Русская линия
Коммерсант Владимир Водо23.03.2005 

За автографом апостола Луки
благодать

Индийские йоги, тибетские ламы и перуанские маги могут обладать массой духовных достоинств, но родными для русского и тем более православного человека они в обозримом будущем вряд ли станут. Другое дело — традиционные христианские святыни. На поклон Черной Мадонне в польский город Ченстохову съездил корреспондент Ъ ВЛАДИМИР ВОДО.

Если бы не Ясна-Гура, Ченстохова совсем не отличалась бы от других небольших городков провинциальной Польши. Те же обсаженные каштанами улочки, маленькие магазинчики, кафешки, парикмахерские и заклады (мастерские). Однако посреди всего этого провинциального быта, в самом центре города стоит монастырь Ясна-Гура с хранящейся в нем иконой Божьей Матери Ченстоховской или, как ее здесь еще называют, Черной Мадонной. С монастырского холма открывается панорама города и вытянувшейся в струнку аллеи во славу Пресвятой Девы Марии. Эта улица называлась так всегда, даже в те времена, когда местный сталелитейный завод, а заодно и все вокруг носили имя товарища Сталина.

Предание гласит, что хранящуюся в Ченстохове икону написал сам апостол Лука. И не где-нибудь, а в Иерусалиме, в Сионской горнице, где происходила тайная вечеря. Еще одна интересная деталь: образ написан на доске того самого кипарисового стола, который некогда смастерил плотник Иосиф из Назарета. В Польше икона появилась в XIV веке. О том, где написанная Лукой Богоматерь странствовала почти полторы тысячи лет, история умалчивает. По одной из легенд, из Иерусалима икона попала в Византию, затем в Киевскую Русь, а оттуда добралась до Польши. Согласно другой версии, в Ченстохове хранится копия византийской иконы VI—VIII вв.еков, привезенная с Руси. Возможно, поэтому икону почитают не только католики, но и представители других конфессий, в том числе православные. Кстати, слово «ченстохова» в переводе с польского означает «часто прячущийся».

Черную Мадонну открывают на обозрение паломников и туристов ежедневно в два часа пополудни или в дни больших религиозных торжеств. Сам образ представляет Пресвятую Деву Марию в синем хитоне, расписанном евангельскими золотыми лилиями, с младенцем Иисусом на руках. На правой щеке видны два параллельных рубца, перекрещенные еще одним, третьим, — считается, что это следы от вражеских сабель и стрел.

Такая трактовка дефектов изображения не случайна: кроме многочисленных исцелений за иконой числится немало военно-исторических чудес. Так, в 1655 году Ченстохову осадила трехтысячная шведская армия под командованием генерала Миллера, который, по свидетельствам историков, презрительно назвал город курятником. Защитников города было на порядок меньше — около 300 солдат, дворян и монахов. Непрерывно служа молебны, более месяца они держали осаду и, к удивлению всех, отстояли Ченстохову. Слух о том, что шведы не смогли взять город, настолько воодушевил поляков, что они изгнали захватчиков, а многие десятки тысяч паломников повалили в Ченстохову, ставшую чуть ли не духовной столицей Польши. Аналогичный случай произошел в 1920 году: когда к Варшаве приблизилась конница Буденного, тысячи поляков молились перед образом о чуде. И чудо произошло: красные войска были разгромлены.

Стены часовни Ченстоховской Богоматери густо, в несколько слоев увешаны ex-voto — памятными дарами исцеленных или утешенных «царицей небесной и польской». В католической традиции есть обычай приносить чудотворным иконам дары за исцеление, спасение и другое важное событие в личной жизни, включая продвижение по службе. За образом прочно закрепилась слава исцеляющего. Наряду с прочими дарами на стенах часовни можно увидеть развешанные тут и там костыли: говорят, что Ченстоховская успешно исцеляет калек, парализованных, а также, что особенно актуально, наркоманов и алкоголиков. По словам монахов, в обители есть специальная книга, содержащая довольно полный список чудес, происшедших с людьми, которые молили Ченстоховскую Богоматерь о помощи.

Помимо костылей паломники вешают на стены часовни специально изготовленную из золота или серебра пластинку с изображением исцеленной части тела. Помимо сердца, глаз, ног, рук и других частей тела на пластинках попадаются и другие изображения. Например, офицерских погон или автомобиля «Лорен-Дитрих». Что это значит, объяснить никто не берется. Особый культурологический интерес представляют благодарственные надписи на стенах часовни. Многим из них не одна сотня лет. Правда, читать их непросто — напирают паломники, обходящие вокруг алтаря на коленях.

И этот поток не иссякает круглый год. В последнее время в город ежегодно приезжает и приходит пешком 4−5 млн паломников и туристов со всего мира. Благодаря Черной Мадонне Ченстохова наряду с французским Лурдом, португальской Фатимой, немецким Альтеттингом и итальянским Лорето входит в пятерку самых чтимых христианских святынь Европы. Масштабы паломничества позволяют монахам Ясна-Гуры постепенно расширять сферу услуг для богомольцев. Недавно при монастыре была открыта гостиница для паломников, где одноместный номер с ванной стоит от $ 25 в день.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала представительство Польской туристической организации в РФ и его главу Анджея Сераковского.

http://www.kommersant.ru/Doc.html?docId=554 770


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика