Русская линия
Русская линия Алексей Поповкин15.08.2008 

Южная Осетия: уроки войны

В эти дни Россия оказалась очень близко к тому, чему трудно подобрать название. Слова «война», «агрессия», «этнические чистки» дают лишь приблизительное представление о происходящем в Южной Осетии. Как и в Беслане, человеческая речь не может до конца выразить ужас гибели ни в чём не повинных людей.

Однако, памятуя слова преподобного Варсонофия Оптинского, мы должны попытаться понять смысл происходящих событий, чтобы узнать волю Божию, всегда благую и совершенную.

Я — не военный специалист. Поэтому не считаю возможным оценивать чисто военные стороны грузинской агрессии и нашего победоносного отпора.

Но как православный христианин, гражданин России и историк, хотя бы и начинающий, я возьму на себя смелость сказать несколько слов о тех уроках войны, которые для меня очевидны.

«За что?!», или Урок первый — нравственный

Вопрос, вынесенный в начало этой главки, является для любого человека естественным. И Христос задавал этот вопрос Своим палачам. За что мирный осетинский город был стёрт с лица земли вместе с жителями?

Ответ оказался до тошноты прост. Осетин убивали за то, что они — осетины, российских миротворцев — за то, что они российские миротворцы. Другого ответа быть не может. Впрочем, существует ещё одна возможность объяснения, дополняющая основную: убийства совершались ради самих убийств, из-за маниакальной тяги к разрушению. Фотодокументы и свидетельства очевидцев говорят в пользу и такой возможности.

После вопроса «За что?» неизбежно встаёт следующий вопрос: «Почему?». То есть: каким образом и почему Грузия дошла до такой степени нравственного разложения, когда стало возможным сожжение церквей вместе с их прихожанами и забрасывание гранатами подвалов, где укрывались женщины с грудными детьми?

Клирик Русской Зарубежной Церкви протоиерей Виктор Потапов напомнил, что в конечном итоге главным зачинщиком войн на земле является диавол.

Грех братоубийственной ненависти сначала проникает в сознание людей, а затем становиться общественной силой. Как для отдельного человека, так и для народа путь совершения греха, к доведению его до смертельного логического конца начинается с греховного прилога. Как отмечали Святые Отцы древности, диавол не так глуп, чтобы прямо предлагать христианину нарушить какую- либо заповедь. В начале необходимо представить благовидный предлог, чтобы потом, путём логических умозаключений и страстных движений сердца привести человека к «необходимости» совершения греха.

Так и в случае с Грузией. Отличие Грузии от Южной Осетии заключалось в том, что осетины никогда не нарушали своей клятвы на верность России, данной в 1774 году (когда в состав нашей страны вошла единая Осетия), грузины же не остались верны Георгиевскому трактату 1783 года. Оба народа — православные, оба призывали Бога в свидетели при совершении клятвы. Одни остались верны, другие совершили грех клятвопреступления.

«Человекоубийце от начала» мало того, чтобы брат поссорился с братом. Ему мало и того, чтобы брат ушёл от брата. Ему надо чтобы брат убил брата, и притом не просто, а с жестокостью.

Повторение каинова греха и произошло со стороны Грузии.

Да, в прошлом Грузия была страной высокой православной культуры, страной Царей-созидателей, благочестивых подвижников и смелых воинов, она с честью носила название «Удела Пресвятой Богородицы».

Но и с православными странами, как с отдельными подвижниками, могут случаться падения.

Это падение для Грузии началось не вчера. В этом году мы отмечаем 100 лет со дня убийства грузинскими националистами Экзарха Грузии Архиепископа Никона (Софийского). Увы, многие в 1908 году считали вдохновителем убийства епископа Кириона (Садзагели) [1]. Так что не стоит удивляться неадекватной реакции нынешнего руководства Грузинской Церкви на события в Южной Осетии: дела обстояли плачевно и столетие назад.

Общий нравственный урок таков: грех клятвопреступления и ненависти к России может довести до чудовищного кровопролития и в наши дни. Пусть православные в странах СНГ и Балтии подумают над этим.

Урок второй — психологический

Говоря о психологии победителей (которыми в настоящий момент могут быть названы южные осетины), можно сказать, что всё просто и понятно. Осетинский народ проявил свои лучшие качества: смелость, стойкость, сплочённость, вера в правоту своего дела и надежду на Россию.

Сложнее понять психологию агрессора.

Любителям порассуждать о «срежиссированности» всего на свете стоит напомнить, что для кровавой мизансцены, разыгранной в Цхинвале, требовались соответствующие «актёры» (или «акторы»), которым не жалко ни стариков, ни детей. И подготовились к исполнению «ролей» эти актёры не в России, а совсем в другой державе.

Психология Саакашвили — это выродившаяся до последней степени психология мелкого феодального вассала.

Её истоки следует искать во временах феодальной анархии, которая в Грузии продолжалась 300 лет — с XVI по XVIII век (а распад Грузии начался ещё раньше). То была эпоха, когда с каждым десятилетием множилось количество царей и царевичей. Эти эфемерные правители жестоко враждовали между собой, иногда привлекая для междоусобных войн помощь турецкого султана и иранского шаха. Некоторые из этих правителей принимали ислам и являлись в Грузию во главе турецких отрядов для того, чтобы грабить и убивать своих бывших единоверцев.

В этой обстановке провинциальные дворяне и владетельные князья чувствовали себя полными хозяевами в своих поместьях, нещадно обирая крестьян и иногда поднимая восстания против Верховной власти. Значение этой власти к моменту заключения Георгиевского трактата упало весьма низко.

Именно по этому Российское Императорское Правительство после смерти Царя Георгия стало проводить политику объединения грузинских земель не через Династию Багратиони, а через чиновников, назначенных из Петербурга. Это очень не понравилось владетельным князьям и дворянам, которые почувствовали, что их вольнице приходит конец. Потянулась цепь заговоров [2], из-за чего наше правительство решилось на невиданную меру: насильственный вывоз князей и царевичей в Центральную Россию.

Старшее поколение грузинских революционеров, мечтавшее о временах феодальной вольницы, успело передать эстафету молодому поколению, воспитанному в университетах Западной Европы. И вот, в начале ХХ века грузинские фамилии «украсили» собой списки руководства леворадикальных партий России. Церетели, Рамишвили, Жордания были едва ли не культовыми фигурами в левой среде.

Конечно, были и патриоты России — от сподвижника Суворова и Кутузова князя Петра Ивановича Багратиона до ялтинского градоначальника А.И.Думбадзе и князя Н.Д.Жевахова (Джавахишвили). Но тот же Думбадзе в молодости был близок к грузинским националистам, и его мировоззрение претерпело сложную и неоднозначную эволюцию.

Трудно сравнивать уголовника Саакашвили с известными политическими деятелями, однако, преемственность антироссийской, антиимперской психологии в полной мере проявилась в его политике. Он выбрал такого «сюзерена», который не мешает ему грабить Грузию, но выражает всяческую поддержку.

Сразу же напрашивается и другой немаловажный вопрос. Почему дурные антироссийские предрассудки не встретили отпора в грузинском народе? К сожалению, приходится признать, что на историческую сцену вышло поколение с основательно промытыми мозгами, которое не признаёт ни каких традиций российско-грузинской дружбы.

Антироссийские психологические комплексы навязываются молодёжи почти на всём постсоветском пространстве. Таков психологический урок этой войны.

Урок третий — геополитический

Министр иностранных дел России Сергей Лавров в интервью телекомпании «Вести 24» 13 августа назвал правящий режим Грузии «специальным проектом США». Проект это геополитический, и направлен против России.

Известно, что западные державы уже третье столетие пытаются вытеснить Россию с Кавказа. В этом общем для западной цивилизации деле поучаствовали в разное время и Германия, и Великобритания, и США. Интерес этих держав объяснялся по-разному: и важным военно-стратегическим положением Кавказа, и наличием в этом регионе больших запасов нефти, и возможностью выращивать наркотические культуры. В последнее время стала модной теория борьбы за инфраструктуру, согласно которой действия великих держав объясняются борьбой за пути транспортировки энергетических ресурсов. А поскольку для обслуживания нефте- и газопроводов требуется не очень много народа, то людоедская политика американских сатрапов получает свое «прагматическое» объяснение.

Интерес оккультного свойства испытывал к Цхинвалу Адольф Гитлер, который считал, что овладение этим городом и удержание его может служить залогом его окончательной победы. Этого, слава Богу, не произошло. Но я не исключаю, что фантазии фюрера вдохновляют некоторых нынешних деятелей «мiровой закулисы» (и, соответственно, покровителей М. Саакашвили). В таком случае поведение Саакашвили лишний раз доказывает, что политика нынешних грузинских властей имеет антиправославный характер.

Во время событий 8−12 августа в Цхинвале пересеклись две линии развития геополитических феноменов, являющихся одновременно социальными аномалиями.

Первый феномен — это так называемые «демократические» или «цветные» революции. Второй — тотальная война современности, ведущаяся ради «жестокого, неумолимого и всеобщего разрушения» (М.А.Бакунин).

Такие войны мы наблюдали в Югославии (1999 год), Ираке (2003 год), Ливане (2006 год).

Оказалось, что развитие западной демократии чревато разрушением человеческого достоинства, поскольку вряд ли можно назвать людьми тех, кто бросал бомбы на дома престарелых под Белградом и бил из «Градов» по городской больнице Цхинвала.

Война в Южной Осетии — следствие «демократической» революции 2003 года, её нигилистический итог. Разумеется, это и некоторый итог распространения по миру американской «имперской демократии» (Ален Бадьу). Россия поставила этому распространению предел, и слава Богу. Это значит, что у нас есть шанс сохранить человеческое достоинство.

Таков геополитический урок войны.

Урок самопознания — важнейший для России

Когда жители Цхинвала со слезами радости на глазах встречали российскую армию, на меня повеяло чем-то родным, но почти забытым.

Последний раз нашу армию так встречали косово-метохийские сербы в июне 1999 года. Можно вспомнить и великий подвиг Освобождения 1944−1945 годов.

Лица осетин были как зеркало, в котором Россия с удивлением увидела свой древний и благостный образ, ею самой почти забытый.

Так женщина, испытавшая десятилетия побоев мужа и мерзопакостного запойного существования, с чувством потрясения рассматривает свои выпускные и свадебные фотографии.

Дыхание древней великой силы почувствовали все — от Президента до рядового 58 армии. 13 августа произошло событие потрясающей важности. Дмитрий Медведев исправил законодательство о военных наградах таким образом, что участники освобождения Цхинвала получили возможность быть представленными к награждению Орденом Святого Георгия.

Россия приходит в себя. Она вновь осознаёт себя Великой Державой. Конечно, хотелось бы, чтобы это произошло раньше. Но лучше поздно, чем никогда.

ПРИМЕЧАНИЯ
1. Следственная «комиссия установила полную причастность к этому ужасному делу епископа Кириона, который был главным вдохновителем его, был уже приготовлен обвинительный акт, должен был произойти сенсационный процесс, во время которого должны были быть посажены на скамьи подсудимых, кроме епископа Кириона, ещё и епископ Леонид и архимандрит, ныне епископ, Амвросий (Хелая) и другие духовные лица — грузины. Но под влиянием князя Г. Шервашидзе в дело вмешалась вдовствующая Императрица, которая постоянно выручала из беды грузин», и дело было прекращено (Российская Церковь в годы революции (1917−1918). Сборник. М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1995, с. 253).

2. Так, например, в 1832 году в Тифлисе был раскрыт заговор, в котором участвовали царевичи Окропир и Димитрий, князья Эристави, Шервашидзе, Орбелиани, всего 38 человек. Заговорщики планировали ночью 20 декабря 1832 года захватить на балу всю русскую администрацию Тифлиса и провозгласить независимость Грузии от России. Не исключалась и возможность убийства русских чиновников и генералов в случае неповиновения (Охлябинин С.Д. Из истории российского мундира. Сборник исторических миниатюр. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1996, с. 283).

https://rusk.ru/st.php?idar=105385

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика