Русская линия | Николай Круглов | 15.10.2007 |
Международное положение Украины в первом полугодии 2007 года существенно ухудшилось. И маловероятно, что оно принципиально изменится до конца года. Более того, по отдельным оценкам ожидается существенная деградация внутриполитической стабильности в стране в силу ряда причин.
Не сделано существенных внешнеполитических прорывов. Отсутствуют значимые улучшения в области торгово-экономического сотрудничества не только со странами постсоветского пространства, но и со странами Запада. Геополитика продолжает доминировать во внешней политике Украины в ущерб экономическому рационализму и долгосрочной стратегии развития государства.
Геополитическая ставка нынешнего режима на Украине на США не только существенно ограничивает возможности внешнеполитического и торгово-экономического маневра, но делает эту политику зависимой от показаний барометра американо-российских отношений. Украина втянута в довольно опасную геополитическую дугу (Балто-Черноморо-Каспийский регион) с целью поссорить Россию с Западной Европой, посадить энергетическую безопасность Европы на крючок США, создать условия постоянного напряжения на границах России с целью ее последующей внутренней дестабилизации и дезинтеграции.
Украине в этом контексте отводится одна из ключевых ролей — жертвоприношения, плацдарма, переднего края. Украина находится в формате внешнего управления со стороны США и частично Евросоюза (за счет программы План Действий Украина — ЕС).
Исполнительная вертикаль власти и «силовой блок» государства находится под управлением Вашингтона, что делает практически внешнюю и оборонную политику Украины синхронной геополитическим интересам США в отношении России и постсоветского пространства.
В течение весны — лета с.г., на фоне внутриполитического кризиса, вызванного роспуском парламента, при содействии США и НАТО произведена мобилизация сторонников евроатлантического курса Украины (интенсифицированное вступление в НАТО) по всей вертикали власти, результатом которой должны стать слаженные действия осенью этого года Президента, новоизбранного Парламента и Правительства Украины в направлении ускоренной интеграции страны в Альянс.
Модель интеграции представлена в последней статье министра иностранных дел Украины Арсения Яценюка («Арсений ЯЦЕНЮК: Разговоры о нейтралитете — это вздор», газета «День» .152, вторник, 11 сентября 2007). Оно придает новый импульс взятой за основу предыдущей схеме США-Тарасюка (для интеграции в НАТО не следует спрашивать народ Украины — отказ от референдума и игнорирование негативного мнения большинства населения страны со стороны правящего режима).
Частичным «нововведением» на этом этапе может стать «виртуальная (фактическая) интеграция» «силового блока» Украины в НАТО и соответствующий разворот (направленность) его против России на фоне дезавуированных публичных разговоров об отдаленных перспективах членства в Альянсе. При этом происходит не только мобилизация по линии госструктур и НПО, но следует ожидать очередную волну непубличной «чистки» (люстрации под видом борьбы с коррупцией, проведением реформы или профессионализации) тех, кто не соответствует евроатлантическому курсу.
Не следует также исключать «сюрпризов» от традиционно «пророссийских сил на Украине», которые в рамках новоизбранного парламента (вне зависимости от внутренних раскладов в Верховной Раде и коалиций) могут принять решение в отношении ускорения вступления в НАТО. Следует принять во внимание, что в течение первого полугодия США провели довольно успешную работу с «неоранжевыми» политическими силами с целью не допущения повторения нежелательных для США результатов парламентских выборов 2006 года.
Как показывает анализ внутриполитическая ситуация на Украине и ее внешнеполитические усилия синхронизируются с процессом выборов в России и геополитическими планами Вашингтона. В этой связи довольно угрожающе (в контексте внутриполитической стабильности Украины и характера украинско-российских отношений) звучат последние предупреждения со стороны Вашингтона. Заявление помощника заместителя госсекретаря США по Европе и Евразии Дэвида Крамера в Брюсселе в отношении ожидающегося ухудшения отношений между США и ЕС с одной стороны и Россией, с другой, во время российских выборов можно рассматривать как результат стратегического планирования.
В нем не последнее место занимает вопрос российско-украинских отношений (наряду с вопросами — американской глобальной ПРО в Европе, Косово, Ираном и т. д.). Принимая во внимание, что нынешнее руководство Украины (Президент и подконтрольный ему «силовой блок») продолжают искать «ахиллесовы пяты» в российско-украинских отношениях («отравление Ющенко», «вопросы базирования ЧФ», «украинско-российский энергетический (газовый) кризис», Приднестровье и т. д.) следует ожидать, что Украина станет одним из основных плацдармов США против России на период предстоящих выборов 2007—2008 годов.
