Русская линия
Русская линия07.03.2009 

Еще раз о ритуальном самоубийстве в Одесском монастыре
Новые заявления пресс-службы Одесской епархии и сайта «Новороссия»

От редакции: 28 февраля мы опубликовали редакционный комментарий «Было ли самоубийство в одесском храме ритуальным?» с подзаголовком «Комментарий РЛ в связи с заявлением пресс-службы Одесской епархии». Сейчас видим, что допустили ошибку, не удержались, когда можно было промолчать. Чем ввели в искушение сотрудников пресс-службы Одесской епархии в канун Великого поста. В начале первой седмицы поста Пресс-служба прислала нам свой «комментарий на комментарий» — большой текст с подбором цитат из разных источников с целью подвергнуть критике наши мысли. Мы просим прощения у наших коллег и единоверцев из Одессы, что вынудили их заниматься мало приятным делом спора на первой седмице Великого поста. Мы не хотели поначалу публиковать ответ пресс-службы, надеясь решить дело частной перепиской, но теперь, когда он опубликован на сайте епархии, наше молчание уже выглядит двусмысленно. Тем не менее, мы не намерены далее вступать в полемику по этому вопросу, хотя нам, разумеется, есть что возразить на аргументы, приведенные в одесском комментарии на комментарий.

Как это ни парадоксально, но, словно сговорившись, в один день с «комментарием на комментарий» мы получили и другое письмо из Одессы от гл. редактора сайта «Новороссия» Руслана Запорожского, в котором излагается, разумеется, иная версия событий. Мы решили опубликовать эти два текста под «одной шапкой», хотя рискуем вызвать новое неудовольствие коллег из пресс-службы Одесской епархии, для которых, судя по всему, Запорожский пострашнее отъявленного еретика и раскольника. Признаемся, что редакция РЛ лично не знакома с г-ном Запорожским. Но, насколько нам известно, ни Руслан Запорожский, ни даже бывший епископ Диомид (Дзюбан) не отлучены от Церкви, а значит являются нашими братьями во Христе, причащаются с нами из одной Чаши (Руслану Запорожскому вроде как только временно запрещено причащаться правящим архиереем).

Странно, кстати, что сотрудники пресс-службы снова утверждают, что самоубийство произошло не над ракой прп. Кукши. Но вот что читаем в статье Ольги Кравец «Как сатана мстит Одесской епархии» на сайте «Единого Отечества»: «В Неделю о Страшном суде, во время вечернего богослужения неизвестный несчастный мужчина, с помощью большого ножа или кинжала, совершил самоубийство над ракой с мощами преподобного Кукши Одесского находящейся в Свято-Успенском храме монастыря». Таким образом, О. Кравец подтверждает версию сайта «Новороссия».


«СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ, ОДИН РАЗ ОТРЕЖЬ». КОММЕНТАРИЙ НА КОММЕНТАРИЙ


28.02.2009 года на сайте «Русская линия» в рубрике «Колонка редактора» был помещен материал «Было ли самоубийство в одесском храме ритуальным?» с подзаголовком «Комментарий РЛ в связи с заявлением пресс-службы Одесской епархии», в котором содержится попытка взять под сомнение факты, изложенные пресс-службой Одесской епархии в связи с происшествием в Свято-Успенском Одесском мужском монастыре.

Цитируем: «27 февраля на официальном сайте Одесской епархии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата появилось заявление пресс-службы Одесской епархии в связи с сообщениями в средствах массовой информации о том, что в Свято-Успенском Одесском мужском монастыре 22 февраля было совершено ритуальное самоубийство над ракой с мощами преподобного Кукши Одесского. Напомним, что «Русская линия» сообщила об этом инциденте 26 февраля со ссылкой на информационное агентство «Новый Регион» и сайт духовно-патриотического союза «Новороссия». Поскольку мы одними из первых сообщили об этом происшествии, то, по-видимому, под неназванными пресс-службой епархии СМИ следует понимать и РЛ. Поэтому все призывы пресс-службы, изложенные в ее заявлении, адресованы, в том числе, и нам. Редакция «Русской линии», не найдя заявление пресс-службы Одесской епархии убедительным, считает своим долгом его прокомментировать. Во избежание недоразумений мы полностью приводим текст этого заявления:

«В некоторых средствах массовой информации распространяются сообщения о том, что в Свято-Успенском Одесском мужском монастыре 22 февраля было совершено, якобы, «ритуальное самоубийство на мощах». К сожалению, в погоне за «сенсацией» журналисты не потрудились обратиться непосредственно ни к сотрудникам правоохранительных органов, ни к священноначалию Одесской епархии, чтобы выяснить официальную точку зрения происшедшего.

К сожалению, приходится констатировать и тот факт, что непроверенную информацию о случившемся поставили на свой сайт и наши коллеги из редакции сайта «Украина Православная» «http://www.pravoslavye.org.ua»

В связи с вышеперечисленным, пресс-служба Одесской епархии заявляет: 22 февраля во время вечерней службы в Свято-Успенском Одесском мужском монастыре психически больной человек, что подтвердило затем медицинское исследование и заключение правоохранительных органов, попытался нанести себе ранение ножом. Произошло это в одном из приделов храма, но не «над мощами преп. Кукши», как было написано в прессе, и кровь не «обагрила раку с мощами"…

Усилиями насельников обители и верующих пострадавшему была оказана первая помощь, а прибывшая затем «Скорая помощь» забрала его в больницу, где, несмотря на старания медиков, он на следующий день скончался.

«Самоубийство было явно ритуальным», — пишут журналисты в погоне за сенсацией. Однако, медицинский осмотр показал, что этот человек уже не раз пытался покончить жизнь самоубийством. Об этом свидетельствуют множество шрамов на теле. Кроме того, дальнейшее расследование обстоятельств инцидента показало, что погибший был уже 10 лет психически болен после серьезной травмы головы.

Таким образом, говорить о ритуальном характере самоубийства — значит сознательно нагнетать нездоровую духовную атмосферу вокруг факта гибели психически больного человека.

Это как раз вписывается в планы организаторов провокационной кампании: сайт «Новороссия», который первый распространил столь «сенсационное» сообщение, явно заинтересован в нагнетании истерии «об исключительном, неслыханном происшествии в свете всеобщей апостасии и явных признаков последних времен». Дело в том, что некто Руслан Запорожский, возглавляющий духовно-патриотический союз «Новороссия» и одноименный сайт, был отлучен от причастия Высокопреосвященнейшим Агафангелом, митрополитом Одесским и Измаильским за многочисленные провокации против священноначалия Русской Православной Церкви. Сам же Запорожский не скрывает, что является активным сторонником бывшего епископа Диомида и вместе со своими стронниками проводит линию на подрыв канонического Православия. Для этого он идет на любые средства, в том числе и столь на «апостасийную» сенсацию. Что же касается исключительности случившегося, то хочется подчеркнуть: к сожалению, в истории церкви такие случаи с психически больными людьми были далеко не единичны… В завершение хотелось бы напомнить слова святого апостола Иоанна Богослова: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Иоан. 4:1). Будем же впредь внимательно относиться к фактам, а раздувать истерию «о последних временах»

Следует признать справедливой претензию пресс-службы Одесской епархии, что «журналисты не потрудились обратиться непосредственно ни к сотрудникам правоохранительных органов, ни к священноначалию Одесской епархии, чтобы выяснить официальную точку зрения происшедшего». Это действительно серьезное наше упущение, правда, допущенное нами отнюдь не в погоне за «сенсацией». Решив не обращаться за комментариями в пресс-службу Одесской епархии, мы руководствовались вполне конкретными практическими соображениями. К сожалению, «Русская линия» ранее сталкивалась с полной невозможностью дозвониться до пресс-службы епархии. В начале 2008 года в связи с поступившим в нашу редакцию «Обращением духовенства Одесской епархии» в защиту председателя Союза православных граждан Украины Валерия Каурова мы беспрерывно звонили в пресс-службу епархии, но телефон хронически молчал на протяжении нескольких дней. На этот раз мы посчитали бессмысленным повторение этого печального опыта «общения» с пресс-службой Одесской епархии. Впрочем, наверное, сейчас ситуация кардинально изменилась, и до пресс-службы епархии теперь в принципе можно дозвониться. К сожалению, мы не обратили внимание на это обстоятельство.

Наш комментарий: Странно, как наши коллеги из РЛ «в начале 2008 года» могли «беспрерывно звонить в пресс-службу епархии», если у нас и в 2009 году пока нет телефона, а связь с нами осуществляется по интернет-адресу, которой более пяти стоит на официальном сайте Одесской епархии. С этого адреса мы не раз посылали сообщения в РЛ, которые затем были там опубликованы…

Что касается других претензий, то, к сожалению, мы должны заявить коллегам из пресс-службы, что не можем признать их претензии существенными. Заявление пресс-службы оказалось посвящено главным образом личности председателя духовно-патриотического союза «Новороссия» Руслана Запорожского. Можно понять, что сотрудников пресс-службы беспокоит деятельность г-на Задорожного, но в данном случае абсолютно неважно, за что отлучал его от причастия митрополит Агафангел, является он последователем бывшего епископа Диомида или нет. Выводы г-на Запорожского о последних временах и апостасии — его личная оценка, которую можно давать, а можно и не давать (как было в сообщении РЛ о событии), с ней можно соглашаться или спорить. Но какое это имеет отношение к происшествию в Свято-Успенском Одесском мужском монастыре?! Очевидно, что речь должна была идти о ритуальном самоубийстве, а не о личности господина Запорожского.

Наш комментарий: Напомним нашим коллегам из РЛ, что и г-н Запорожский, и его духовный вождь бывший епископ Диомид, как раз отличаются тем, что всюду видят последние времена, предательство архиереев… Понятно, что таким людям выгодно любое происшествие трактовать в подобном духе. Кстати, приведем здесь ряд выдержек из комментариев случившегося на сайте «Новороссия»:

«На наш взгляд, Господь попустил это внешнее видимое осквернение потому, что имеются факты внутреннего, невидимого осквернения Церкви: связь священнослужителей с масонством, грех симонии (продажа священнических, в т. ч. и епископских, санов за деньги), содомские грехи, слияние высшего духовенства с капиталом, экуменизм, требование части высшего духовенства автокефалии для УПЦ, что ослабляет Церковь, канонизация революционеров в лике святых, борьба части духовенства с Монархическим сознанием, т. е. с Божьим Домостроительством».

«Увы и горе нам окаянным! События последних лет свидетельствуют — «аншлюс» зарубежников, изгнание истинных архиерев, в скором времени «соединятся» со старообрядцами (их заставят под предлогом «возвращения» храмового имущества). Смерти предстоятелей всех православных русских юрисдикций не могут быть случайными… Наконец избрание на соборе РПЦ предстоятелем открытого еретика-экумениста».

Невольно хочется спросить у редколлегии РЛ: может вы разделяете и эти взгляды г-на Запорожского и иже с ним?

Главный вопрос — было ли происшествие в монастыре ритуальным самоубийством? В заявлении пресс-службы утверждается, что не было. Однако главный аргумент в пользу вывода о неритуальном характере произошедшего, приводится скороговоркой. Коллеги из пресс-службы пишут, что инцидент произошел «в одном из приделов храма, но не «над мощами преп. Кукши», как было написано в прессе, и кровь не «обагрила раку с мощами"…». Если это так, и с подачи председателя духовно-патриотического союза «Новороссия» Руслана Запорожского распространялась заведомая неправда, тогда почему об этом говорится скороговоркой. Так бы и написали, что г-н Запорожский ввел в заблуждение православный народ. Это куда более существенный аргумент, чем его любовь к Диомиду.

Наш комментарий: И тут коллеги из РЛ почему-то не рассмотрели объективности наших аргументов. При чем тут скороговорка, если речь идет об объективных фактах. А они еще раз подчеркнем таковы: «22 февраля во время вечерней службы в Свято-Успенском Одесском мужском монастыре психически больной человек, что подтвердило затем медицинское исследование и заключение правоохранительных органов, попытался нанести себе ранение ножом. Произошло это в одном из приделов храма, но не «над мощами преп. Кукши», как было написано в прессе, и кровь не «обагрила раку с мощами"…

Усилиями насельников обители и верующих пострадавшему была оказана первая помощь, а прибывшая затем «Скорая помощь» забрала его в больницу, где, не смотря на старания медиков, он на следующий день скончался.

«Самоубийство было явно ритуальным», — пишут журналисты в погоне за сенсацией. Однако, медицинский осмотр показал, что этот человек уже не раз пытался покончить жизнь самоубийством. Об этом свидетельствуют множество шрамов на теле. Кроме того, дальнейшее расследование обстоятельств инцидента показало, что погибший был уже 10 лет психически болен после серьезной травмы головы».

…Вероятно, журналисты «Русской линии» хотели бы узнать нечто большее о личности погибшего. Но мы не стали приводить «апостасийных» версий случившегося, а сообщили то, о чем нас официально проинформировали в милиции и в медицинском учреждении: самоубийца — психически больной человек, который много лет состоял на психиатрическом учете после серьезной травмы головы.

Однако, даже если выяснится, что Р. Запорожский обманул всех или транслировал недостоверную информацию и самоубийство произошло не над мощами преподобного Кукши, то почему это свидетельствует о неритуальности самоубийства?! Неужели для наших одесских коллег существенно, в какой части храма произошло самоубийство, у раки с мощами преподобного Кукши или в любом другом приделе храма? Даже если самоубийство произошло в любой другой части православного храма, который сам по себе является святыней, разве это не ритуал. Бесноватый человек вошел в православный храм и публично убил себя ножом в Доме Божием! Это и есть ритуальное самоубийство. Неритуальным оно было бы, если бы сей несчастный убил себя в доме или на улице.

Наш комментарий: Откуда наши коллеги из РЛ взяли, что погибший был бесноватым? Разве мало психически больных людей приходят в храмы Божии за исцелением? А уж высказывание о том, что «неритуальным оно (самоубийство) было бы, если бы сей несчастный убил себя в доме или на улице» говорит о том, что логика у редколлегии «хромает на обе ноги». Например, в синтоизме ритуальное самоубийство не только не запрещено, но и прямо поощряется в варианте харакири, или сеппуку. Эта форма самоубийства совершалась добровольно в тех случаях, когда была затронута честь самурая, в знак верности самурая своему сюзерену и т. д. Понятно, что самураи совершали самоубийство не в православных храмах. Но от этого оно не перестало быть ритуальным. Можно напомнить редколлегии РЛ и о том, что секта «Ветвь Давидова» в 1993 году совершила самосожжение 87 человек. И это тоже было ритуальное самоубийство.

Странно также читать аргументы православных журналистов, изложенные в заявлении, что это самоубийство не было ритуальным, поскольку его совершил психически больной человек. Психически нездоровый человек, для православного сознания, это человек — одержимый демонами, иначе говоря, это бесноватый человек. К сожалению, именно такие люди совершают ритуальные действия, и это неудивительно, ведь они одержимы демонами. Поэтому пресс-служба Одесской епархии, называя этого несчастного психически нездоровым, как раз и доказывает, что он мог совершить ритуальное самоубийство. Поэтому при всем нашем уважении к коллегам из пресс-службы Одесской епархии, мы не можем признать их разъяснения убедительными. И хотели бы дружески посоветовать, прежде чем выступать публично с заявлениями, серьезно подумать. Все-таки не зря на Руси говорили: «семь раз отмерь, один раз отрежь»

Наш комментарий: И тут коллеги из РЛ явно «перегнули палку»: откуда они взяли, что «психически нездоровый человек, для православного сознания, это человек — одержимый демонами, иначе говоря, это бесноватый человек»? Дело обстоит иначе:

Вот что говорится об этом в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви в XI главе «Здоровье личности и народа»:

«ХI. 5. Церковь рассматривает психические заболевания как одно из проявлений общей греховной поврежденности человеческой природы. Выделяя в личностной структуре духовный, душевный и телесный уровни ее организации, святые отцы различали болезни, развившиеся «от естества», и недуги, вызванные бесовским воздействием либо ставшие следствиями поработивших человека страстей. В соответствии с этим различением представляется одинаково неоправданным как сведение всех психических заболеваний к проявлениям одержимости, что влечет за собой необоснованное совершение чина изгнания злых духов, так и попытка лечения любых духовных расстройств исключительно клиническими методами (курсив наш — прим. ред). В области психотерапии оказывается наиболее плодотворным сочетание пастырской и врачебной помощи душевнобольным при надлежащем разграничении сфер компетенции врача и священника.

Психическое заболевание не умаляет достоинства человека. Церковь свидетельствует, что и душевнобольной является носителем образа Божия, оставаясь нашим собратом, нуждающимся в сострадании и помощи».

Может быть, журналисты «Русской линии» не согласны с этим основополагающим документом Русской Православной Церкви?

Тогда приведем мнение по этому поводу специалистов-медиков:

Из беседы с известным православным врачом-психиатром, кандидатом медицинских наук Дмитрием Авдеевым:

— В вашей практике вам приходилось встречаться со случаями одержимости?

— Я уже двадцать лет веду прием. И приходилось часто наблюдать, как верующие родственники психически тяжело больного человека стремились в первую очередь вести его на отчитку. Это неверное поведение.

Я сам не дерзаю ставить какие-то духовные диагнозы, но если вижу, что передо мной больной человек, нуждающийся в срочной квалифицированной психиатрической помощи, то однозначно говорю его родственникам: на отчитку вести его не надо.

В «Основах социальной концепции РПЦ» четко сказано о разграничении сфер деятельности верующего психотерапевта и священнослужителя. Там говорится о том, что врач-психотерапевт предшествует встрече со священником. Он готовит человека к этой встрече.

— Порой состояние психически больных, которые разговаривают с «невидимыми духами», агрессивны, вызывает у окружающих мистический страх или отвращение. Каким должно быть отношение христианина к душевнобольному?

— Да, бывают психические заболевания, когда человек начинает слышать голоса, видеть галлюцинации. Если больной человек верующий, то, естественно, в фабуле его переживаний будут находиться религиозные образы. И это может дать повод его неверующим родственникам сказать: «Домолился!». Но нет ?- Церковь никогда не приведет к шизофрении.

Когда 16 лет назад я начинал изучать эту проблему, не было ясной точки зрения: психические болезни — что это? Беснование, одержимость или только компетенция психиатров? А «Социальная концепция» расставила все точки.

Мои исследования шли в этом же русле. Болезни психические — это Господом возложенный крест, который нужно претерпеть, безропотно нести. Это важно. Психическая болезнь — это частный случай греховного повреждения. И эти больные нуждаются в сострадании.

Раньше в духовных школах был предмет, который назывался «пастырская психиатрия». И есть прекрасные работы известного психиатра, сына священника Рязанской епархии, глубоко верующего человека Дмитрия Евгеньевича Мелехова. Его работы были интересны не только мирянам, но и священнослужителям. Он расписывал по пунктам, как пастырь может распознать, что его подопечный психически болен.

Мне кажется, что надо развивать общую культуру, медицинскую культуру, духовную, доброе христианское отношение, не пленяться страхом, не уходить в панику, не думать, будто бы Бог покинул нас. Нет, нужно относиться к психически больным с христианским милосердием, любовью и состраданием.

— «Слышал, что самоубийство совершают те, у кого, как говорится, крыша поехала. Правда ли это? Почему же это считается тяжким грехом?»

— Вообще, проблема суицидов перестает быть только медицинской. Это проблема — социальная, государственная. В России, например, ежегодно 70 000 самоубийств — 39−40 человек на каждые 100 000 населения страны. Это целый город самоубийц ежегодно! Но, по данным исследователей, лишь 10% людей, которые совершают этот страшный, непоправимый шаг, действительно психически больны. То есть это люди, которые страдали неизлечимой болезнью, и их рассудок был помрачен. А 90% - это душевно здоровые, но духовно глубоко поврежденные люди. Они не знают Бога и, оказавшись в тисках обстоятельств, полагают, что самоубийство решит все проблемы.

Вдумайтесь в эти цифры — 10% и 90%. То есть, еще вчера человек жил спокойно, а сегодня какая-то боль, клевета, предательство… - и он считает, что жизнь закончилась, выхода нет.
Беседовала Елена НАСЛЕДЫШЕВА
«МИЛОСЕРДИЕ.РУ», 26 сентября 2008 г.

* * *

Дмитрий Евгеньевич Мелехов (1899−1979) является крупным отечественным психиатром, одним из основоположников социальной психиатрии, внёсшим неоценимый вклад в разработку клинических основ прогноза трудоспособности при психических заболеваниях и в развитие новых форм медико-социальной помощи психически больным. Его жизненным кредо были слова святого Игнатия Брянчанинова: «И слепому, и прокажённому, и повреждённому рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажи почтение, как образу Божию. Что тебе до его немощей и недостатков? Наблюдай за собой, чтобы тебе не иметь недостатка в любви».

Д.Е.Мелехов через всю свою жизнь пронёс глубокую веру в Бога. Быть верующим означало для него, прежде всего, непрестанно работать в своей профессии, что в свою очередь открывало ему путь к духовности.

Вместе с тем, как верующий, учёный и гражданин Д.Е.Мелехов стремился воплотить потребность в духовной жизни непосредственно в своей практической и научной деятельности. Он всегда с готовностью консультировал верующих душевнобольных, которые не могли рассчитывать на правильное понимание своих болезненных переживаний большинством психиатров, воспитанных на одномерном, материалистическом видении мира и нередко расценивающих обычные религиозные взгляды пациентов как патологический феномен. Дмитрий Евгеньевич считал своим долгом пестовать кадры православных врачей-психиатров, которые смогли бы оказать адекватную помощь верующему человеку с нарушением психики.

Уникальный в наши дни опыт верующего учёного, психиатра, врача и гражданина нашёл воплощение в работах Д.Е.Мелехова: «Психиатрия и проблемы духовной жизни» и «Н.И.Пирогов и вопросы жизни». Первая из них, оставшаяся, к сожалению, незаконченной, задумана автором как практическое пособие, адресованное и церковным служащим и медикам одновременно. В соответствии с идеями христианства стержневым в ней является принцип трихотомического строения личности, состоящей из духа, души и тела. Психическая болезнь — это обусловленное телесными нарушениями повреждение души. Однако эти нарушения могут иметь и «непосредственную духовную причину». Дмитрий Евгеньевич подчёркивал особую важность различения у душевнобольных религиозных переживаний как признака болезни («ложной мистики») и религиозных переживаний как проявления «положительной здоровой мистики», которую учёный считал мощным терапевтическим фактором в борьбе с болезнью. Д.Е.Мелехов полагал равно недопустимым со стороны врача «сходу трактовать всякое религиозное переживание как патологию», а со стороны священника — рассматривать все случаи душевного расстройства как проявление «бесоодержимости».

Д.Е.Мелехов. «Психиатрия и проблемы духовной жизни»

«IV. ОТНОШЕНИЕ ВРАЧА-ПСИХИАТРА К РЕЛИГИОЗНЫМ ПЕРЕЖИВАНИЯМ БОЛЬНОГО И ОТНОШЕНИЕ СВЯЩЕННИКА К ПАТОЛОГИЧЕСКИМ ПРОЯВЛЕНИЯМ В ПСИХИКЕ (ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ).

…Священник, духовник, пастырь человеческих душ, имеет дело с самыми глубокими и сокровенными переживаниями человека как в норме, так и в патологии. Часто он первым замечает в пришедшем к нему за духовной помощью начальные признаки психического заболевания. Он постоянно имеет дело с живой человеческой душой, с ее трудностями и болезнями. Его компетенция — болезни человеческого духа, влияние греха и помощь людям в преодолении последствий греха, его власти и чувства вины.

Христос твердо сказал: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию».

Грех — универсальный факт жизни человеческой личности. Осознание греха и покаяние — единственный путь борьбы с грехом и его преодоления. «Наше эмпирически данное состояние есть состояние грехопадения и одержимости страстями, т. е. действующий в нас грех стал почти законом нашего земного бытия» (Арх. Софроний).

Под влиянием греха живая человеческая душа, не потерявшая совесть, испытывает чувство вины, печаль, мучение и потребность освободиться от греха. Верующий человек идет за помощью в церковь, обращается к духовно опытному человеку. Он испытывает духовную боль и страдание, а иногда и несет физические последствия греха.

Перед духовником, а также перед психиатром, если он верующий человек, стоит первая задача — поставить «духовный диагноз», т. е. необходимо определить, что в этих страданиях человека имеет непосредственно духовную причину и подлежит лечению духовному. Одновременно надо установить, что в его переживаниях оказывается проявлением душевной болезни, имеющей причину в нарушениях мозговой деятельности или всего организма, а потому требует врачебной компетенции, вооруженной современными знаниями законов психологической жизни, законов биологической, эмоциональной душевной жизни и медицинского воздействия (область психиатрии и психофармакологии). Или, наконец, у пришедшего имеются такие психофизические нарушения, которые являются непосредственным следствием личных или семейных грехов и тогда нуждаются в духовных и психиатрических методах лечения одновременно. В таких случаях духовное выздоровление может привести к психическому выздоровлению. (Именно так Христос исцелил расслабленного, когда видел духовную причину болезни и начал с ее устранения: «чадо, прощаются тебе грехи твои»).

Вот этот этап определения правильного духовного диагноза — не менее, а, вероятно, даже более ответственный, чем только психиатрический диагноз. Это — определение духовного уровня развития, которого достиг человек, выяснение глубоко скрытого в тайниках души его отношения к Богу и ко греху, и способность его сопротивляться силе греха. Здесь необходима компетенция умного и опытного человека, который имеет особый дар — как присущую ему способность духовной прозорливости или как результат обобщения духовного опыта. Апостол Павел это называл «различение духов» (discretio spiritum) и перечислял его среди даров духа, различных действий духа и служении («слово мудрости, слово знания, вера, исцеления, чудотворения, пророчества, различения духов» — 1 Кор. 12: 8−10).

Поводы для такого обращения к медицинской компетенции можно указать следующие:

1. Припадки истерические, эпилептические и смешанные, негативно-вазомоторные.

2. Нарастающее падение работоспособности, утомляемость, прогрессирующее снижение памяти и интеллектуальных способностей.

3. Резкое и прогрессивное изменение основных черт характера, немотивированное и независимое от внешних условий развитие возбудимости, холодности, злобности, жестокости, тревожности, эмоциональной неустойчивости.

4. Повторяющиеся обманы зрения, слуха, обоняния, тактильные обманы (патологические ощущения в коже), ощущения воздействия электротоком и т. д.

5. Глубокие и стойкие, или часто рецидирующие состояния депрессии, тоски с безнадежностью, унынием, в особенности с мыслями о самоубийстве или состояния беспричинной веселости с беспорядочной повышенной активностью, неконтролируемым наплывом мыслей и переоценкой своих возможностей.

6. Неуправляемые, насильственные, навязчивые мысли, наплывы беспорядочных мыслей, непроизвольные остановки и обрывы в ходе логического процесса; ощущение искусственных, не своих, «сделанных», внушенных мыслей, возникающих, по мнению больного, под воздействием электротока, гипноза, радиоволн или бесоодержимости.

7. Яркие и повторяющиеся состояния «озарения», видения, голоса, не вытекающие из прежнего опыта и чуждые общей структуре личности.

8. Непреодолимая власть грубых биологических влечений, «хульных» мыслей, чуждых для основного ядра личности, чувство потери благодати, богооставленности с унынием, отчаянием и мыслями о самоубийстве.

9. Крайняя гордость, уверенность в правильности своих ошибочных суждений, вопреки очевидной реальности и объективному мнению окружающих (бредовые идеи ревности, изобретательства, реформаторства в гражданской и церковной жизни). Или, наоборот, комплекс приниженности, самоуничижения или проявления тайной гордости и эгоцентризма.

…Духовный отец, прибегая к помощи врача, должен отдавать себе отчет, что врач подойдет к психологическим явлениям с точки зрения их объективного анализа в соответствии с современным уровнем науки, т. е. не будет пытаться раскрыть духовный смысл переживаний или трактовать их как проявления бесоодержимости, но будет выяснить особенности их патогенеза (развития) на основе современных знаний физиологии и патологии мозга, обмена веществ, эндокринной системы и объективных законов психофизиологии и психопатологии. Его лечебные мероприятия будут продиктованы этими законами и его клиническим опытом, т. е. знанием законов и динамики развития патологических явления в клинике и уровнем развития- психофармакологии.

Что же касается отношения самого духовника к психически больному, то здесь уместно сослаться на авторитет еп. Игнатия Брянчанинова, который так писал: «И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажи почтение как образу Божию. Что тебе за дело до его немощей и недостатков? Наблюдай за собой, чтобы тебе не иметь недостатка в любви».

Этот совет отражает многовековой опыт православного сознания, практики монастырей, тюремных и больничных храмов (которые были и в психиатрических больницах); душевнобольные здесь неизменно встречали любовь, сострадание, поразительную терпимость к их патологическим проявлениям и индивидуальным особенностям характера и поведения, заботу, уход и привлечение к общему труду, не говоря о привлечении к участии в богослужении и таинствах (если они были в сознании и готовы к покаянию).

…Для нашей задачи целесообразно иметь в виду современное разделение трех видов психических заболеваний, в зависимости от их течения и степени участия органически деструктивных мозговых процессов и их развития.

I. Первая группа болезней, в основе которых лежат соматические заболевания и органические процессы в головном мозге. Психопатологические проявления здесь отражают установленные физические изменения. Их точная квалификация, а не только психопатологический анализ, является конечной целью врача: правильно поставленный диагноз открывает пути и лечения, и помощи больному. Эти органические заболевания мозга в собственном смысле дают около 20% всех больных, находящихся на лечении в психиатрических больницах и диспансерах. Сюда относятся травмы и опухоли мозга, последствия энцефалитов и менингитов, мозговые специфические инфекции (сифилис мозга и прогрессивный паралич), склероз головного мозга, атрофические старческие заболевания, состояния врожденного слабоумия и умственной отсталости.

Это сравнительно простая для понимания группа болезней оставляет еще не решенные вопросы в связи с отсутствием совпадения и параллелизма между тяжестью болезни мозга и психическими нарушениями. Есть тяжелые психозы при умеренно выраженном страдании мозга и есть тяжелые соматические мозговые поражения при умеренно выраженных нарушениях психики и даже при ясном сознании и душевном здоровье до самой смерти.

II. Вторая группа психических заболеваний — так называемые эндогенные процессы. В этой группе нет специфических для диагноза соматических признаков. Диагноз ставится в основном на основании характерных изменений психики. Во многих случаях имеются отдельные соматические нарушения, которые позволяют предполагать наличие патологических процессов в организме. Но часто соматические нарушения отсутствуют, в особенности на начальных этапах процесса или при благоприятном его течении. Если в дальнейшем они будут обнаружены (в чем у части психиатров, в частности, у наших отечественных, есть уверенность), тогда эти болезни могут перейти в первую группу.

При этих болезнях установлены специфические и необычные для здоровых людей психические проявления, психозы, припадки, изменения личности, которые имеют определенные и установленные закономерности развития и составляют основу нозологической характеристики и механизмов развития заболевания.

Эти заболевания составляют подавляющее большинство больных, находящихся в больницах и диспансерах (50−60%).

Сюда относятся три основные нозологические формы:

1. Маниакально-депрессивный психоз, циклотимия, вся группа аффективных психозов, типичные и атипичные формы их.

2. Шизофрения с различными ее формами и вариантами течения (медленно текущие — так называемые вялые — благоприятные формы, периодические приступообразные рецидивирующие формы, непрерывно текущие бредовые формы и юношеские злокачественно текущие заболевания).

3. Эпилепсия.

При всех этих заболеваниях установлено определенное значение наследственного предрасположения, что дает основание признавать их обусловленность внутренними процессами в организме при определенном значении факторов внешней среды, воспитания, психических травм, защитных механизмов и сопротивляемости личности для выявления этого наследственного предрасположения, которое (т. е. выявление) не считается роковым.

Анатомические находки в мозгу отсутствуют при маниакально-депрессивном психозе, не характерны для шизофрении, при эпилепсии коррелируют с течением болезни и, возможно, являются не причиной, а следствием повторяющихся припадков. (Эпилептические заболевания при органических процессах в мозгу относятся к первой группе болезней).

III. Третья группа заболеваний: наиболее легких функциональных и психогенных, а также конституциональных аномалий личности, не имеющих в своей основе деструктивных, т. е. разрушительных процессов в головном мозгу. Эти заболевания не угрожают прогрессирующим течением, разрушением личности, снижением интеллекта, слабоумием. Сюда относятся реактивные психогенные заболевания, неврозы, психопатии, патологические характеры, аномалии личности и поведения. В больницах эти формы дают не более 10−15%. Их чаще можно встретить в санаториях, диспансерах и даже в общих поликлиниках. По зарубежным данным, в условиях урбанизации и индустриализации «неврозами, если учесть и самые легкие формы, страдает большая часть человечества». Следовательно, это те пограничные заболевания, стоящие на границе между здоровьем и болезнью, с которыми врачу-психотерапевту и пастырю церкви приходится встречаться чаще всего. Скажем о них несколько подробнее:

1. Психопатии, патологические характеры (врожденные и приобретенные в связи с неблагоприятными условиями воспитания) типа возбудимых, эмоционально лабильных, патологически замкнутых, эмоционально холодных, конституциональных астенико-неврастеииков, инфантильных, эмоционально-лабильных-истеричньгх, эгоцентричных-инертных упрямцев, склонных к сверхценным (переоцениваемым) и бредовым образованиям (одержимых идеями ревности, стяжательства, изобретательства, реформаторов общества), фантазеров, сексуально извращенных и т. д. Незрелость суждений и черты инфантильности являются общей особенностью большинства этих болезней.

2. Неврозы, невротические реакции и затяжные невротические развития личности — возникают в ответ на психотравмирующие ситуации у конституционально слабых или неуравновешенных личностей, в особенности тогда, когда они оказываются несостоятельными перед лицом непосильных требований или сверхсильных раздражителей окружающей среды. Разделяют неврозы истерические, навязчивые, фобические, ипохондрические, психастенические.

К этим формам врач будет подходить в поисках соматических и биологических причин и почвы, на которой они развились. Психотерапевт постарается устранить психотравмирующие причины или, по крайней мере, научить больного правильно на них реагировать.

Опытный духовник поможет больному преодолеть моральные причины, дефекты воспитания, помочь больному достигнуть здорового уровня в духовной жизни, найти посильные и вызывающие интерес занятия и профессию, преодолеть моральные затруднения.

…Осознание с помощью врача порою давно забытых или вытесненных из сознания травмирующих переживаний помогает больному освободиться от их влияния (древних греков). Правильное разумное отношение к психопатическим чертам характера или к болезненным влечениям с применением необходимой биологической терапии также облегчает состояние таких больных. В этих стадиях болезни нужна систематическая психотерапия и продолжение лекарственной, называемой теперь поддерживающей, терапии.

Перед духовником стоит та же задача: помочь больному правильно, критически отнестись к психической болезни, осознать ее и активно ей противостоять, пользуясь в необходимых случаях помощью врача.

Верующий человек, живущий здоровой духовной жизнью, постоянно контролирует себя, состояние своего «сердца», слышит голос совести, по мере духовного роста осознает свои грехи, может тяжело переживать раскаяние («плач о грехах»), но в молитве, в покаянии, в литургии находит облегчение, освобождение и радость («печаль, которая от Бога, производит неизменное покаяние ко спасению» — ведет к духовному выздоровлению). Совсем иная «печаль мирская», депрессия, которая не проходит от молитвы и покаяния, приводит человека в состояние тоски, отчаяния, уныния, «производит смерть», вызывает мысли о самоубийстве.

Духовник должен показать пришедшему к нему болезненный характер такой депрессии, является ли она результатом чрезмерной реакции на ту или иную потерю (близких людей, дорогих вещей, состояния), на тяжелое физическое заболевание, или результатом нарушения мозговой деятельности, витальной депрессии, эндогенной, циркулярной или даже шизофреничной (т. е. происходит «от природы», «от естества»). В таких случаях необходимо кроме лекарственной терапии постоянно и терпеливо напоминать больному, что это болезнь и она пройдет (аффективные психозы теперь доступны терапии).

Также необходимо привести больного к сознанию болезни при противоположных состояниях — возбуждения, переоценки своих сил, горделивых, бредовых мыслях о своем богатстве, об исключительных способностях, об изобретении мирового значения, об исключительном понимании и праве всех учить, обличать (паранойя — бред изобретательства, реформаторства, сутяжничества, ревности и т. д.). В этих случаях задача длительного и упорного лечения — привести больного к самокритической оценке своего состояния. То же самое и при галлюцинациях, бредовых идеях воздействия, навязчивых идеях, особенно тягостных для верующего человека, непреодолимых навязчивых и автоматических, нерегулируемых волей идеях хульного содержания (так называемых «хульных мыслях»). Они требуют длительного лечения. Духовник своим авторитетом должен помочь больному понять, что эти идеи не являются результатом воздействия злого духа, бесоодержимости, а происходят от болезненного состояния центральной нервной системы, от «естества», «от природы». То же самое относится и к галлюцинациям, и к голосам ободряющего, императивного характера или типа повторяющихся «озарений» и «откровений».

Во всех этих случаях нужна особая трезвость оценки, правильный духовный диагноз и умение различать духовные явления от болезненных

…С точки зрения врачебной также разграничиваются 2 формы эпилептических припадков и нарушения психической деятельности.

1. С полной потерей самосознания во время приступа и полным последующим забвением (амнезией) всего происходившего с больным и совершенного им.

2. С частичным помрачением или сужением сознания, с сохранением сознания своей личности и воспоминаний о происшедшем, с невозможностью справиться со своими аффектами, влечениями и побуждениями. Возможны (в особенности при длительных эквивалентах и сумеречных состояниях) колебания ясности сознания, смена периодов сохранности воспоминаний и отнесения переживаний к «я,» к личности больного и периодов кратковременного помрачения или сужения сознания, когда эти периоды как облака на ясном небе («обнубиляция» — колеблющееся, мерцающее сознание).

Все события и поступки больных во время приступов первого типа, даже самые тяжелые преступления, судебной психиатрией определяются как поступки, совершенные в состоянии невменяемости; больные освобождаются от ответственности за совершенные деяния, выносится решение о необходимости их стационарного лечения. В случаях тяжелых правонарушений (убийств, насилий, лишенных цели многодневных путешествий с нарушением правил общежития и т. д.) назначается принудительное длительное лечение в условиях строгой изоляции и надзора.

Если эти больные, узнавая от окружающих или от врачей о совершенных ими преступлениях против юридических законов и нравственных норм, приходят в недоумение, в ужас и сознают всю тяжесть своего антисоциального поведения, сожалеют о нем, то это служит признаком сохранности личности больного, способности критического отношения к болезни и гарантией того, что больной будет впредь выполнять все медицинские назначения и примет необходимость стационарного (и даже принудительного) лечения.

Если же больной является верующим христианином, сознающим не только социальную и моральную, но и духовную ответственность за свои поступки, то он принесет покаяние за поступки даже совершенные и в бессознательном состоянии. Это будет выражением и доказательством правильной, самокритической оценки своего поведения и сознания того, что «извнутрь из сердца человеческого» (а значит, и из области подсознания) исходят злые помыслы и они оскверняют человека даже в состоянии сна и беспамятства. Когда поведение определяется биологическими, психофизическими, «природными» процессами, «от естества,» по Иоанну Лествичнику, у такого человека, имеющего сознание духовной ответственности за свои поступки, совершенные даже и при помрачении сознания, священник не может отказаться принять покаяние, отпустить грехи (если нужно, то с наложением эпитимьи), и это будет путем к правильной самооценке и восстановлению человеческого достоинства у больного, пришедшего в ужас или депрессию от сознания совершенного им.

Отсутствие такого сознания является свидетельством либо далеко зашедшего эпилептического слабоумия, либо врожденного морального уродства, пре-морбидной патологии нравственного сознания и совести, что должно учитываться и врачами, и духовником в процессе их психотерапевтической и воспитательной работы с больным.

Так было в одном случае бессмысленного, безмотивного и крайне жестокого убийства, совершенного эпилептиком в сумеречном состоянии: равнодушное отношение к преступлению при выходе из сумеречного состояния у молодого человека без явлений слабоумия вызвало недоумение у врачей. Когда же они, собрав все данные о развитии и жизни больного, обнаружили у него старое органическое заболевание мозга с задержкой развития высших качеств личности, с господством низших биологических потребностей, без каких-либо интересов и моральных ценностей, это отсутствие моральной оценки стало понятным. Больной был признан невменяемым, и ему было рекомендовано принудительное лечение в условиях строгой изоляции как представляющему социальную опасность, совершившему преступление в сумеречном состоянии.

Необходимость воспитания правильного критического отношения и социальной и моральной оценки своего поведения, своих поступков и аномалий характера в полной мере относится к приступам второго типа, протекающим без помрачения сознания, с сохранением воспоминаний о происшедшем.

Эти поступки и аномалии характера имеют закономерную, определяемую внутренними, физиологическими процессами, смену фаз и динамику, которая покоряет волю больного и во время приступа делает его неспособным справиться с «влекущей его силой аффектов и влечений.»

По критериям Иоанна Лествичника такие состояния и колебания настроения, неподвластные духовным воздействиям и не прекращающимся от молитвы, происходят «от природы, от естества.» И тем не менее, поскольку они проходят с ясным самосознанием, с сохранением чувства «я,» отнесенности этих переживаний к «я» и сохраняются в памяти больного, они входят в общую сумму отрицательного или положительного личностного опыта, и, конечно, подлежат нравственной и духовной оценке. И борьба с ними должна вестись как врачебными и фармакологическими (лекарственными) средствами, так и у верующего человека — духовными методами и, прежде всего, выработкой «правильного отношения к своему греху и своему человеческому достоинству.»

…Не будем далее утомлять читателей цитированием специалистов в области психиатрии. Думается, и так ясно: редколлегия РЛ, видимо, в погоне за сенсацией выдала желаемое за действительное. Мы же еще раз подчеркнем: не всякий психически больной человек является бесноватым и не всякое самоубийство можно отнести к ритуальным…

Думается, журналисты РЛ не станут нас обвинять в плагиате и нарушении авторских прав, если свои комментарии мы завершим так же, как и они, только слегка изменив: «Поэтому при всем нашем уважении к коллегам из «Русской линии», мы не можем признать их разъяснения убедительными. И хотели бы дружески посоветовать, прежде чем выступать публично с заявлениями, серьезно подумать. Все-таки не зря на Руси говорили: «семь раз отмерь, один раз отрежь»
Пресс-служба Одесской епархии


РИТУАЛЬНОЕ САМОУБИЙСТВО НА МОЩАХ

Грех внутри Церкви — не есть грех Церкви, но грех против Церкви.
Свт. Николай Сербский

В неделю о Страшном суде, во время вечернего богослужения, в Свято-Успенском Одесском патриаршем мужском монастыре, неизвестный мужчина совершил самоубийство над ракой с мощами прп. Кукши Одесского

По свидетельству очевидцев происшествия, это случилось воскресным вечером 22 февраля 2009 г., во время чтения канона, когда священник помазывал верующих освященным елеем.

В храм вошел длинный худой мужчина (возрастом около 40-лет), одетый в кожаную куртку и джинсы. Он беспрепятственно подошел к раке с мощами прп. Кукши Одесского, возле которой находились несколько прихожанок. Неожиданно для всех он быстро разделся до нага (даже снял ботинки), многие увидели ножны с длинным ножом, которые были прикреплены к голени его левой ноги.

Дальнейшее развитие событий всех потрясло: этот молодой человек наклонился над мощами преподобного и вонзил кинжал себе под сердце, при этом раздалось громкое шипение (видимо он пробил себе легкое) и кровь обагрила раку с мощами и обильно пролилась на пол храма…

Подбежавшие мужчины схватили самоубийцу за руки и оттащили от мощей. Тот вначале сопротивлялся, но потом обмяк и, закатив глаза, упал на пол. Его положили на деревянный щит и вынесли из храма, вызвали «скорую» и милицию…

Все присутствующие были шокированы произошедшим — ведь совершено осквернение святыни! Враг рода человеческого подослал своего адепта для кощунства в православный храм. Богослужение завершили уже в другом храме монастыря — свт. Николая.

По словам очевидцев, самоубийца был не сам — за ним наблюдал молодой человек, одетый как рокер (кожаная куртка в цепях). Судя по всему, для засвидетельствования совершения ритуального акта самоубийства. Под верхней одеждой самоубийцы даже не было нижнего белья, поэтому он так быстро разделся.

Когда самоубийцу оттаскивали от раки с мощами, это удалось с трудом — тот буквально вцепился в раку. Пришлось заламывать ему руки и даже сделать подсечку, чтобы тот упал. Кровь буквально фонтанировала из его груди. Нож, по описанию, длинный охотничий — похож на «финку».

Когда его вытащили из храма на сбитом из досок щите, монастырский послушник спросил: «Где ты живешь?». Самоубийца ответил: «На земле». На следующий вопрос о том, зачем он это сделал, ответа не последовало…

Самоубийца умер на следующий день в Одесской городской больнице. Милиция считает его душевнобольным. Православные восприняли этот инцидент, как страшное знамение и обличение…

Самоубийство было явно ритуальным. Ведь в православных храмах совершается литургия на престоле с мощами святых, во время которой приносится безкровная жертва Богу. В данном случае самоубийца принес кровавую жертву над мощами преподобного…

Самоубийство относится к самым тяжким грехам. Направление любого греха — к разрушению, к смерти человека и всё же грехи разделяются по степени тяжести. Самые тяжкие грехи называются смертными. Если человек совершал такие грехи и не успел покаяться в них до смерти, то душа его нисходит в ад. До революции власти не разрешали хоронить самоубийц на христианских кладбищах; их нельзя отпевать; за них не совершаются никакие требы в церкви, даже просто молиться в храме о них запрещено, только дома, причём это разрешается только ближайшим родственникам: детям о родителях, либо родителям о детях. Молиться о ком-либо другом опасно — ему не поможешь, а бесов можешь навлечь на себя. Почему самоубийство такой тяжкий грех? Дело в том, что момент смерти — это самый главный момент нашей жизни, к которому мы готовимся как к экзамену всю жизнь. Бог говорит: «В чём застану, в том и сужу, т. е. человек судится таким, каков он есть на момент смерти. Может быть величайший праведник, который чудеса творил, но если он падёт (совершит смертный грех) и не раскается до смерти, то душа его пойдёт в ад; и может быть величайший грешник, какой-нибудь насильник, убийца, если он раскается в своих грехах и изменит свою жизнь, то по смерти душа его пойдёт в Царствие Небесное. Нет такого греха, который бы Господь не простил, если человек покается в нём и приложит к этому дела покаяния.

История Церкви знает множество примеров, когда блудницы и разбойники каялись и творили дела покаяния, и Господь забирал их души в Царствие Небесное. В каком грехе застаёт смерть самоубийцу? В грехе отвержения главного дара Божия — жизни человеческой и в грехе отвержения Промысла Божия о себе, т. е. в грехе Богоотвержения застаёт смерть самоубийцу, а за смертью нет покаяния, как таинства. Самоубийство — это самый тяжкий грех, относящийся к страсти уныния, т. е. ненадеяние на Бога.

В царствование Императрицы Елизаветы Петровны (середина XVIII века), в Санкт-Петербурге, на Смольном мысу, строился женский монастырь. Архитектором всех его зданий Императрица назначила Растрелли, по проекту которого в Киеве уже был выстроен Андреевский Собор, но Собор Смольного монастыря значительно превосходил его по размерам и красоте. Вокруг Собора уже были выстроены двухэтажные корпуса для монахинь и все хозяйственные постройки. Строительство Собора подходило к завершению, когда внутри него с лесов бросился рабочий и убился. В кармане несчастного обнаружили письмо, объясняющего причины самоубийства. В таком случае, по правилам Православной Церкви, это место считается осквернённым и здание запрещается использовать под храм. Несмотря на колоссальные средства, вложенные в строительство этого красивейшего здания, оно никогда не освящалось. Весь монастырь был отдан Институту благородных девиц, просуществовавший в этом месте до революции. Дальнейшие события показали, почему Господь не попустил быть в этом месте монастырю: большевики заняли здания Смольного института под штаб Октябрьской жидо-большевицкой революции 1917 года, которая стала, в некотором смысле, самоубийственной для русского народа. Отсюда руководил предтеча антихриста — Ленин уничтожением Царской России.

Конечно, самоубийство на святых мощах у сатанистов что-то значит — это можно посмотреть в специальной литературе. На наш взгляд, Господь попустил это внешнее видимое осквернение потому, что имеются факты внутреннего, невидимого осквернения Церкви: связь священнослужителей с масонством, грех симонии (продажа священнических, в т. ч. и епископских, санов за деньги), содомские грехи, слияние высшего духовенства с капиталом, экуменизм, требование части высшего духовенства автокефалии для УПЦ, что ослабляет Церковь, канонизация революционеров в лике святых, борьба части духовенства с Монархическим сознанием, т. е. с Божьим Домостроительством, недопущение русских людей в руководство Церкви.

Практика показала, что без Царя епископы начинают нарушать правила и каноны Церкви, попирают монашеские обеты, впадают в блудные, содомские грехи, имеют большие деньги, некоторые и миллионы долларов. Конечно, при Царе таких безобразий в Церкви не было и быть не могло.

Как известно, преподобный Кукша был монархист. Из его жития известно, что когда новоначальная христианка, читая молитву на сон грядущий, пропустила фразу: «Императору споборствуй», отец Кукша прервал чтение и велел повторить, сказав при этом: «Никогда не пропускай, всегда читай «Императору споборствуй». Но этот факт тщательно скрывается: в дальнейших переизданиях жития Кукши этот эпизод не упоминается.

Такого осквернения в истории Церкви не мог припомнить ни один из монахов Успенского монастыря. Отцы согласны в одном — что-то будет серьезное, и, как думается, не в масштабах одной Свято-Успенской обители или города Одессы, но в масштабах страны, а возможно и всего мира.

Для нас это знамение того, что зверь Откровения и передача ему силы и власти своей властвующими в мире сем произойдут вскоре, но это ведь означает и то, что Господь Бог и Спас наш «близ при дверех».

Старец схиархимандрит Иона сказал: «Сатана сильно озлобился и нападает. Может быть, будет большое гонение на Церковь и прольётся кровь…»

Мало кто обратил внимание, что в правом крыле Свято-Успенского храма Одесского монастыря (где служат панихиду) уже не первый год кровоточит Голгофский Крест. Господь предупреждал, но никто не вразумился…
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных!

Комментарии читателей сайта «Новороссия»:
"Увы и горе нам окаянным! По нашим грехам, по нашей теплохладности! События последних лет свидетельствуют — «аншлюс» зарубежников, изгнание истинных архиереев, в скором времени «соединятся» со старообрядцами (их заставят под предлогом «возвращения» храмового имущества). Смерти предстоятелей многих православных русских юрисдикций не могут быть случайными… Наконец избрание на соборе РПЦ предстоятелем МП открытого экумениста. Причина всем этим печальным событиям — наша теплохладность в вере… Бог же поругаем не бывает, и милость его безгранична даже своему явному врагу не дал умереть в храме, оставил время на покаяние. Простите меня грешного! р.Б. Геннадий»
«Параллели здесь очень прозрачны:
Место действия — Украина. Оптина (ритуальное убийство монахов в 1993 г.) — Москва (узурпация власти кланом Б. Ельцина), Одесса (ритуальное самоубийство 2009 г.) — Киев???
Сроки обозначены, отсчет пошел. Почему именно в Одессе? Одесская епархия последние годы резко выделяется на Украине массовым, истинно народным православным движением. Так, Афонский луч Крестного Хода в честь Державной иконы Божией Матери в прошлом году, единственный из восьми лучей смог пройти весь путь до конца, несмотря на тяжелейшие искушения. Остальных привезли в автобусах. Руководство луча и ядро участников составляли именно одесситы, спаси их, Господи… Возможно, Одесская епархия для УПЦ МП и Украины стала тем же, чем была Оптина для России в начале ХХ века. Почему именно прп. Кукша — (см. ниже) р.Б.Виктор»
Прп. Кукша Одесский (+ 1964 г.): «…Последние времена наступают. Скоро будет экуменический собор под названием «Святой». Но это будет тот самый «восьмой собор», который будет сборищем безбожных. На нем все веры соединятся в одну. Затем будут упразднены все посты, монашество будет полностью уничтожено, епископы будут женаты. Новостильный календарь будет введен во Вселенской Церкви. Будьте бдительны. Старайтесь посещать Божии храмы, пока они еще наши. Скоро нельзя будет ходить туда, все изменится. Только избранные увидят это. Людей будут заставлять ходить в церковь, но мы не должны будем ходить туда ни в коем случае. Молю вас, стойте в Православной вере до конца ваших дней и спасетесь!» («Россия перед вторым пришествием», С-Петербург. Москва, 2003, т.2 стр.364)
Имеющий уши — да слышит. Чтущий — да разумеет!

Составитель — Руслан Запорожский, главный редактор, духовно-патриотической газеты «Новороссийский Курьер»

https://rusk.ru/st.php?idar=105666

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Дмитрий В.Ч.    09.03.2009 14:57
Спасибо! Гром, конечно, прогремел. Но тут вот какие есть недоумения:

1) Журналист пишет, что за происходящим наблюдал молодой человек в кожанке, который потом сразу ушел. Если это так, то возникает подозрение, что это ужасное действо было специально организовано – и именно для того, чтобы его восприняли как знамение. Вопрос: могут ли организованные людьми события БЫТЬ знамениями? Не восприниматься так людьми, а на самом деле быть знамениями, посланными Богом?

2) Если этот несчастный на самом деле был одержимым, то источник и причина этого действа – диавол. Может ли быть знамением, посланным Богом, событие, источником которого является диавол?
  onik-s    09.03.2009 11:22
Димитрию В.Ч.: Не по компетентности,лишь но рассуждая: рит. самоуб-во на людях- знак очевидцам. В карты ли несчастн. проигрался, или подопытным на тот миг был, но "гром среди ясного неба" прогремел. Жуть! Сочувствую скорбящим Братии и их епископу и одесск. церкви.
  Дмитрий Алексеев    08.03.2009 14:24
Совершенно согласен с Вами, Дмитрий! Все ясно и доходчиво изложили – спаси Вас Бог!
  Дмитрий В.Ч.    08.03.2009 12:39
Вообще говоря, аргументация всех трех сторон страдает изьянами.

1) На языке математики – множество душевно больных и множество одержимых пересекаются, но не совпадают. То есть:
– бывают душевно больные, не являющиеся одержимыми – на что верно указывает Одесская епархия;
– бывают душевно здоровые, но, тем не менее, одержимые (сугубо ИМХО: Новодворская – хороший пример);
– и наконец, бывают душевно больные, которые являются одержимыми. Поэтому тот факт, что данный самоубийца состоит на учете у психиатров, еще не свидетельствует, что он – не одержимый.

2) Я не знаю, проверял ли это кто-нибудь, но, чисто логически, должно быть много случаев, когда душевная болезнь возникла в результате естественных причин – но, после этого, уже душевно больной человек стал одержимым. Потому что у душевно больных помрачен разум (не только у них, но у них – точно), следовательно, у них меньше возможностей сопротивляться демонам. Поэтому данный самоубийца, ставший душевнобольным 10 лет назад в результате травмы головы, вполне мог за это время стать и одержимым. То, что он неоднократно уже пытался совершить самоубийство – ИМХО, косвенно свидетельствует о такой вероятности. И здесь самое удивительное то, что священники, у которых на глазах все это произошло, таким вопросом не озаботились.

3) Подробности, о которых сообщает журналист (и которых Одесская епархия не опровергает, но просто о них молчит), ясно говорят о том, что самоубийца имел целью не просто совершить самоубийство, но и осквернить храм (или даже раку святого) своей кровью. Само по себе осквернение еще не обязательно свидетельствует о ритуальном характере самоубийства – но такая версия напрашивается и, ИМХО, должна быть проверена обязательно. Дополнительным косвенным свидетельством ритуальности является то, что самоубийца предварительно разделся донага, причем он заранее планировал именно так и сделать. Я просто не понимаю, чем еще можно объяснить именно такую картину происшедшего.

4) Самое непонятное для меня в этой ужасной истории – позиция Одесской епархии. Если бы их сообщение гласило: "Мы проверили – он не одержимый и это самоубийство не ритуальное", или, хотя бы: "Мы проверяем, просим не волноваться и ждать наших сообщений" – все было бы воспринято совсем иначе.

5) И наконец, даже если этот самоубийца действительно одержимый, и даже если это самоубийство действительно ритуальное – разве всегда ритуальной самоубийство есть знамение? Сам я ответить на этот вопрос не берусь, но очень хотел бы получить разъяснение от людей компетентных.
  Олег Волков    08.03.2009 03:00
Руслан Запорожский: "Практика показала, что без Царя епископы начинают нарушать правила и каноны Церкви, попирают монашеские обеты, впадают в блудные, содомские грехи…"
Т.е. для р.Б. Романа присутствия Христа в Церкви не достаточно, надо бы еще царя с жандармами приставить, чтобы с епископами управляться, а то они так и норовят в какую-нибудь ересь уклониться или наблудить.
Большего самообличения трудно представить. Имеющий уши да услышит. У общей Чаши ему делать явно нечего. Она то ведь тоже апостольская, т.е. епископская.
  Дмитрий Алексеев    07.03.2009 23:20
Ай-ай-ай, уважаемый Георгий! Очень некрасиво переводить свою личную неприязнь, которая у Вас явно присутствует к А.Степанову и его коллегам, на обсуждаемую тему. Не берусь судить, что действительно произошло в Одессе, но аргументы пресс-службы Одесской епархии настолько же убедительны, насколько и аргументы РЛ. Вообще, вся суть комментария одесских журналистов сводится к тому, что не все психически-больные люди – бесноватые. Ну, что ж слава Богу, разобрались.
Но, к сожалению, это ровным счетом ничего не доказывает. Кто может сказать, что в данном случае этот психически-больной человек не был бесноватым? И стоит ли об этом спрашивать милицию и врачей, как это сделала пресс-служба Одесской епархии?
Странная вещь… Произошло ужасное событие, был осквернен храм, а одесские епархиальные журналисты главными специалистами в таком деле посчитали… милиционеров. Ни малейшей попытки прояснить подробности случившегося, ни попыки выяснить кто и что был этот человек, принадлежал ли он к какой-то секте и т.д. и т.п.
Не удивительно после этого, что народ волнуется. А что же еще остается верующим, если в епархиальной пресс-службе не могут ровным счетом ничего добавить, кроме того, что определили врачи и милиция, доверия которым ни у кого нет?
Так что, не все так просто, Георгий. И ваш саркастический список может вполне соответствовать действительности. Не станете же Вы отрицать, что в школе, действительно, может произойти самоубийство в знак протеста против ЕГЭ (не дай Бог, конечно), а в храме может произойти ритуальное самоубийство? Вся суть в обстоятельствах дела. А об этом-то пресс-служба почти ничего не говорит, отделываясь сухой милиционеркой сводкой.
P.S. И зря Вы, Георгий, накинулись на Степанова за его выступление на ТВ. Смотрел я эту передачу, и Степанов выглядел там более чем убедительно. А вот "ихние" акулы что-то стушевались… Все же очень нехорошо переносить личное отношение на такую тему, некрасиво.
  Анатолий Степанов    07.03.2009 23:18
Очень приятно, что Вы, г-н Георгий П., глубоко плаваете, славно, что и такие люди нас читают. Жалко, что полностью подписаться побоялись почему-то. Или это из скромности? Коль Вы так глубоко плаваете и знаете, где искать знамения, то пошли бы вместо меня на телевидение, мощно сразились с их ихними акулами, побили бы их и принесли бы нам великую славу. А я бы Вас благодарил. Ан нет. Оно конечно, лучше прикрывшись ником, из-за угла тявкать. Тут все мы мастаки.
  Георгий П.    07.03.2009 14:44
Вспоминается рассказ О'Генри, малиновка – это птичка, которая в малине живет, а рябиновка – на рябине (за точность не ручаюсь). Так и здесь – если псих покончил с собой в храме – значит ритуальное самоубийство, если в милиции – криминальное, а если в палате – значит параноидальное. Список можно продолжать долго: если в школе – точно протест против ЕГЭ, а в Патриархии – супротив экуменизьму. Не мелко ли плаваем? Уважаемая РЛ – не там знамения ищете. Вот для меня явным знамением было, когда А.Степанова на телевидение пригласили стязаться с ихними акулами, а те его только что по столу не размазали. Двух слов не мог связать. Только повторял выученную фразу – телевидение должно быть нравственным, навроде знаменитой "экономика должна быть экономной".

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика