Труд | Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл | 28.03.2005 |
Мария Павловна Павлова, Иркутская область, город Саянск.
— Духоборы — мистическая секта протестантского толка, возникшая в России около 1740 года в Екатеринославской губернии (ныне Днепропетровская область Украины) предположительно в результате деятельности безвестного немецкого миссионера, проповедовавшего религиозный индивидуализм. Отколовшись от Православия, его последователи отрицали церковные таинства, через которые, по учению Православной церкви, верующим сообщаются благодатные дары Святого Духа, за что, вероятно, и получили название духоборов (первоначально — духоборцев). Духоборы не признают не только Церковь, но и государство, отказываются от службы в армии; наиболее радикальные их представители подчеркнуто демонстрируют свое неприятие современной жизни. Однако в большинстве нынешние духоборы все-таки находят свою нишу в обществе, так или иначе интегрируются в него, примером чему является вдова вашего безвременно почившего сына. То, что он погребен рядом с духоборами, не должно смущать вас. К счастью, посмертная участь человека меньше всего зависит от того, где лежат его останки и какие обряды были совершены при похоронах. Тысячи новомучеников российских вообще были лишены христианского погребения, тела их в братских могилах покоятся вместе с телами воинствующих богоборцев, которые в 20-х годах принимали участие в репрессиях против верующих, а в 30-х сами стали жертвами репрессивной машины. И, конечно же, души безвинных страдальцев за Христа не лишаются от этого «соседства» уготованной им у Бога славы.
Что касается установки надгробного памятника и обустройства могилы вашего сына, следуйте тем обычаям, которые приняты в местном православном приходе, для чего лучше всего вам посоветоваться с его настоятелем. И самое главное, почаще молитесь об упокоении души вашего сына. Эта молитва значит для него много больше, чем самый дорогой памятник, да и вам она принесет утешение в горе.
— Что происходит с человеком, если он потерял веру? Можно понять того, кто еще не обрел веры, — значит, Бог ему не открылся. Но если вера была, то человек уже узнал Господа, как же можно отвернуться после этого от Бога? Вам наверняка приходилось встречать таких людей и беседовать с ними. Ведь среди них есть и настоящие личности, очень неглупые люди. Что же с ними происходит? Как это можно объяснить?
Николай Каштанов, Воронежская область.
— Возможно, Николай, вы получите объяснение, ознакомившись с известной притчей Спасителя о сеятеле, которую пересказывает нам апостол и евангелист Матфей:
«Вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное (семя) упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние (т.е. сорняки) и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод» (Мф. 13, 3−8).
Вот как Сам Господь поясняет ее содержание:
«Ко всякому, слушающему слово о Царствии (имеется в виду евангельская проповедь) и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его — вот кого означает посеянное при дороге. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда наступает скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен» (Мф. 13, 19−23).
Могу только добавить, что часто человек приходит в Церковь не потому, что ему, как вы пишете, «открылся Бог», а для решения своих земных проблем, и если проблема уходит, отпадает и потребность в Церкви, в молитве, в Боге. Вера есть особое состояние души, она — дар Божий, и дар этот принимается или отвергается вне зависимости от силы личности или интеллекта. Для усвоения, сохранения и развития в себе этого дара гораздо важнее чистота ума, души и сердца. И человек, действительно обретший веру, действительно узревший Бога, на практике ощутивший радость общения с Ним, никогда не потеряет этого дара.
— Помогите, пожалуйста, в такой проблеме. У меня не вызывает доверия священник храма, в который я хожу. Он там появился недавно. Прежний батюшка был для меня настоящим авторитетом в вере. И исповедь принимал так, что после этого я чувствовал настоящее очищение. А новый особенно не вникает в то, что я ему рассказываю. Кажется, думает при этом о чем-то своем, поглядывает по сторонам и отпускает грехи очень формально. После этого и причащаться как-то неловко. Может быть, грешно так с моей стороны относиться к священнику? Что делать? Настраивать себя как-то иначе? Или искать другой храм и другого священника?
Сергей Сорокин, Москва.
— Очень трудно со стороны понять истинные причины появления сложностей в отношениях между людьми, особенно если один из них священник, а другой — его прихожанин. Может быть, возникшее у вас недоверие к новому священнику имеет чисто личностный характер и не связано с его пастырским качеством, а может — ваш новый священник не обладает в должной мере пастырской ревностью и самоотверженностью, которые были присущи его предшественнику. Я не знаю, Сергей, вашего прежнего духовника и не знаком с новым, поэтому не могу объективно оценить их достоинства и недостатки.
В любом случае вам следует помнить, что исповедуетесь вы Богу, священник же только свидетель вашей исповеди. Прекрасно, если духовник входит в переживания кающегося и своим словом способствует наиболее полному раскрытию его души. Но все же результат исповеди зависит прежде всего от осознания вами своих грехов и искренности вашего в них раскаяния.
26.03.2005