При этом ни один аналитик, оценивая динамику нарастания российско-украинских противоречий после «оранжевого переворота» 2004 года не даст гарантии, что не будут задействованы попытки спровоцировать «кровь» в двусторонних отношениях как довольно эффективное средство для толчка общественного мнения на Украине в сторону США и НАТО.
Довольно мощным барьером на пути «вдавливания» Украины в НАТО при игнорировании мнения большинства населения страны остается каноническая Украинская Православная Церковь (УПЦ). Поэтому не снимается с повестки дня возможность провокаций в отношении Церкви и соответствующей расправы в ближайшей перспективе.
Не стоит также исключать, что запланированный на середину октября визит Госсекретаря Кондолисы Райс и Министра обороны США Роберта Гейтса в Москву также приурочен под определенную повестку дня украинско-российских проблем и результатов внутриполитической ситуации в Украине после 30 сентября 2007 года.
Необходимо также принять во внимание, что США при помощи нового евроатлантического руководства Франции загоняют ЕС (Западную Европу) в энергетический угол. Проамериканское заявление Министра иностранных дел Франции Бернара Кушнера в отношении необходимости подготовки к войне с Ираном не только отбрасывает успешность реализации проекта Nabucco (отбросив Иран, Европа не может рассматривать успешность подключения Центральной Азии в проект по причине контроля этих ресурсов со стороны России и Китая), но усиливает зависимость Европы от газотранспортных артерий проходящих по территории Украины. Это, в свою очередь, привязывает энергетическую безопасность Европы к внутриполитической стабильности на Украине, украинско-российским отношениям и процессу выборов в РФ.
Анализ также показывает, что Вашингтон и Брюссель достигли определенного консенсуса в отношении будущего Украины, что демонстрирует последний саммит Украина-ЕС. Украине предопределена геополитическая роль в борьбе с Россией на фоне ни к чему не обязывающего подбадривания в отношении евроинтеграционных перспектив и непубличных «гарантий безопасности капиталов» для олигархических группировок Украины.
Более того, ЕС последовательно отказывается включать вопрос о членстве Украины в ЕС в официальные документы. При этом организовывается постоянная «утечка информации» со стороны ключевых экспертов Евросоюза, что членство Украины в рамках ЕС возможно через 15−20 лет.
США и ЕС не смогли в течение последних 15 лет предложить Украине место в системе мирового или европейского разделения труда (специализации). Закрытым остается вопрос о сотрудничестве в области ВПК, авиастроения, космоса и т. д. При этом на Украине отчетливо понимается (по крайней мере, на уровне специалистов), что данные отрасли держатся в большей мере на сотрудничестве с Россией и вступление в НАТО приведет к их безвозвратной потере и коллапсу.
Вышеизложенное, говорит о том, что Украине в лучшем случае уготована восточноевропейская модель интеграции в НАТО и ЕС, которая подразумевает «самоуничтожение» ВПК, космоса, авиа- и судостроения при 90% переходе экономики и энергетического сектора под контроль западных ТНК (для полной гарантии контроля над страной) и интеграция страны в евроатлантическое пространство на основе восточно-европейских моделей человеческого и сырьевого придатка Запада.
В худшем случае, Украина должна быть использована в качестве геополитического жертвоприношения в борьбе США против России и соответственно «балканизирована». При этом нынешнее развитие ситуации (особенно нацеленность на обострение российско-украинских отношений) может говорить о том, что реализуется смесь первого и второго сценария.
Не следует исключать, что результатом парламентских выборов на Украине должно стать создание со стороны США такой напряженности, которая должна «обвалить» в одночасье российско-украинское военно-техническое сотрудничество, включая сферу космоса и авиастроения, на фоне дополнительно созданного энергетического кризиса в двухсторонних отношениях (например вокруг ценового конфликта).
Не следует исключать, что США довольно трезво оценивают политическую «живучесть» оранжевых, которые растратили весь багаж своего влияния, и рассматривают задействование более худшего сценария — «балканизации» Украины (поддержание на финансовом и политическом «плаву» БЮТ и других радикально-националистических сил).
При этом на фоне торгово-экономических и производственно-кооперационных связей, общей энергетической и газотранспортной инфраструктуры, открытых границ подобный сценарий будет иметь дестабилизирующие последствия для самой России и заставит последнюю быть привязанной к горячему конфликту на своих границах. При этом всегда в мировых СМИ можно развернуть информационную войну «доказывающую», что Россия виновна в этом конфликте.
Вышеизложенное показывает, что в русле нынешней внутриполитической и внешнеполитической динамики российско-украинские межгосударственные отношения вновь находятся под угрозой. При этом риски реализации любого из вышеперечисленных сценариев одинаково не выгодны народам ни Украины, ни России.
Внешнеполитическая стратегия БЮТ направлена на демонтаж постсоветского пространства… и России
Предыдущий анализ «Украина в роли жертвы. Возможные риски для российско-украинских отношений» утверждал, что внутриполитические процессы и внешняя политика Украины синхронизируются с процессами выборов в России. Украина в отрыве от России не представляет никакого геополитического интереса для США и ее союзников по НАТО. Кроме того, Украине предопределена главенствующая роль рубильника (передового края, плацдарма, жертвоприношения) в создании высокого напряжения между Россией и Западом. Этот анализ утверждает, что выполнить эту миссию под силу только такому харизматическому лидеру как Ю. Тимошенко и ее политической силе, которая последовательно набирает вес в борьбе за сердца простого украинца и приобретает общенациональный характер. При этом анализ международной деятельности Ю. Тимошенко и высказываний ключевых представителей БЮТ отвечающих за выработку внешнеполитической стратегии БЮТ Григория Немири, Олега Белоруса, Андрея Шкиля только подтверждают эту тенденцию.
Большинство российских комментариев связанных с оценкой победы Ю. Тимошенко (БЮТ) на внеочередных парламентских выборах 2007 грешат ограниченностью подхода, отсутствием системности и глубины. Основной акцент в материалах делается на рисках пересмотра существующих газовых соглашений и провоцирования очередного газового кризиса в случае премьерства Ю. Тимошенко, русофобстве последней. Не учитывается тот факт, что победа БЮТ является результатом соответствующей поддержки этой политической силы со стороны США и части Европы (сентябрьский саммит ЕС-Украина) рассматривающей Украину в качестве геополитического плацдарма против России. При этом именно евроатлантический консенсус в отношении роли и места Украины в геополитическом пасьянсе Евразии указывает на то, что Украина вступает в активную фазу противоборства с Россией как в двухсторонних отношениях, так и на всем постсоветском пространстве видя в этом единственный шанс для получения определенных преференций членства в евроатлантических структурах. В основу геополитической миссии Украины заложен тезис о несовместимости одновременного существования Украины и России в Европе. Поэтому Украина должна стать катализатором такой совместимости через демонтаж нынешней России и постсоветского пространства, тормозом интеграционных проектов.
Незадолго до парламентских выборов в одном из интервью заместитель Ю. Тимошенко по международным вопросам Г. Немиря назвал одной из миссий открывающей Украине перспективы интеграции в ЕС — демонтаж постсоветского пространства. При этом подразумевается соответствующая роль Украины в отношении России, вступление в НАТО и участие Украины в военно-политическом глобальном партнерстве во главе США за счет участия в так называемых миротворческих операциях (Афганистан) рассматриваются в качестве средства интеграции Украины в евроатлантическое пространство. Принимая во внимание, что США в течение последних лет последовательно трансформируют ГУАМ в военно-политическую дугу против России с созданием очагов напряженности (Грузия), глобальное партнерство Украины с Альянсом неминуемо обретет характер военно-политического противостояния с Россией в Балто-Черноморо-Каспийском пространстве (особенно в части ускорения выдавливания РФ из Крыма).
Следует принять во внимание, что США пытаются сделать из Украины «новую Хорватию», которая станет основой долгосрочной нестабильности для России. При этом «раковая опухоль» в российско-украинских отношениях разрастается синхронно с увеличением общенациональной популярности БЮТ и ее лидера. При этом со стороны США развернута шумиха вокруг американской ПРО в Европе и ситуации в Грузии, что отвлекает внимание от более опасной темы для России — будущего Украины, духовной, идеологической направленности ее населения. Предпринята убедительная попытка перекодировать (переформатировать) «генокод» и историко-духовное наследие южнорусских славян, противопоставляя их России как основного врага.
