Русская линия | Родион Юрьев | 17.01.2009 |
1. Выборы должны проводиться либо тайным, либо открытым голосованием, либо жребием, — по усмотрению Поместного Собора. Главное, чтобы было соответствующее духовное настроение, чтобы участники Собора были объединены общей мыслью — «Да будет Воля Твоя», а не наши склоки.
Хотя много уже высказано мыслей о пользе избрания Патриарха по жребию, всё же стоит прояснить: сам ли по себе жребий является гарантией проявления Воли Божией?
В Священном Писании мы можем встретить указания, что и враги Божии пользовались жребием и получали от этого результаты противные Божиим установлениям. Так, пред лицем Амана, задумавшего истребить иудеев, бросали жребий о выборе месяца для этого (Есф. 3: 7).
И Соломон говорит: «Сын мой! Не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези…» тех, кто говорит: «сделаем засаду для убийства… наполним домы наши добычею; жребий твой ты будешь бросать вместе с нами…» (Притчи 1: 11−15). И другой пророк — Иоиль пророчествует о суде Божием на тех, которые «о народе Моем они бросали жребий, и отдавали отрока за блудницу, и продавали отроковицу за вино, и пили» (Иоиль, 3: 3).
Пророк Михей предсказывает, что «Посему не будет у тебя никого, кто бросил бы жребий для измерения в собрании пред Господом» (Мих., 2: 5).
Метали, как мы помним, и воины жребий, кому достанутся одежды распятого Христа.
Итак, не везде и не всегда жребий — именно Божие орудие.
Представляется, что жребий — это лишь один из способов открытия Воли Божией, но Воля Божия открывается не каждому и не всегда. Для того нужно особое духовное настроение, готовность принять эту Волю, готовность её искать.
Если мы говорим о выборах, то здесь важно и состояние кандидатов: ведь это открытие Воли Божией и для них. Возможно, именно потому жребием избрали Патриарха Тихона, что выбор был между лучшими наилучшего.
Но не всегда именно так стоит задача, иногда нужно выбирать только лучшего, и здесь, может быть, и необходимо тайное голосование.
Впрочем, если уже есть готовность, открытость Господу, даже некоторое приближение к святости, — тут уже и простым голосованием можно всё решить.
Одним словом, не нужно бояться ни жребия, ни тайного голосования, нужно бояться отсутствия единомыслия и молитвенного духа на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, нужно искать «прежде Царства Небесного и правды Его» (Мф, 6: 33), а остальное — приложится.
2. Другого Собора не предвидится, поэтому этот Собор может, не обсуждая по существу, за недостатком времени, поставить перед следующим Архиерейским Собором вопросы, требующие ответа для пользы паствы. Это могут быть и вопросы о пределах общения с инославными, и вопросы об определении «миссии» и её рамках, о сохранении традиций Русской Церкви.
3. От государственной власти России, а также других государств, народы которых окормляются Русской Церковью, могут быть направлены наблюдатели.
4. Наилучшим кандидатом, на мой взгляд, является владыка Онуфрий, митрополит Черновицкий и Буковинский, известный как стойкий борец за Православие на Украине, показавший в трудных условиях гонений на Православную Церковь своё мужество и самоотверженность. Что касается последних обвинений в его адрес со стороны о. Андрея Кураева по поводу того, что у его епархии нет интернет-сайта, то это обвинение лишь показывает, что «зацепиться» противникам вл. Онуфрия не за что.
Впрочем, по моему мнению, любой кандидат, который будет Патриархом, уже в силу этого получит особую благодать, которая будет правильно руководить им на этом посту. Говорят, «не место красит человека, а человек — место». Это, конечно, верно, но лишь отчасти. Патриарший Престол — это не просто должность, Горнее место в Храме Христа Спасителя или титул. Это ещё и ежедневное и ежечасное поминовение на Литургиях, это общая соборная молитва всей Православной Церкви, всех святых, всех живых. То есть само «место» в данном случае всё-таки определяет то, что человек на нём будет делать и как. Через благодать будущему Патриарху достанется понимание того, что он должен делать, и весь строй церковной жизни будет его понуждать делать именно то, что должно. Конечно, нельзя исключать эксцессов, поворотов на пути церковной жизни (вроде Флорентийской унии), но всё же такие случаи — исключение.
https://rusk.ru/st.php?idar=105612
Страницы: | 1 | |