Русская линия | Светлана Зверева | 07.10.2008 |
Участников и гостей ожидало своего рода путешествие на забытый и неизведанный архипелаг художественной культуры. Острова этого архипелага были разбросаны по всему миру, но везде на них была слышна русская речь, горели очаги русской культуры, тянулись к небесам главы русских православных храмов.
«За рубежом Церковь была свободна, и ее музыкальная культура могла развиваться во всей полноте», — такими словами открыл конференцию директор Библиотеки-фонда «Русское Зарубежье» В.А.Москвин, за выступлением которого последовало оглашение приветствий. Они поступили от митрополита Сиднейского и Новозеландского Илариона; от председателя Отдела внешних церковных связей, митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла; от епископа Сурожского Елисея. В приветственных словах подчеркивалось объединительное и миссионерское значение церковного пения, говорилось о его особой роли в Русском Зарубежье. «Оказавшись на чужбине, наши соотечественники смогли сохранить свой самобытный уклад жизни, стержнем которого было богослужение. Благодаря этому, русская духовная музыка в Зарубежье не только сохранялась, но и развивалась, открывая перед инославным миром величие и красоту Святого Православия» (митрополит Кирилл).
На конференции было заслушано 28 докладов, авторы которых представляли Белоруссию, Великобританию, Канаду, Россию, Сербию, США, Францию. Многие докладчики являлись сотрудниками и аспирантами архивно-библиотечных, научных, педагогических и церковных учреждений — Академии музыки им. Гнесиных, Государственного института искусствознания, Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М.И.Глинки, Российской государственной библиотеки, Российской национальной библиотеки, Московской консерватории, Синодальной библиотеки Московского Патриархата, университетов Глазго и Мериленда, Церковно-певческой комиссии при архиерейском Синоде РПЦЗ и др. Некоторые выступающие пребывают в священном сане, многие являются регентами, чтецами и прихожанами русских храмов.
На конференции встретились исследователи, осваивающие Русское Зарубежье на основе письменных источников, и представители диаспор, посвятившие практической церковно-музыкальной деятельности долгие годы. В их числе — протоиерей Михаил Фортунатто из Шатель-Монтань (Франция), Андрей Тарасьев из Белграда, Владимир Красовский из Сан-Франциско, протоиерей Андрей Папков из Чикаго, Иван Дробот из Парижа. В семьях русских церковных музыкантов выросли исследователи эмиграции Алексей Арсеньев из Нови Сада (Сербия) и Мона Финли из Дарлингтон-Пойнта (Австралия).
Конференция собрала энтузиастов и единомышленников, и стала первым международным праздником, посвященным искусству русской православной эмиграции.
* * *
Ряд выступлений носил мемуарный характер. Эти сообщения не только воспринимались с большим интересом, но и оказали сильное эмоциональное воздействие на слушателей.
В задачи конференции входили обмен информаций и опытом, консолидация научных сил и приобщение к исследованиям молодежи. Но, быть может, еще более важной виделась идея сохранения эмигрантского наследия, исчезающего буквально на глазах. Вместе с тем, именно оно в какой-то мере способно дать ключ к пониманию многих процессов, проиходивших в художественной культуре и духовной жизни русской эмиграции.
Доклады сопровождались показом архивных фотографий, кинохроник и звукозаписей музыкальных произведений. Конференция обогатила присутствовавших интеллектуально и духовно — ведь многие их тех людей, о которых шла речь, были великими подвижниками-бессеребренниками, беззаветно служившими родной церкви и русскому искусству.
* * *
В первую из них — «Париж. Лондон» (17 сентября) — были включены доклады Ивана Дробота, Николая Спасского (Париж) и Марины Рахмановой (Москва), посвященные известным парижским церковным музыкантам Е.И.Евцу, П.В.Спасскому и М.Е.Ковалевскому. Истории и музыкально-литургической практике собора Успения Божией Матери и Всех Святых в Лондоне было уделено внимание в сообщениях Михаила Сарни (Лондон) и Натальи Балуевой (Кострома). Протоиерей Михаил Фортунатто, долгие десятилетия возглавлявший хор этого храма, поделился своими мыслями о том, как церковно-музыкальная эмиграция развивала русские дореволюционные традиции.
Вторую секцию — «США. Бразилия» (17 сентября) — открыл доклад протоиерея Андрея Папкова, сделавшего очерк истории богослужебного пения в контексте церковной истории. Наталья Зеленская (Мериленд) сосредоточила внимание на идеях церковных композиторов Б.М.Ледковского, А.А.Свана и И.А.Колчина; Ольга Янум (Минск) рассказала о Ледковском как последователе главы Нового направления в церковной музыке А.Д.Кастальского. Владимир Красовский также посвятил свой доклад теме преемственности традиций и остановил внимание на деятельности русских регентов Западного побережья США, многие из которых прибыли в Калифорнию из Китая. Ирина Дынникова (Москва) избрала предметом сообщения певческие традиции старообрядцев-часовенных Бразилии.
18 сентября в рамках сессии «Светские музыканты русских православных диаспор Зарубежья» прозвучали доклады, повященные Н.Н. и А. Н. Черепниным (Людмила Корабельникова, Москва), А.Т.Гречанинову (Елена Сигейкина, Москва), А.А.Свану и М.В.Бражникову (Наталья Рамазанова, Петербург), И.Ф.Стравинскому (Стюарт Кэмпбелл, Глазго). В центре доклада Надежды Мосусовой (Белград) стояла история исполнения православных опер Мусоргского и Римского-Корсакова в Европе русскими певцами-эмигрантами. Завершил сессию документальный фильм о семье московских благотворителей Ляминых и композиторе И.С.Лямине, показ которого предварило сообщение Марины Рахмановой.
Во время четвертой сессии — «Сербия. Чехословакия. Германия» (18 сентября) — выступили приехавшие из Сербии Андрей Тарасьев и Алексей Арсеньев, которые сделали доклады об истории русского церковного пения в Белграде и провинциальных городах Сербии в 1920—1970-е годы. Наталья Мелешкова (Москва) подняла проблему национальной идентичности русских в пражской диаспоре.
Вторая половина четвертой сессии была посвящена Германии: в нее были включены доклады Марины Ледковской (Фрипорт, США) и протоиерея Бориса Даниленко (Москва), главным героем которых являлся историк русского церковного пения И.А.Гарднер. В докладе М.В.Ледковской, который был зачитан в отсутствие автора, воспоминания о Гарднере были вписаны в контекст истории его взаимоотношений со священником Павлом Хёкке, его матушкой В.К.Хёкке и Б.М.Ледковским. Екатерина Садикова (Москва) избрала темой доклада историю русского богослужебного пения в Германии.
Пятая сессия конференции была посвящена теме «Донской казачий хор Сергея Жарова: традиции и их развитие» (19 сентября). Интерес к этому легендарному коллективу в России возрос в связи с передачей в недавнее время части архива хора в Музей музыкальной культуры им. Глинки и Библиотеку-фонд «Русское Зарубежье». Открыли сессию доклады Натальи Данченковой (Москва) «Сергей Жаров: феномен народности» и Алексея Рудневского (Москва) «Регент Сергей Жаров: некоторые особенности исполнительской манеры». О судьбах «жаровцев» в Австралии рассказала Мона Финли — дочь участника Хора донских казаков Тихона Аскоченского. Об опыте собирания архивных материалов этого коллектива сообщил протоиерей Андрей Дьяконов (Петербург).
Завершила конференцию сессия «Издание и исполнение русской духовной музыки на Западе» (19 сентября), в которой прозвучали три доклада. Владимир Колупаев сделал сообщение о публикации русских музыкально-литургических книг за пределами России. Доклад Михаила Данилевского из Сан-Франциско, зачитанный В. Красовским, был посвящен пению в Организациях русских юных разведчиков за рубежом. Завершил сессию Дэнис Брирли (Оттава), рассказавший о русских камерных мужских хорах, выступавших в Западной Европе в 1930—1940-е годы.
* * *
На одном из ее разделов была представлена экспозиция фотографий православных музыкантов и хоровых коллективов, хранящихся в архивах различных учреждений и частных лиц. Выставка дала возможность познакомиться с редкими изображениями как знаменитых русских музыкантов, так и известных главным образом внутри диаспор церковных композиторов, регентов и музыкальных ученых. На ней были представлены фотографии С.В.Рахманинова, Н.К.Метнера, Ф.И.Шаляпина, Н.П.Афонского, С.А.Жарова, Н.Ф.Кострюкова, Н. Гедды, И.А.Гарднера, И.Т.Горохова, о. Анатолия Древинга, В.А.Древинга, Е.И.Евца, отца и сына Н.Н.Кедровых, М.Е.Ковалевского, И.А.Колчина, А.И.Красностовского, Б.М. и А.Б.Ледковских, Д.П.Орлова, М.М.Осоргина, В.С.Лукши, И.С.Лямина, П.Ф.Распопова, П.В.Спасского, С.В.Савицкого, А.А.Свана, К.Н.Шведова, М.А.Шуляковского и др.
Другую часть выставки составляли материалы, привезенные участниками конференции, а также присланные из разных стран. Раздел, посвященный Б.М. и А.Б.Ледковским, был сформирован из материалов, поступивших от М.В.Ледковской; материалы А.А.Свана были с свое время переданы вдовой ученого Дж. Грюн Сван; материалы И.С.Лямина и фотопортрет М.Е.Ковалевского поступили от сына композитора И.И.Лямина; материалы П.В.Спасского поступили от его сына Н.П.Спасского, материалы о Е.И.Евце поступили от И.Г.Дробота, материалы о русской православной эмиграции в Сербии поступили от А.Б.Арсеньева, материалы о русской православной музыкальной эмиграции в Китае и Австралии — от А.А.Давыдовой, Н.В.Лебедева и М. Финли, материалы о. Николая Веглайса — от его дочери М.Н.Альвы, ноты мужского хора «Капелла» — от Р.С.Цытовича и др.
На выставке также были представлены современные издания (книги, ноты, диски), связанные с темой конференции. Некоторые из них вышли в свет незадолго до ее начала. В числе новинок — поступивший на выставку от М.В.Ледковской аудиодиск, который является переизданием выпущенной в Нью-Йорке в 1965 году пластинки с записью хора Синодального собора Знамения Божией Матери в Нью-Йорке под управлением Б.М.Ледковского. Благодаря новому его изданию наши современники никонец-то смогут оценить мастерство Ледковского как дирижера.
В канун конференции вышла в свет очередная книга серии «Русская духовная музыка в документах и материалах», которая в 2008 году отмечает свой 10-летний юбилей. Новый 6-й том том, который озаглавлен «С.В.Смоленский и его корреспонденты», подготовлен М.П.Рахмановой при участии А.А.Наумова
К конференции был приурочен выпуск двух нотных сборников музыкального издательства «Живоносный источник». Первый из них — «П.Г.Чесноков. Духовные произведения для смешанного хора a cappella. Шесть песнопений из ранее не изданных рукописей»; второе издание — «А.Д.Кастальский. Избранные песнопения Божественной литургии и архиерейского служения». В состав сборников вошли сочинения, созданные известными церковными композиторами после 1917 года. В канун конференции вышел в свет 6-й диск серии «Песнопения русского Зарубежья», напетый мужским хором Подворья Троице-Сергиевой лавры под управлением Владимира Горбика.
* * *
Так, вечером 17 сентября участников конференции ждал концерт архиерейского мужского хора Духосошественского кафедрального собора Саратова под управлением Александра Занорина, который они посетили благодаря любезному приглашению епископа Саратовского и Вольского Лонгина, присутствовавшего на докладах первого дня.
Заметным событием конференции 18 сентября стал доклад протоиерея Андрея Папкова о его отце — художнике и иконописце Русского Зарубежья Н.А.Папкове, который также сопровождался небольшой выставкой работ.
Н.А.Папков родился 11/24 января 1906 года в селе Зубриловка Балашовского уезда Саратовской губернии и окончил свои дни 17 мая 1994 года в США. До настоящего времени он был известен главным образом благодаря его иконе Новомучеников и Исповедников Российских с клеймами, а также портрету св. архиепископа Иоанна Шанхайского. Подавляющая часть наследия Н.А.Папкова оставалась в тени. Сообщение отца Андрея Папкова сопровождалось компьютерной презентацией: был представлен цикл маслом 1943 года «Каунасские этюды», карандашные зарисовки военных лет, рисунки серии «Петербургский альбом» (1947 года), цикл «Шестая печать», образцы иконописи и храмовой росписи. (Находясь в США, Н.А.Папков осуществил росписи храма Преподобного Серафима Саровского при женском Ново-Дивеевском монастыре, храма Покрова Пресвятой Богородицы в Наяке и храма Преподобного Сергия Радонежского при «Толстовской ферме» (северная, южная и западная стены)). Рассказ о. Андрея Папкова произвел очень сильное впечатление на собравшихся. Творчество этого художника и иконописца стало в России открытием.
Вечером 18 сентября в рамках конференции состоялось представление вновь вышедшего художественного альбома «Сказки Шаляпина», о котором рассказали директор издательства МФ «Поколение» Владимир Пронин и заместитель директора Музея музыкальной культуры им. М.И.Глинки Ирина Медведева. Последняя также сделала сообщение о роли наследников Федора Шаляпина в создании в Москве шаляпинского Дома-музея, которому в этом году исполняется 20 лет. В заключение была показана любительская кинолента 1929 года, запечатлевшая Федора Шаляпина и его сына Бориса в кругу семьи Сергея Рахманинова.
* * *
Хор «Капелла» был создан в США в 1940-м году. Свыше полувека коллектив, численность которого в лучшие времена достигала 46-ти человек, вел широкую концертную деятельность и ставил целью сохранение русского хорового наследия. В его репертуар входила церковная музыка, народные песни, сочинения композиторов-классиков и др. В разные годы хором управляли Николай Афонский, Дмитрий Орлов, Борис и Александр Ледковские, Михаил Милошев, Марина Дорогова, Георгий Маргитич и другие. Помимо оригинальных сочинений для мужского хорового состава, авторами которых являлись П.Г.Чесноков, Н.Н.Черепнин, А.Т.Гречанинов, хор пел обработки, выполненные регентами хора «Капелла», а также Сергеем Жаровым, Николаем Щегловым (в эмиграции жил с именем Микола Куликович) и др.
Ноты поступили в Москву из США от бывшего менеджера и участника хора «Капелла» Р.С.Цытовича, который сам является сыном регента. Стараясь сохранить хотя бы часть нотной библиотеки исторического хорового коллектива, в настоящее время прекратившего существование, Ростислав Семенович распорядился передать несколько ящиков с нотами 1960−1980-х годов в Москву, в Музей музыкальной культуры им. Глинки и в мужской Сретенский монастырь. Однако дубликатов оказалось так много, что появилась возможность составить из них нотные сборники, которые были переданы Российской государственной библиотеке, Российской национальной библиотеке, Синодальной библиотеке Московского Патриархата, Библиотеке-фонду «Русское Зарубежье», Московской и Петербургской консерваториям, Академии музыкального искусства им. Гнесиных, Академии хорового искусства, Санкт-Петербургской певческой капелле, Свято-Сергиевскому подворью в Париже и др.
Благодаря Марине Альва, живущей в Калифорнии, в Музее музыкальной культуры им. Глинки и в Библиотеке-фонде «Русское Зарубежье» появятся теперь и комплекты церковных нот, выпущенных после Второй мировой войны в США ее отцом, протоиереем Николаем Веглайсом.
Конференцию завершило выступление московского мужского камерного хора «Кастальский» под управлением Алексея Рудневского, который исполнил произведения композиторов Русского Зарубежья. Были включены и обработки из репертуара хора «Капелла».
20 сентября участники конференции посетили могилы регента Московского Синодального хора Н.М.Данилина, великого архидиакона К.В.Розова и духовного композитора П.Г.Чеснокова на Ваганьковском кладбище. На могиле Данилина, 130-летие со дня рождения которого исполняется в этом году, протоиереем Андреем Папковым была отслужена панихида. Во время нее пела группа певчих хора «Кастальский» под управлением Алексея Рудневского, к которым присоединился протоиерей Михаил Фортунатто.
21 сентября на подворье Троице-Сергиевой Лавры в Москве за богослужением хор Подворья под управлением Владимира Горбика исполнил сочинения русских композиторов-эмигрантов. После Литургии состоялась экскурсия по подворью и панихида по почившим на чужбине православным музыкантам, художникам и зодчим.
* * *
Следующую же международную конференцию «Русское Зарубежье: музыка и Православие» было решено провести через три-четыре года: далеко не все темы были исчерпаны первой конференцией, далеко не все исследователи осуществили свое намерение принять в ней участие. За этот период накопится новый материал, будут созданы новые работы.
В промежутке между «большими» конференциями возможны региональные события, так или иначе связанные с общей темой. Например, обсуждается идея конференции-выставки «Русский церковно-певческий Париж» на парижском Свято-Сергиевском подворье. Еще одна форма поддержания «очага», который был зажжен в минувшие дни в Москве — отдельные семинары в Библиотеке-фонде «Русское Зарубежье». Обозначилась и тема ближайшего из них: жизнь и деятельность дирижера Евгения Евца.
Во время конференции в Москве протоиерей Михаил Фортунатто признался, что ждал этого события 65 лет. Действительно, в прежние годы трудно было мечтать о симпозиуме по русской эмиграции, который бы собрал представителей разных стран и континентов. Нескольким поколениям русских людей так и не удалось дожить до наступления таких времен. Тем большая ответственность лежит на нас, взявших на себя смелость изучения наследия русской эмиграции и представления ее достижений современному обществу.
Научный организатор конференции, Светлана Зверева (Глазго-Москва)
https://rusk.ru/st.php?idar=105491
Страницы: | 1 | |