Духовная миссия Ю. Тимошенко нацелена на усиление русофобских настроений населения запада и центра Украины и конвертацию русскоязычного востока и юга Украины в «евроатлантических янычар» готовых демонтировать Россию. Идеологическое перерождение и «перезагрузка» американцами ключевых политических сил традиционно представляющих восток и юг Украины, политическая импотентность «Нашей Украины» (НСНУ-Народная самооборона) во главе с В. Ющенко, создает условия для Ю. Тимошенко существенно усилить свои политические позиции в короткосрочной перспективе и взять на себя роль общенационального менеджера для выполнения этой геополитической миссии. В этой связи следует ожидать, что основной акцент внешнеполитической стратегии БЮТ будет сделан не столько на реальные внешнеполитические победы в борьбе с Россией, сколько на соответственно подготовленную реакцию населения Украины и формирования образа врага. Именно об успехе на внутреннем духовном фронте говорят цифры возрастающей популярности Леди Ю, которую все больше и больше поддерживает молодое поколение не знающее СССР и не связанное моральными и нравственными рамками совместной борьбы с фашизмом. Поэтому кроме борьбы с Россией в сфере энергетики (провоцирование энергетического конфликта осенью-зимой 2007−2008 года), удар должен быть нанесен по душам украинцев обосновывая что Россия враг, российский народ виновник голодомора, а НАТО и Запад является спасением (суть информационной компании повышения имиджа НАТО среди населения).
В этой связи шапкозакидательские подходы Кремля сводящиеся к формуле «пускай передерутся между собой, а мы все равно свое возьмем (=купим) частями» мягко говоря, является неадекватным поскольку за внешне предлагаемыми формами скрывается глубоко маскируемое внутреннее содержание. Леди Ю — это реальная сила, которая начала играть на поле Восточной и Южной Украины имея за собой поддержку США и Европы. В случае следующих выборов и при условии раскола (дальнейшей деградации) ПР и растворения Нашей Украины, именно БЮТ может взять большинство в ВР, а Леди Ю может стать следующим Президентом Украины.
Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что, по большому счету, внутриполитическая борьба на Украине между различными политическими силами ведется за право возглавить долгосрочный и дорогостоящий проект «демонтажа» России в обмен на признание Западом легитимности украинских кланов (капиталов) и установленного политического режима на Украине призванного обслуживать эти кланы. Но следует понять одну ключевую вещь в этой связи. Демонтаж нацелен не на внешние формы (газовые трубопроводы, НАТО, ПРО в Европе, ЧФ), хотя они являются важными составляющими американской стратегии, а на демонтаж русскости в русском человеке, то есть демонтаж изнутри при помощи внешнеполитических акций создания внешнего врага. Именно Тимошенко, как наиболее харизматической и организованной фигуре, отводится соответствующая партия.
В то же время, политическое долголетие Леди Ю предопределено. Не исключено, что ей отводится роль чистильщика на фоне исчерпавших свой ресурс двух Викторов и политических сил стоящих за ними. На случай непредвиденных обстоятельств и в качестве правопреемников заранее вводятся в политику «умеренные» евроатлантисты второго эшелона такие как А. Яценюк (за которым стоит один из «серых кардиналов» — В. Пинчук) и А. Гриценко, которые в своей матрице не отличаются от радикалов (сентябрьские статьи в газете «День» Г. Немири и А. Яценюка). Поэтому не следует исключать, что американская многоходовка подразумевает подогрев при помощи БЮТ ситуации вокруг Украины, доведение ее до определенной внутренней и внешней кондиции, чтобы затем привести к власти свою «умеренную» команду запасных.
Автор склонен считать, что евроатлантический проект БЮТ следует рассматривать как составную многоходовой операции. Нынешняя «миссия» Украины и подстроенная под ее реализацию внутриполитическая композиция носит эшелонированный характер, где БЮТ играет роль тарана и видимой части айсберга. При этом в политику активно вводится второй «умеренный» эшелон, призванный принять эстафету от БЮТ, когда последняя выполнит всю «грязную работу» с демонтажем постсоветского пространства и России в гуманитарном и духовном пространстве южнорусских славян.
Увлеченность России вопросами глобальной безопасности (Иран, ПРО, Косово) и фактическое игнорирование ситуации на Украине не перестает удивлять недальновидностью. При этом в России на самом высшем уровне отсутствует понимание того, что проводимая США на Украине «духовная зачистка» и утверждение русофобии в качестве общенациональной идеологии, на фоне семейных (гуманитарных) связей и открытости границ между двумя братскими народами, неминуемо перекинется на Россию и создаст проблемы для ее внутриполитической стабильности.
https://rusk.ru/st.php?idar=105032
Страницы: | 1 | |