Русская линия
Единое Отечество, ОдессаИеромонах Иеремия (Чугунов)23.03.2005 

Русский путь — быть православным

Наш собеседник — настоятель Свято-Георгиевского храма с. Верхняя Тойма иеромонах Иеремия (Чугунов)

— Отец Иеремия, как известно, в Верхней Тойме открыта воскресная школа. Приживётся ли она?

— Наша воскресная школа в стадии формирования и становления. Что касается прогнозов, скажу так: в нашем государстве идёт борьба двух сил, созидательных и разрушающих. Созидательная — это Русская Православная Церковь и все, кто за ней стоит. Мы уверены, что выход из положения, в котором оказалась Россия, заключается в возвращении в лоно Церкви. За кем пойдёт народ, кому поверит? От этого и зависит будущее, в том числе и воскресной школы. Наша задача — предоставить возможность, а воспользуются ли ею, это не в нашей власти. Человек, пока жив, обладает волей и свободен в выборе, как ему строить жизнь, с Богом или без Бога. Считаю, без Бога уже попробовали…

— Во сколько лет вы впервые оказались в храме?

— Примерно в пятнадцать.

— А родом откуда, чьих родителей сын?

— Родился в Сыктывкаре. Отец мой из Новгородской области, до пенсии работал крановщиком. Мать из деревни Ляхово (тогда ещё Черевковского района), по образованию землеустроитель, работала в проектно-сметной группе крупного сыктывкарского строительного концерна.

— С чем был связан ваш уход в монастырь?

— Меня почти всегда тяготил город, с детства стремился его покинуть и хоть ненадолго выбраться на природу. Очень люблю красивые места.

В августе 1992-го я в числе первой группы паломников из Сыктывкара впервые приехал в Сийский монастырь. Пробыв там десять дней, твёрдо решил вернуться ещё раз на более серьёзный срок (кто там бывал, сможет меня понять), что и случилось в сентябре того же года.

— Лет вам было тогда…

— Двадцать один год. Мне были поручены ответственные послушания, я очень быстро втянулся в монастырское хозяйство и, поскольку пришлось вложить в дело возрождения монастыря много сил, осознавал обитель уже как свой родной дом. Духовное становление проходило в стенах монастыря под неусыпным бдением его настоятеля, ныне архимандрита Трифона.

— Правда, что в Сийском монастыре и ваш брат?

— Совершенно верно, он и у нас уже бывал неоднократно.

— Иеромонах — значит монах-священник. А почему именно Иеремия?

— Постригаемого в монашество не спрашивают, как он хотел бы именоваться.

— Перед тем, как приехать в Верхнюю Тойму, у вас был выбор?

— Как и в случае с именем, определяя место служения священника, архиерей делает это по своему усмотрению.

Раньше в Верхней Тойме не бывал, хотя в детстве лето проводил в Ляхове, где с угора было видно Тимошинскую церковь, а за черникой и грибами ходили на противоположный берег Двины, в «черняги» (тимошинцы меня поймут).

— В одной из книг прочитал: «Православные храмы исторически возводились в местах с нулевым энергетическим потенциалом». Что это означает? У нас так оно и есть?

— Надо смотреть контекст, автора и жанр, а по вырванной фразе трудно делать выводы. Поскольку нет ссылки на источник, очень похоже на «одна бабка сказала». Не так ли?

— И да, и нет… Думал, в ваших кругах это общеизвестно. Не помню, откуда цитата, но издание вполне серьёзное.

— Всегда поражаюсь той смелостью, с которой большинство наших сограждан вторгаются в пространство духовное, доверяя первому попавшемуся (прочитанному или услышанному) совету, не узнав предварительно ни законов этого пространства, ни целей советчика. А в наше время среди таких бывают воры! Вполне уместен вопрос: господа, а кто вам сказал, что это безопасно? В большей степени это относится к советам и рецептам разномастных целителей, экстрасенсов, биоэнергетиков и т. д., советующих о том, как избавиться от болезни или каких-то житейских невзгод.

Необходимо определиться, какую цель мы преследуем, выбирая для прочтения ту или иную книгу. Одно дело, когда мы ищем развлечения (как правило, открываем книгу или включаем телевизор), для этого подходят любовные романы, приключения и детективы. Но прочитанное в них ни в коем разе нельзя применять во внутрисемейных и общественных отношениях и делать на основе прочитанного далеко идущие выводы и заключения.

Если же жизненно важно получить духовный совет или узнать что-либо о жизни церкви, то и источник надо подбирать соответственно. На изданиях церковных обычно стоит пометка: книга издана по благословению того или иного иерарха. А ещё надёжнее обратиться за советом непосредственно к батюшке.

— Вот я и решил уточнить.

— Что касается того, как у нас… Не скажу, что есть большая разница с другими местами. Десятилетия жёстко навязываемой идеологии атеизма не прошли бесследно ни для кого. Конечно, есть люди тяжёлые, но, во-первых, я с пониманием и с жалостью отношусь к тем, кого начинает потряхивать при приближении священника. Во-вторых, вполне духовно укрепляюсь сознанием наличия 40−50 человек, которые ищут спасения души и которым жизненно важны исповедь и причастие, т. е. то, ради чего я здесь нахожусь. Кроме того, в глазах, словах и делах многих сельчан не из числа постоянных прихожан я нахожу сочувствие и поддержку, за что им огромная благодарность и низкий поклон!

— У Фёдора Абрамова в дневнике есть запись о своём знакомом: «… нашёл в религии опору для себя. Но он не просветлился, не взял от неё духовного света. Нравственного обновления не произошло… «Почему?

— В этих словах содержится противоречие. Мне лично не понятно, в чём заключалась опора, если «обновления не произошло»? Видимо, автор не совсем понимал, что значит найти опору в религии.

— Скорей всего мысль не до конца развита, ведь запись дневниковая, поэтому краткая, рабочая, для себя…

— Очень часто люди находят в религии что угодно: удовлетворение эстетических чувств; восполнение недостатка в общении; желание сделать что-то большое и заметное для всех; желание быть хоть маленьким, но начальником и т. д. Но не то, что на самом деле нужно в ней искать: соединение с Богом через организацию своей жизни по Его заповедям и эта организация невозможна без Благодати Божией, которая подаётся нам в церковных службах, таинствах и жизненном укладе.

— В вашей статье о посте однажды прочёл, что нельзя смотреть телевизор, слушать музыку…

По-моему, трудно этому следовать. Идеальных людей нет, если только некоторые, и то среди пожилых.

— Жизнь современного общества — это полное угождение плоти, это порабощение духа плотью.

Идеальных людей или, как говорят у нас в церкви, святых, как вы правильно заметили, нет. Но человек — существо не статическое, человеку свойственно меняться, в том числе и духовно. Меняться можно как в положительную, так и в отрицательную сторону. В отрицательную легче, не надо употреблять усилий. Перемена в положительную сторону — это кровь и пот.

Идеальных людей нет, но стремиться к идеалу мы обязаны. Говорю, основываясь на личном опыте: воздержаться во время поста от слушания светской музыки и от просмотра телевизора — далеко не самое сложное из того, в чём упражняется православный христианин во время поста. Я знаком с немалым числом людей, которые с лёгкостью отказываются от телевизора, и не только во время поста.

— Бытует мнение (не в обиду никому будь сказано), что в церковь ходят только грешники…

— Грешны все, но с той лишь разницей, что грешники, идущие в храм, понимают, что они грешны и нуждаются в Спасителе для своего исправления, а грешники, не признающие церкви и считающие себя духовно нормальными людьми, сильно больны прелестью, т. е. самообманом.

Рекомендую всем прочитать Евангельскую притчу о мытаре и фарисее. Этой притчей начинаются подготовительные к великому посту дни. В ней Христос оправдывает кающегося грешника, а превозносящегося праведника осуждает.

— Могут ли молебны проводиться без вас? Однажды, говорят, службу вёл кто-то другой, и «было очень плохо и скучно».

— Без меня могут вычитываться «мирским чином» некоторые службы суточного богослужебного круга, каноны и акафисты. Молитва весёлой не бывает, а церковь — не место отдыха и развлечений, вроде клуба «Для тех, кому за…»

— Как представляете своё будущее? На пенсию у вас не уходят, и обеты — навечно?

— Моё будущее в руках Бога и архиерея. Владыка имеет право в любое время «для пользы церковной» отправить священника туда, где тот, по его усмотрению, принесёт больше пользы. На пенсию у нас действительно не выходят, и служит священник, как правило, до смерти, хотя бывают исключения. Обеты монашества также не имеют срока действия, не могут быть отменены.

— Спасибо за ответы. И пусть огонёк веры теплится в душах юных благодаря воскресной школе. Человека всё же с детства на путь истинный надо наставлять.

Вопросы задавал Владимир Тюпин

http://www.otechestvo.org.ua/vesti/20 053/v2213.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика