Русская линия
Русская линия Анатолий Степанов11.11.2009 

Апология власовства — это удар по самим основам русского мировоззрения
Вступление к сборнику статей «Правда о генерале Власове»

Обложка книги *Правда о генерале Власове*Эта книга не могла не появиться. Ибо должно было прозвучать слово правды.

Когда 19 мая с.г. профессор Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Георгий Митрофанов на широкую ногу организовал презентацию своей книги «Трагедия России. „Запретные“ темы истории ХХ века» (СПб.: Моби Дик, 2009), в которой была предпринята попытка реабилитировать в общественном сознании генерала-предателя А.А.Власова, это вызвало легкий шок в среде православной общественности. «Особый взгляд» отца Георгия на личность генерала Власова, на нашу победу в Великой Отечественной войне, конечно, был известен, но это считалось частным мнением историка, которое он ранее не высказывал столь громогласно. Легкий шок сменился возмущением, когда протоиерей Георгий Митрофанов организовал еще одну презентацию своей книги в памятный день 22 июня.

На сайте нашего информационного агентства «Русская линия», в газете «Православный Санкт-Петербург», на сайте Московской духовной академии «Богослов.Ру» появились статьи с обоснованной критикой взглядов отца Георгия. Авторами публикаций были известные священнослужители (московский протоиерей Александр Ильяшенко, одесский протоиерей Георгий Городенцев, петербургский диакон Владимир Василик) и миряне (секретарь комиссии по канонизации святых Санкт-Петербургской епархии Лидия Соколова, историк Петр Мультатули, публицист Андрей Рогозянский).

Выступление протоиерея Георгия Митрофанова получило особое звучание в контексте принятия Парламентской ассамблеей ОБСЕ 3 июля с.г. резолюции, уравнивающей тяжесть преступлений, которые совершили «два мощных тоталитарных режима, нацистский и сталинский». Резолюция, получившая название «Воссоединение разделенной Европы» была принята вопреки протестам России. Европейские парламентарии по предложению своих коллег из восточноевропейских и балтийских стран решили сделать день 23 августа, дату подписания пакта Молотова-Риббентропа, днем памяти жертв сталинизма и нацизма.

Книга «Трагедия России. „Запретные“ темы истории ХХ века» стала многими восприниматься как едва ли не идейное обоснование явно антироссийской резолюции Парламентской Ассамблеи ОБСЕ. Кстати, сам отец Георгий не посчитал нужным отмежеваться от попыток увязать его книгу с одиозной резолюцией. Напротив, он и его немногочисленные сторонники продолжали выступать в СМИ с апологией власовства.

28 июля во время своего визита на Украину, выступая в прямом эфире украинского телеканала «Интер», по поводу резолюции ОБСЕ высказался Святейший Патриарх Кирилл. Он отметил, что хотя «и в нацизме, и в сталинизме были репрессии, и против собственного народа тоже», но нацизм был в отличие от сталинизма человеконенавистническим режимом. Месяц спустя, 23 августа, во время визита в Архангельскую епархию Патриарх уже прямо высказался по теме Власова и власовства. Взгляды авторов, которые «утверждают, что выбор тех людей, которые стали сотрудничать с немцами, которые пошли во власовскую армию, вполне правомерен», Святейший охарактеризовал как постмодернистские. Эти люди, по слову Патриарха Кирилла, «размывают границы между добром и злом».

Однако протоиерей Георгий Митрофанов фактически проигнорировал вполне определенное мнение Святейшего Патриарха. В сентябре, после того, как он получил поддержку Архиерейского Синода РПЦЗ, отец Георгий выступил в эфире двух телеканалов — федерального «5-го канала» и петербургского канала «100», где продолжил свою апологию предательства. Более того, если вначале он осторожно называл свои взгляды частным мнением историка и просил не впутывать в дискуссию о Власове Церковь, то теперь в его выступлениях стало прослеживаться стремление подчеркнуть, что он не просто чудаковатый историк, но священнослужитель Русской Православной Церкви. Так во время жесткой дискуссии в эфире телеканала «100» с помощником председателя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, доктором исторических наук Борисом Подопригорой, когда последний дошел до того, что начал оправдывать репрессии Сталина против русского духовенства накануне Великой Отечественной войны опасностью перехода священнослужителей на сторону фашистов, что считает допустимым отец Георгий, священник не посчитал нужным обозначить свою позицию, как частное мнение церковного историка.

Информационная кампания, развернутая протоиереем Георгием Митрофановым и его сторонниками с целью реабилитации в общественном сознании генерала А.А.Власова, очень опасна.

Во-первых, оправдание предательства генерала Власова ведет к дискредитации воинской присяги, что подрывает само основание существования армии. А поскольку этим занимается священник, следствием такой пропаганды станет недоверие к Церкви со стороны военных.

Во-вторых, агитация за реабилитацию Власова приведет Церковь к конфликту с государством, поскольку у этой кампании легко прочитывается антироссийский и антигосударственный подтекст. Реабилитация Власова — это еще один шаг к пересмотру итогов Второй мировой войны со всеми вытекающими отсюда геополитическими, идеологическими и финансовыми последствиями. Реабилитация Власова приведет к оправданию коллаборационизма в других странах, прежде всего на Украине и в Прибалтике, где этот коллаборационизм носил и носит ярко выраженный русофобский характер.

В-третьих, защита власовства — это удар по самим основам русского мировоззрения. Если можно, будучи недовольным политическим режимом, предавать Отечество, то почему бы нам не оправдать князя Курбского и гетмана Мазепу. Ведь и у них были «веские основания» для недовольства политическим режимом своего времени. Наконец, почему бы нам не оправдать и Ленина, выдвинувшего классический лозунг предательства: «Превратим войну империалистическую в войну гражданскую». Власов ведь хотел того же самого — превратить войну Великую Отечественную в войну гражданскую.

Наконец, самое главное, апология власовства особенно возмутительна в устах священника Русской Православной Церкви. По сути, это — «подкоп» под Священноначалие, обессмысливание подвига Святейших Патриархов Сергия и Алексия I. Ведь это не глава советского государства Иосиф Сталин, а глава Русской Православной Церкви митрополит Сергий (Страгородский) первым обратился к народу с призывом встать на защиту Отечества. Ведь это митрополит Ленинградский Алексий (Симанский) остался со своей паствой в блокадном городе, поддерживая и вдохновляя на подвиг русское воинство. Оказывается, их выбор был ничуть не лучше выбора, сделанного Власовым!

Кстати, отец Георгий Митрофанов демонстрирует либо свою очевидную профнепригодность как историка, либо двойные стандарты, умалчивая о решении Архиерейского собора Русской Православной Церкви от 8 сентября 1943 года, осудившего изменников Вере и Отечеству. Этот документ настолько важен, что уместно привести его полностью:

«Рядом с отрадными явлениями патриотической деятельности православного духовенства и мирян тем печальнее видеть явления противоположного характера. Среди духовенства и мирян находятся такие, которые, позабыв страх Божий, дерзают на общей беде строить свое благополучие: встречают немцев, как желанных гостей, устраиваются к ним на службу и иногда доходят до прямого предательства, выдавая врагу своих собратий, например, партизан и других, жертвующих собою за родину. Услужливая совесть, конечно, всегда готова подсказать оправдание и для такого поведения. Но иудино предательство никогда не перестанет быть иудиным предательством. Как Иуда погубил свою душу и телом понес исключительное наказание еще здесь, на земле, так и эти предатели, уготовляя себе гибель вечную, не минуют и каиновой участи на земле. Фашисты понесут справедливую кару за свои грабежи, убийства и прочие злодеяния. Не могут ожидать себе пощады и эти приспешники фашистов, думавшие поживиться за их спиной на счет своих братий.

Святая Православная Церковь, как русская, так и восточная, уже вынесла свое осуждение изменникам христианскому делу и предателям Церкви. И мы, сегодня, собравшиеся во имя Отца, Сына и Святаго Духа, подтверждаем это осуждение и постановляем: всякий виновный в измене общецерковному делу и перешедший на сторону фашизма, как противник Креста Господня, да числится отлученным, а епископ или клирик — лишенным сана. Аминь».

Как может православный священник рассуждать о вере генерала Власова, пытаться оправдать его деяния, ежели он отлучен от Церкви, как изменник Вере и Отечеству?!

Из всего вышесказанного понятна главная цель этой книги — показать, что точка зрения профессора Санкт-Петербургской духовной академии протоиерея Георгия Митрофанова на генерала-предателя А.А.Власова, на Великую Отечественную войну является маргинальной для Русской Православной Церкви. Церковный же взгляд на эти непростые темы нашей истории высказывают на страницах книги священнослужители и ученые-миряне нашей Церкви. Они убедительно доказывают: Церковь, даже в тяжелое советское время, всегда стояла на патриотических позициях. Подвиг Русской Церкви во имя Отечества в годы страшной войны, ее вклад в дело Великой Победы — факт непреложный.

В этом нет ничего удивительного, ибо Русская Церковь на протяжении веков учила русский народ, что подвиг во имя Отечества — святое дело. Поучение Святителя Московского Филарета: «Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов отечества, любите враги ваша», как нельзя лучше выражает позицию Церкви.

В одном можно согласиться с историком-протоиереем — тема Власова является «запретной темой» для обсуждения. Таковой она и должна оставаться. Ибо предательство Власова и власовцев — это наша боль и наш стыд, это позорная страница истории русского народа. Предательство — это духовный блуд. А блуд — такой грех, о котором «срамно и глаголати», по слову Апостола Павла (Еф. 5:12).

https://rusk.ru/st.php?idar=105900

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  иван гончаров    20.06.2011 15:55
Волос дыбится на голове и исчезает реальность справедливости когда слушаешь таких священнослужителей,В какой реальности находится наша страна,если в церкви такой оголтелый русофобский антироссийский экстремизм-не любовь к России,
  Мищенко Н.М. Сыктывкар    27.11.2009 16:40
Совершенно согласна с автором статьи: мы, работники Центра патриотического и духовно-нравственного воспитания Коми республиканского института повышения квалификации и переподготовкипедагогических кадров испытываем насущную потребность в освещении таких сложных вопрос, как "Власов и "власовщина" с позиций нашей традиционной религии, культуры, нравственности. Любые публичные мнения представителей священства, расходящиеся с точкой зрения Церкви, смущают души не только детей, но и нас, грешных, которые воспитаны другой идеологической системой. Нельзя смешивать добро и зло, как нельзя, по выражению С.Есенина "повенчать розу белую с чёрной жабой С другой стороны, попытка реабилитировать предателей Родины оскорбляет память наших отцов и дедов, которые в то время чётко понимали: Отечество в опасности, – и защищали его не жалея жизни.
  САВИН ИГОРЬ    26.11.2009 14:46
"..Конец еврейского господства в России будет также концом России как государства. Судьба предназначила нам быть свидетелем такой катастрофы, которая лучше, чем что бы то ни было, подтвердит безусловно правильность нашей расовой теории".
"

Разве предсказание не сбывается?
А про Гиммлера-это очередная утка.. слова, вырванные из какого-то контекста и приписанные Гиммлеру.. Лучше вспомните, что о русских писали советские большевистские руководители
  Физтех-87    26.11.2009 11:20
Цитата:
  Но вы приведите пример мне когда немцы в своих воззваниях называли бы русских унтерменшами и недочеловеками..  


Ну чем Вам эти немцы не авторитеты?
(По материалам Вами любимого источника
http://ru.wikipedia.org/wiki/Der_Untermensch)


"Сама судьба указует нам перстом. Выдав Россию в руки большевизма, судьба лишила русский народ той интеллигенции, на которой до сих пор держалось ее государственное существование и которая одна только служила залогом известной прочности государства. Не государственные дарования славянства дали силу и крепость русскому государству. Всем этим Россия обязана была германским элементам — превосходнейший пример той громадной государственной роли, которую способны играть германские элементы, действуя внутри более низкой расы. Именно так были созданы многие могущественные государства на земле. Не раз в истории мы видели, как народы более низкой культуры, во главе которых в качестве организаторов стояли германцы, превращались в могущественные государства и затем держались прочно на ногах, пока сохранялось расовое ядро германцев. В течение столетий Россия жила за счёт именно германского ядра в ее высших слоях населения. Теперь это ядро истреблено полностью и до конца. Место германцев заняли евреи. Но как русские не могут своими собственными силами скинуть ярмо евреев, так и одни евреи не в силах надолго держать в своем подчинении это громадное государство. Сами евреи отнюдь не являются элементом организации, а скорее ферментом дезорганизации. Это гигантское восточное государство неизбежно обречено на гибель. К этому созрели уже все предпосылки. Конец еврейского господства в России будет также концом России как государства. Судьба предназначила нам быть свидетелем такой катастрофы, которая лучше, чем что бы то ни было, подтвердит безусловно правильность нашей расовой теории".

— Адольф Гитлер[4]

"То, что может произойти с русским или чехом, меня абсолютно не интересует. Будут ли они живы или умрут с голоду, как скоты, — для меня это имеет значение только в том смысле, что лица, принадлежащие к этим национальностям, будут нам нужны в качестве рабов. Если десять тысяч русских женщин, которые роют нам траншеи, упадут на землю мёртвыми от усталости, мне это безразлично, важно, чтобы нужные нам траншеи были вырыты."

— Генрих Гиммлер[10]
  Студент    26.11.2009 11:05
"Служба посвящена 115-й годовщине венчания Императора Николая Александровича и принцессы Гессен-Дармштадской, в Православии Александры Федоровны. Приглашаются все желающие. Вход платный."

Дожили! Платный вход на богослужения!
  Физтех-87    26.11.2009 10:48
Цитата:
  Но вы приведите пример мне когда немцы в своих воззваниях называли бы русских унтерменшами и недочеловеками.. Или немецкую песню , где немцы пели бы об русских унтерменшах.. Или газету немецкую, где немцы относились бы с ненавистью к русским унтерменшам.. Я такого не видел..  

А Вы, юноша, верите только в то, что САМИ видели? Ну, скажем, вы электрон видели? :-) Ну, так навскидку, посмотрите немецкий фильм "Сталинград" (если Вас не коробит название :-). Там вначале есть кадр, когда пьяные немецкие солдаты из поезда машут русским крестьянам (работающим в поле)
и радостно кричат: "Вот, они уже на нас работают!". Наверное, режиссер – сталинист :-) Ну, а если честно, то Вы – либо слепец, либо глупец, либо провокатор. А может и то, и другое, и третье. Тяжелый случай.
  о. Евгений    25.11.2009 13:26
"…..вы же позиционируете себя как христианин, но как же можно. ….Любое насилие это грех"
Интересно, Вы Евангелие читали? А как же Христос бичом изгонял торгующих из храма? И Вы позиционируете себя, как знаток христианства? Но как же можно?!
  САВИН ИГОРЬ    25.11.2009 13:15
"..Новую двухтомную историю России бурного XX века уже называют как внутри, так и за пределами страны важнейшим вкладом в развернувшуюся дискуссию о прошлом России и о национальном самосознании.
"

гА-ГА-ГА. А чтобы у публики появился интерес к подобным творениям(где "..авторы избегают открытых проявлений национализма или антисемитизма.) выпустить сию историю на туалетной бумаге в двух рулонах.. посидел, почитал – и в унитаз …га-га-га.. передайте мой совет этому "ученому-калачу копченому".. тогда у "историю" будет "читать" вся Россия :))))))
  Прихожанка    25.11.2009 13:09
"Ваших начальничков -гепеушников только это коробит в пражском манифесте?"

А с чего Вы вообще взяли, что у меня есть какие-то начальники?
  Артур    25.11.2009 11:45
А наши друзья – внутренние и внешние – уже подсуетились.

История России в XX веке – с бородавками и со всем прочим
("The New York Times", США)

http://www.inosmi.ru/social/20091125/156685831.html

Кстати, Кишковски – это та, что однажды упоминала РЛ в своих писульках.

Цитата:
  Новую двухтомную историю России бурного XX века уже называют как внутри, так и за пределами страны важнейшим вкладом в развернувшуюся дискуссию о прошлом России и о национальном самосознании.

Эта книга была написана коллективом историков под руководством Андрея Зубова – профессора института в составе университета, относящегося к российскому министерству иностранных дел. Это весьма увесистая книга – почти 1000 страниц текста в каждом томе – вышла в издательства АСТ, и в продажу поступил уже второй тираж в 10 000 экземпляров

«Настало время сказать, наконец, о том, находимся ли мы на стороне Советского Союза со всеми его деяниями, или мы являемся жертвами коммунистического режима и, соответственно, отвергаем его деяния как чуждые нам, – заявил господин Зубов в интервью, проходившем в его заполненной книгами московской квартире. – Этот момент настал, и мы не можем больше поворачиваться к нему спиной».

Православный священник и ученый протоиерей Георгий Митрофанов, написавший несколько разделов этой книги, посвященных Русской православной церкви, отметил, что переоценка истории не сможет решить всех проблем России. «Мы опоздали», подчеркнул он.  

Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | Следующая >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика