Русская линия
Русская линияПротоиерей Вадим Паевский18.04.2008 

Скандал в Умани спровоцировали организаторы Крестного хода

От редакции: Как известно нашим читателям, РЛ довольно подробно освещает подготовку и проведение международного крестного хода «Под звездой Богородицы». Это связано как с понимаем нами важности этого грандиозного события, так и с активностью нашего доброго друга одного из руководителей пресс-службы фонда «Андреевский флаг» писателя Николая Головкина, который не позволяет нам пропустить что-нибудь важное. Недавно мы опубликовали материал нашего постоянного автора, черкасского писателя Олега Слепынина «Скандал во время международного Крестного хода „Под звездой Богородицы“. В Умани священники не дали приют Царице Небесной». Автор со слов организаторов крестного хода описал скандал, возникший во время его прохождения по Умани. Заметка вызвала серьезный резонанс. Нам пришло письмо от уманского священнослужителя протоиерея Вадима Паевского, которое мы публикуем ниже. В нем дается иная интерпретация скандала в Умани, виновными в котором отец Вадим считает организаторов крестного хода, а не духовенство.

Уважаемый Анатолий Дмитриевич!
Я — православный священник, настоятель Свято-Успенского храма г. Умани. Прочитал сегодня описание событий, происшедших в Умани 13−14 апреля и был очень опечален тем, что такое известное информагентство как «Русская линия», было введено в заблуждение и опубликовало недостоверную информацию о событиях в нашем городе.

Скандал во время крестного хода в Умани (апрель, 2008)Все наше благочиние, действительно, по благословению правящего архиерея готовилось торжественно принять участников крестного хода «Под звездой Богородицы». За несколько дней до прибытия крестного хода к нам приехала группа, организовывающая шествие хода. Была согласована программа хода на Уманщине и его маршрут. Представители организаторов раздали нам разнообразную литературу. На мой вопрос, раздаются ли подобные издания участникам хода, я получил утвердительный ответ. Уже тогда я заподозрил неладное: нам раздали газету «Новороссийский курьер», организатором Афонской ветви хода значился Духовно-патриотический союз «Новороссия». Я вспомнил, что в августе 2007 года была информация о том, что митрополит Агафангел отлучил от причастия «до покаяния» участников этой организации и ее руководителя Руслана Запорожского. В ответ на мое недоумение я получил заверение, что «раз владыка Агафангел благословил их руководить ходом, значит, конфликт улажен». Однако, смущения на этом не закончились. После отбытия представителей организаторов, один из уманских священников внимательно изучил содержание брошюр, раздаваемых на крестном ходе. В них обнаружились вещи, очень встревожившие уманское духовенство. Так, например, св. страстотерпец царь Николай назывался «Царем-Искупителем», хотя, насколько нам известно, Православная Церковь не знает учения о царе Николае как о «Царе-Искупителе»; насторожило также утверждение, что на Украине должна произойти война для того, чтобы кровью смыть грех народа перед царем. Кроме того, мы обнаружили, что раздаваемая газета «Новороссийский курьер» издается без благословения церковного священноначалия. Мы доложили об обнаружившихся несуразностях Высокопреосвященнейшему архиепископу Софронию, который, после согласования с Киевской Митрополией, дал нам распоряжение не принимать крестный ход в случае распространения подобной литературы.

Несмотря на все это, нами были сделаны соответствующие объявления в храмах, организован транспорт, ночлег, питание, милицейское сопровождение для ожидаемых крестоходцев. Наиболее усердные уманчане встречали крестный ход на границе области, прошли с ним до Георгиевского монастыря. После того, как в воскресенье крестный ход вышел из Свято-Георгиевского монастыря в Умань, к нам начали поступать телефонные звонки от уманчан, шедших с ходом, о том что крестоходцы несут икону Иоанна Грозного, раздают неканоничные иконы Божией Матери «Воскрешающая Русь», акафисты Иоанну Грозному. Мы связались с духовником хода и попросили его приехать в уманский Свято-Николаевский собор для прояснения ситуации во избежание конфликта. Однако, духовник отказался приехать раньше крестного хода, хотя пообещал, что неканоничные иконы будут спрятаны.

После того, как крестный ход пришел на территорию собора, настоятель собора прот. Иоанн Жигилий еще раз повторил требование спрятать литературу, изданную без благословения, икону Иоанна Грозного, монархические флаги. Поле выполнения требования участники хода вместе с иконами (в т.ч. и иконой св. страстотерпца царя Николая!) беспрепятственно вошли в собор, соборным священником был отслужен молебен, люди прикладывались к святыням. Никаких претензий ни к казацкой форме, ни к иконе царя Николая, как об этом пишет О. Слепынин, у священнослужителей не было.

Скандал во время крестного хода в Умани (апрель, 2008)В это же время во дворе собора иеромонах, шедший в составе хода, давал людям прикладываться к иконе Иоанна Грозного. Люди с монархическими флагами стояли у ворот собора. То есть, фактически, участники хода проигнорировали как благословение архиепископа Софрония, та и благословение патриарха Алексия, который запретил распространение во время хода тех или иных политических убеждений. Узнав об этом, прот. Иоанн Жигилий доложил о ситуации архиепископу Софонию и получил от него указание передать организаторам хода, что он не благословляет шествие хода по территории Черкасской епархии. Об том было сразу же сообщено организаторам. Благочинный предложил им покинуть собор. Однако, по прошествии нескольких минут после того, как участники хода покинули храм, благочинный предложил им воспользоваться приготовленными для них кровом и пищей, что и сделала часть крестоходцев. Кто мог дезинформировать людей по поводу немедленной отправки на Киев — мне не известно. Уж точно, это не могло исходить от священников.

Утром 14 апреля участники крестного хода, отслужив молебен у стен Свято-Николаевского собора, прошли по городу до Свято-Успенского храма, обошли его с молитвой и покинули пределы города.

Как видно из описанного выше, то, что иконы Божией Матери и другие святыни вынуждены были пребывать вне пределов храма, во многом лежит на совести организаторов хода, не сумевших (или не пожелавших?) соотнести свои действия с нормами церковной дисциплины.

А 15 апреля на Интернет-сайте организации «Единое Отечество» (http://www.otechestvo.org.ua/main/20 084/1517.htm) со ссылкой на епархиальный сайт отдела Миссионерства и катехизации Одесской епархии была обнародована информация, пролившая свет на неадекватное поведение организаторов хода — людей, отлученных вл. Агафангелом от причастия, самочинно, без его благословения возглавившими ход.

Прискорбно, но факт — верующие многих украинских городов оказались обманутыми кучкой отлученных от церковного общения людей, которые скрывают не только отсутствие благословения их епархиального архиерея на организацию и проведение хода, но и искажают суть событий, происходящих во время шествия.

Стало ли происходящее позором для Умани? Очевидно — да. Но не только для Умани, а и для всех, кого сумели ввести в заблуждение, и кого еще введут самочинные организаторы хода и люди, поверившие им.

Очень надеюсь, что Вы отреагируете на мое письмо и поставите в известность Ваших читателей о происходящем на том маршруте, по которому должен был следовать Афонский луч крестного хода.
С уважением, протоиерей Вадим ПАЕВСКИЙ

PS.: Прикрепляю несколько сделанных мною снимков. На них отчетливо видно, что крестоходцы вовсе не «смиренно» согласились убрать неканоничные изображения; что икона царя Николая таки была в соборе.

https://rusk.ru/st.php?idar=105222

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Лина2010    17.05.2010 03:10
Здравствуйте, господа! Я правнучка настоятеля уманского храма. Мой прадед служил там до переворота (1917 г.) и потом ещё несколько лет. Старые жители должны его помнить. Это отец Александр (Никольский). Он спас многих… Я так и не помню, как храм назывался… По-моему, Успенский… Но я могу ошибаться… Была бы жива моя бабушка, она бы наизусть прочитала надпись над иконостасом… Я была в этом храме в 1980 году… он был разрушен, порос травой и кустарником, и бабушка мне показывала место у алтаря, где они прятались от новой власти…
Потом моего прадеда перевели в Киев, сначала во Владимирский собор, а потом дали приход в церкви на Димиевке… Потом его трижды забирали в тюрьму… Его выкупали прихожане… Но в какой-то момент он сгинул… никто о нём ничего не знает по сию пору…
Пожалуйста, если Вам не безразлична судьба священнослужителей, история государства и просто наша память, попробуйте найти хоть какую-то информацию о моём прадеде… Нашей семье это очень важно…
Его звали Отец Александр (Никольский)
На всякий случай информация от меня – он был представлен ко дворянству в 1916 году, окончил Варшавскую Духовную Академию с золотым крестом, Магистр богословия.
А мне можно писать на адрес linajarkova@gmail.com
или звонить по телефону +79161411327

Я не знаю, занимаетесь ли поиском пропавших свяященников… А вдруг…

С уважением,
Лина Жаркова (Никольская, Щуровская)
  прот. Вадим Паевский    27.04.2008 22:36
Христос Воскресе!
Олег! У меня и в мыслях не было, что Вы хотели меня обидеть! :-)
Просто горько, что такое благое начинание на Черкащине послужило поводом к разделению. Я считаю, что если произошел конфликт между людьми (имею ввиду вообще любые конфликты), то виноваты ОБЕ стороны! Однако, в данном случае совершенно очевидно, что конфликт был спровоцирован. Причем не уманскими священниками, которые (могу засвидетельствовать перед кем угодно!) до последнего пытались направить события в то русло, по которому им было благословлено происходить Патриархом.
Ведь даже если исходить из утверждения, что современные священники действуют исключительно из соображений своекорыстия, то и в этом случае понятно, что не было нам никакого резону конфликтовать с прихожанами, тем самым настраивая против себя часть из них и, соответственно, лишаясь части доходов. Не выдерживает критики и версия, что мы действовали исключительно из слепой покорности владике Софронию. При желании мы могли бы сослаться на неопределенность ситуации и спокойно уйти от отвественности за невыполнение благословения владыки.
Лично мною руководило исключительно убеждение, что приняв крестный ход в том виде, в каком он пришел в Умань, мы бы легитимизировали в глазах уманчан те нецерковные взгляды и учения, которые на нем распространялись. Этого я допустить не мог, поскольку усматриваю свою задачу, как настоятеля прихода, в том, чтобы не дать общине уклониться от Соборной Церковной Истины ни в лево (модернизм, экуменизм и пр.), ни в право (фанатизм в негативном смысле этого слова).
По поводу царя Николая. Мое мнение: если Церковь его канонизировала, то мы не должны препятствовать его почитанию церковным народом. В нашем же приходе (я уже писал), Царственные Страстотерпцы почитаются людьми особо истово.
По поводу Борисполя. Давая оценку, надо уточнить, были ли там вещи, о недопустимости которых было оговорено с представителями МП. Если были – тогда, увы, поделом… :-( Ведь, насколько мне известно, на крестных ходах, идущих по территории России, ничего подобного не было.
И последнее. Я не раз размышлял вот над чем: если действительно, Истина на стороне этих людей (Р. Запорожского и Ко), то почему они постоянно прибегают если не к откровенной лжи (типа перепуганного священника, закрывшегося внутри храма), то к передергиванию фактов при аргументации своей позици?..
  Олег Слепынин    27.04.2008 18:31
Христос Воскресе!
Простите, о. Вадим!
Обидеть никого и в мыслях не было. Горечь в тот момент одолела. Мне очень по душе ваш Успенский храм.
Исполняется воля Господня.
О. Константин, знаете, и не удивительно, что в чернобыльскую ночь святые иконы оказались в Ильинской церкви. В Чернобыле действующий храм – Ильинский. В ночь катастрофы над ним было знамение. Посмотрите в и-гнете на РЛ материал "Апология Чернобыля" – http://www.rusk.ru/st.php?idar=18237
  священник Константин Кобелев    26.04.2008 00:31
В Черкассах потребовали не нести в Крестном ходе хоругвь с каноническим образом святого Царя мученика Николая.

25 апреля. Великая пятница. 23:00 (по телефону из Борисполя)
Крестоходцы в количестве более 100 человек дошли до города Борисполя. В центральный храм города они допущены не были… Слава Богу, в городе нашёлся ещё один храм – временный, расположенный в железнодорожном вагоне-рефрижираторе. В этом храме и пребывают этой ночью святые иконы. Слава Богу, у людей тоже крыша над головой есть – ночуют в спортзале, это для крестоходцев обычное дело.

Завтра около 14 часов надеются дойти до Киева.
  прот. Вадим Паевский    22.04.2008 22:16
Вот еще одна цитата:
"18 апреля для разрешения вопросов по непреложности исполнения в точности благословения участниками крестного хода Афон-Москва, полученного от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины, прибыли члены рабочей группы Международной духовно-просветительской программы «Под звездой Богородицы».
Состоялась встреча с архиепископом Черкасским и Каневским Софронием, на которой от имени организаторов программы было выражено сожаление по поводу нарушения отдельными участниками крестного хода церковной дисциплины, а также испрошено благословение правящего архиерея на продолжение крестного хода Афон-Москва по территории Черкасской епархии. " (http://orthodoxy.org.ua/uk/po_eparhiyah/cherkaska/2008/04/22/15749.html)
Значит, нарушения таки были? Или это опять кто-то выкручивается?
  прот. Вадим Паевский    22.04.2008 21:53
"Перепуганный священник" – это, очевидно, я:-), только, г-н Черкасов, есть около сотни свидетелей, в основном участников хода (в т.ч. о. Мелхиседек, довольно доло дискутировавший со мною), что я перепуганным небыл, что я стоял СНАРУЖИ храма и разъяснял инетресовавшимся, почему храм закрыт.
Далее. Св. страстотерпец Царь Николай в Умани сугубо почитается именно прихожанами нашего, Свято-Успенского храма. Особо чтится прихожанами и священниками икона Царской Семьи. Молитвенно почитают их и в соборе. Так что откуда Вы взяли, что мы НЕНАВИДИМ (!!!!) святого – мне непонятно. Икона Царя в соборе пребывала, это четко видно на фото.
А вот "икона" Иоанна Грозного на ходе таки была, не правда ли? и вовсе мы не рыскали в ее поисках – о ее существовании нам сообщили прихожане собора еще когда ход шел в город.
С "изгнанием" и правда, вышла неточность. Я опубликовал информацию, полученною одним из уманских священников от пресс-секретаря епархии прот. Василий Вознюк, так что претензии к нему. Однако, со слов владыки, представители МП на ход приезжали и намерение изгнать упомянутых человеков у них были. Правда, все закончилось встречей участников хода и представителей МП с владыкой, на которой была достигнута договренность о том, что Р. Запорожский продолжает организовыввать ход, но без тех действий, которые вызвали скандал вУмани (если лпять чего не так написал – повторюсь – претензии к владыке Софронию :-)).
И последнее – я не выкручиваюсь, а поясняю мотивы наших действий. Выкручиваться приходиться тем, кто, будучи отлученным от Причастия (http://www.otechestvo.org.ua/main/20078/1311.htm), пытается принимать участие в жизни Церкви на равне с ее послушными чадами.
  р.Б. О    22.04.2008 16:18
Так и владыка Софроний поклонился святым иконам и благословил, прощаяясь в Черкассах, кресный ход.
  Черкасов    22.04.2008 16:11
"Все благополучно разрешилось!.." – пишет уманчанин.
И это действительно так!
Но никто не удалял Запрожского и его казаков с Крестного Хода! Это прямая ложь. Как шли, так и идут. Сегодня (с 21 на 22 апреля), переночевав в скиту Красногорского монастыря и потрапезничав в самом монастыре, облившись водой из святого источника, двинулись в путь к с.Гельмязов, где благочинный ждёт их с нетерпением.
"Изгнание" – очередная фантазия опозорившихся уманчан, ненавидящих св.Николая Второго с подачии владыки (и в этом вся суть конфликта!). Эти уманчане – то рыскали, буквально вглядываясь в каждую икону, к чему бы придраться. И конечно, нашли: Иоанн Грозный! И как это ещё Распутина не обнаружили?! Наверняка, ведь где-то был. То не дали войти (перепуганный священник сидел внутри) крестному ходу в Успенский храм.
Вся Черкасщина поклонилась святыне. В том числе Шпола, Смела (где правит брат владыки), Золотоноша. А Умань – как ни выкручивайтесь – кров Царице Небесной не дала!
  Lucia    19.04.2008 21:54
Мне кажется, люди, которые упорно требуют канонизации Иоанна Грозного совсем не любят его. Вообще здесь нет любви – царя начинают поливать грязью, верующие ссорятся. Из каких же побуждений они демонстративно ходят с такой иконой?
  Михаил Чернушенко    19.04.2008 01:55
Известно, что Святой Царевич Димитрий в своих явлениях верующим говорил, что он будет молиться за тех, кто будет молиться за его отца Царя Иоанна IV (Грозного). То есть Царь Иоанн не в раю и нуждается в наших молитвах за него, а не мы – в молитвах к нему.
Врагу рода человеческого всё равно, в какую сторону ломать церковное единство. Не ломается влево – будет ломать вправо. Но те, кто из Церкви выпадают вправо, они не справа от Церкви будут, а всё так же упадут вниз, как и те, кто выпал налево.

Страницы: | 1 | 2 | Следующая >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика