но при премьерстве Януковича ее не было как таковой, и отношения в этой сфере были нормальными, взаимовыгодными и конструктивными. В отличие, к примеру, от времен премьерства Кинаха и Ющенко. Существенные ограничения, само собой, нанесут удар и по украинским производителям, и по доходам в бюджет. И как бы кому ни хотелось, без политического диалога Киева и Москвы эта проблема не решится. 26 января стало известно, что украинский Кабмин принял постановление, согласно которому на 30% - с 0,685 долл. до 0,89 долл. за тонну — увеличивается рентная плата за магистральную транспортировку нефти. О том, как восприняла эту новость Москва, ничего не говорилось. Зато уже на следующий день «Обозреватель» со ссылкой на «sf-online.ru» сообщал об отчете президента «Транснефти» перед Путиным «как он планирует обходить Украину». Речь идет о встрече Владимира Путина и Семена Вайнштока. В частности, глава «Транснефти» доложил о ходе работ на Балтийской трубопроводной системе (БТС) и на «северном маршруте». А также о новом стратегическом направлении — Дальневосточном трубопроводе мощностью 80 млн. т. в год. БТС, являющаяся альтернативой существующим путям экспорта нефти в обход Украины и Босфора, почти вдвое увеличила производительность системы — до 55 млн. т нефти в год. В то время как на момент запуска мощности БТС обеспечивали перекачку всего около 30 млн. т. Нелишне напомнить в свете вышеозначенной газовой проблемы, что поставки туркменского газа осуществляются через систему транзитных газопроводов Средняя Азия — Центр, проходящих через территории Узбекистана, Казахстана и России. И именно «Газпром» выполняет функции оператора транзита туркменского газа через указанные территории. Поэтому и россияне вполне могут пересмотреть тарифные ставки. И это еще не поднимались вопросы дальнейших перспектив украинско-российского сотрудничества в сфере ВПК, авиастроения, космоса…

Тотальный ревизионист

В этом плане не добавляют оптимизма заявления г-на Ющенко, сделанные им в ходе европейского турне. В частности — его намерение осуществить ревизию всех международных соглашений, ранее заключенных Украиной. Об этом Ющенко заявил на пресс-конференции в Кракове (26.01.05, NEWSRU.com). Там же он высказал намерение пересмотреть соглашение, подписанное в рамках ЕЭП с Россией, Казахстаном и Беларусью «после формирования правительства». То же самое — о газовом консорциуме. Ющенко без устали повторял, что его стратегическая цель — вступление в Евросоюз, все остальное — вторично и не должно мешать этой цели. К сожалению, Виктор Андреевич не пояснил, согласны ли украинцы, чтобы страна несла экономические убытки ради этой его «голубой мечты». В Страсбурге 25 января Ющенко сказал: «Мне тревожно слышать ежегодно о том, что Россия строит газопровод в обход Украины то слева, то справа. Я хочу иметь ситуацию, в которой украинский транзитный интерес будет отрегулирован на десятки лет, и не быть под риском, что ежегодно объемы прокачки газа будут снижаться со 106 млрд. до 70 млрд. кубов», добавив при этом, что данная проблема — не только экономическая. Заметим, что слышать об обходных трубопроводах «ежегодно» не приходилось. Эта тема возникла как раз в бытность премьерства Ющенко (плюс внешняя политика, проводившаяся г-ном Тарасюком, — главой МИД в Кабмине Виктора Андреевича). С другой стороны, когда Ющенко говорит о том, что он хочет «иметь ситуацию, в которой украинский транзитный интерес будет отрегулирован на десятки лет», он, видимо, понимает, что и у России есть свои интересы, которые она также стремится гарантировать «на десятки лет». И его заявления о пересмотре ранее заключенных межгосударственных соглашений не способствуют взаимопониманию между Киевом и Москвой. А фактически — освобождают наших северных соседей от учета интересов Украины. К тому же вышеуказанная позиция Ющенко противоречит его предвыборным обещаниям и заявлениям, сделанным им в Москве, о том, что он будет следовать в русле ранее достигнутых договоренностей. В такой ситуации не приходится говорить о Ющенко как о предсказуемом и последовательном партнере. Есть весьма показательные моменты и в других областях. Как сообщило агентство РИА «Новости» 28 января, Украина теперь не возражает против подключения к переговорному процессу по приднестровскому урегулированию США и Евросоюза. Об этом сказал замминистра иностранных дел Украины Николай Моцык в Кишиневе на совещании национальных координаторов ГУУАМ. Ранее, как известно, переговоры велись в пятистороннем формате — Россия, Украина, ОБСЕ, Кишинев и Тирасполь. Сей новый поворот в позиции украинского внешнеполитического ведомства означает не только новую линию напряженности с Москвой и Тирасполем, которые против подобной «интернационализации», но и сдачу интересов украинцев-приднестровцев. В Вашингтоне, рассматривающем регион с точки зрения своих стратегических планов, и слышать не хотят не то что о конфедеративном союзе Тирасполя и Кишинева, но даже о более-менее широкой автономии Приднестровья. И если проблема решится по лекалам, предлагаемым НАТО и Белым домом, то говорить о сохранении национальной и культурной идентичности украинцев и русских, проживающих в регионе, не приходится. Заметим, что почти пятьдесят тысяч приднестровцев имеют украинское гражданство. Кроме прочего, с вовлечением США в «переговорный процесс» снижается и потенциал Украины в данном регионе. Киев утратит рычаг давления на ту же Румынию, с которой у нас масса спорных вопросов, а решение их всегда можно было увязывать с приднестровской проблемой. Но, судя по всему, патронат США для нового президента более привлекателен. Что это? Месть жителям Приднестровья за то, что они почти стопроцентно проголосовали за Януковича? Или это следствие евроатлантических мировоззренческих установок г-на Ющенко? Или своего рода «плата по векселям»? Как бы там ни было, а г-н Ющенко оправдывает ожидания США — они как раз и надеялись на свое геополитическое усиление с его победой.

«Украина: нефтяная политика и пародия на демократию» — так называется материал Уильяма Энгдаля, опубликованный в американском Asia Times 20 января. Энгдаль — автор книги «Столетняя война: англо-американская нефтяная политика и новый мировой порядок» (A Century of War: Anglo-American Oil Policy and the New World Order). По мнению Энгдаля, «оранжевая революция» в Украине (как и «революция роз» в Грузии) не имеют ничего общего с борьбой за демократию, а являются не более чем частью единого американского проекта по установлению мировой гегемонии США. «Вот вам пример, — пишет Энгдаль, — согласно сообщению неправительственной организации „Британская Хельсинкская группа по защите прав человека“, ее специалисты во время опротестованного впоследствии ноябрьского голосования обнаружили со стороны возглавляемой Ющенко оппозиции гораздо больше нарушений, чем со стороны пророссийского кандидата Виктора Януковича. Тем не менее, в газетах прозвучали только сведения о нарушениях, допущенных кандидатом, выступавшим на стороне Москвы». Вопросы, которые Запад и США решали на украинских выборах, «не свелись к поддержке Западом демократических стандартов голосования, а результат выборов не стал волшебным заклинанием, открывающим двери в мир рыночных преобразований и процветания для всего украинского народа». Главным образом на этих выборах развернулась борьба за то, кто «будет контролировать крупнейшего соседа России». При этом, уверен автор, «Вашингтон на этом фронте ведет, мягко говоря, опасную игру». В ее основе лежит тот факт, что «Украина являет собой стратегический буфер между Россией и государствами, вновь присоединившимися к Организации Североатлантического договора, на территории которых — в Косово, Болгарии и Польше — развернута сеть баз НАТО». И, что самое важное, «через Украину проходит большинство крупных газопроводов, по которым российский природный газ из Сибири идет в Германию и другие страны Европы». Ющенко хочет добиться для Украины членства в Евросоюзе и НАТО. «Неудивительно, что Вашингтон его в этом поддерживает — и сильно поддерживает». Одним из тех, кто от имени администрации Буша активно готовил Ющенко к его новой роли, пишет Энгдаль, — был не кто иной, как Збигнев Бжезинский. Есть сведения, отмечает автор, «что бушевское правительство встречало Ющенко в Вашингтоне хлебом-солью еще в ноябре 2001 года». «Тогда его поездку в США оплатил Национальный фонд поддержки демократии, который в свою очередь получает деньги от конгресса. Корреспондент Glasgow Herald Мартин Фоулнер сообщает о подробностях этой встречи в номере своей газеты от 26 ноября. Нелишне будет заметить, что Фонд поддержки демократии был основан конгрессом Соединенных Штатов во времена правления Рональда Рейгана, чтобы «отдать в частные руки» некоторые функции ЦРУ и таким образом дать возможность Вашингтону умывать руки государственные и открещиваться от обвинений во вмешательстве в дела других государств. Украина — всего лишь часть общей картины в Восточной Европе и в Средней Азии, где… США проводят активную политику «смены правящих режимов». Энгдаль подчеркивает, что скрытые действия Америки по смене правящих режимов в Восточной Европе укладываются в «единый шаблон, который в свою очередь находится в рамках этой евразийской стратегии, проводимой Соединенными Штатами». И то, что произошло в Украине, «сделано точно по этому шаблону».

Прямые параллели проводит Энгдаль между Ющенко и Саакашвили. Он напоминает, что «перед тем как привести Саакашвили к власти, Майлз (посол США в Тбилиси. — Авт.) возил его в Белград — изучать опыт». А что касается Украины, то «в свержении власти в этой стране участвовали… «Открытое общество», и Фонд Карнеги, и Фонд поддержки демократии, находящийся под крылом американского правительства, и агентство USAID, которое кормится из государственного департамента». Неудивительно, заключает автор, что «Москва несколько озабочена тем, как Вашингтон ведет себя в Украине». Скажем, одним из главных аргументов для прессы в пользу Ющенко было то, что он победил по результатам «опросов на выходе из участков».

http://www.otechestvo.org.ua/vesti/20 053/v2809.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика