Русская линия
Русская линия Сергей Лебедев30.08.2007 

Нация без героев. Может ли быть у нее будущее?
Эстонскую политику должен изучать психиатр, а не политолог

В текущем 2007 году Эстония, очень маленькая и очень тихая республика, стала слишком часто попадать на страницы мировой прессы. И причины тут кроются в параноидальной политике эстонских лидеров. Казалось бы, после «бронзовой ночи», когда на пылающих улицах русского города (поскольку русских там свыше 54% населения) Таллина, развеялись представления эстонских лидеров о том, что местные русские полностью смирились с участью людей второго сорта, можно было бы надеяться, что медлительные аборигены республики поумнеют. Но нет. Немного приведя в порядок таллиннские улицы после апрельских выступлений русских, власти Эстонии опять начали борьбу с «национальным врагом». Летом на территории республики прошли очередные, уже 14-е по счету, игры спецназовцев различных натовских стран, проходивших по маршруту диверсионной группы финских военнослужащих эстонского происхождения ЭРНА, пытавшейся действовать в тылу советских войск летом 1941 года. Как всегда, вся эта «зарница» для взрослых дядей сопровождалась восхвалением германского вермахта и действовавших на его стороне эстонцев.

На прошлой неделе прокуратура Эстонии направила суд уголовное дело против 88-летнего Арнольда Мери, единственного из эстонцев — Героя Советского Союза. Собственно, уже 12 лет его пытаются в чем-нибудь обвинить. И вот теперь, наконец, нашли пункт обвинения — участие в депортации 250 жителей острова Даго (эстонцы называют его в Хийумаа). Арнольду Мери грозит пожизненное заключение. Одновременно с этим президент Эстонии, родившийся в Швеции гражданин США Хендрик Ильвес, выступая 23 августа в парке Хирве по случаю 20 -ой годовщины антисоветской демонстрации в Эстонской ССР, призвал установить памятник жертвам коммунизма. По утверждению Ильвеса, от «коммунизма» пострадали 60% эстонцев. Но, как всегда в Прибалтике, под «коммунизмом» здесь имеется в виду только русская власть. Что касается названного процента «жертв», то это просто элементарное стремление сплотить эстонцев вокруг правительства в ожидании денежных контрибуций от России.

Собственно, ничего нового не произошло. Вот уже полтора десятилетия, сразу после того, как Ельцин дал прибалтам независимость, что бы легче было захватить власть на самом большом куске исторической России, в новоявленных «странах Балтии» только тем и занимаются, что ставят памятники немецким оккупантам, устраивают парады бывших эсесовцев и судят советских ветеранов. Но это все уже нельзя считать отдельными эксцессами. В каком-то смысле, именно в унижении русских и заключается вся прибалтийская политика.

Вся проблема прибалтийской политики заключается в том, что изучать ее должны не политологи, экономисты или историки. Только психиатры смогут объяснить исходные причины современного политического развития Прибалтики.

Неприязнь эстонцев к русским и единственному собственному герою объявляется очень просто — нация без героев не любит того, кто напоминает ей об этом. А у эстонцев в истории не было ничего героического. Помимо комплексов маленькой нации, эстонцы не могут даже говорить о том, что вот когда-то мы были такими великими. Швейцария всегда может вспомнить про Вильгельма Телля, Голландия три века тому назад была сверхдержавой, Дания с гордостью вспоминает про викингов, философа Кьеркегора и физика Нильса Бора, крохотная Бельгия когда-то имела колонии в Африке (а ведь все эти страны по территории меньше современной Эстонии). Маленькие страны Европы достигли экономического процветания, и надежность швейцарских банков, скандинавское качество жизни, голландские технологии тому подтверждение. Но к Эстонии ничего это не подходит. С этими маленькими странами Эстонию роднят только размеры территории.

На земле Эстонии родилось много великих людей. Можно только вспомнить мореплавателей И.Ф.Крузенштерна, Ф.Ф.Беллинсгаузена, Ф.П.Врангеля, целую династию генералов Розен, ученых К.М.Бэра, Э.Х.Ленца, русского поэта В.К.Кюхельбекера, славянофила О.Ф.Миллера, и многих других. Но вот беда — все они были не эстонцами, а прибалтийскими немцами.

Эстонцы всегда кому-то принадлежали, и только при русской власти, имперской в первом случае, и советской, во втором, к ним относились как к людям. Именно поэтому прибалтийским лидерам для подъема русофобии вечно приходиться выдумывать примеры «национального угнетения» со стороны русских.

В годы Второй мировой войны многие эстонцы оказались в рядах германской армии. Как с непонятной гордостью объявил бывший премьер-министр Эстонии Март Лаар, к лету 1944 года в частях войск Гитлера было не менее 70 тысяч эстонцев. Впрочем, такая численность объясняется очень просто: поскольку Красная армия очень быстро оставила летом 1941 года территорию республики, большинство эстонцев сочли, что немцы выиграли войну, и, стало быть, надо показать свое усердие победителям. Именно поэтому, а вовсе не из мотивов борьбы за «свободную» Эстонию, (тем более, что немцы и не обещали эстонским лакеям никакой свободы) многие жители республики вступили под германские знамена и приняли присягу верности Гитлеру. Но и здесь невозможно найти героев нации. Можно уважать сильного противника, каким были немцы в ту войну. Эстонцы в немецком мундире составляли не войсковые части, а 26 батальонов вспомогательной полиции, и 20 дивизию СС, которые занимались охраной концлагерей и карательными операциями. Кроме того, из эстонцев были сформированы отряды «Омакайтсе» (самообороны), задачей которых было уничтожение оставшихся на территории Эстонии окруженцев, облавы на партизан, а также техническая работа по «окончательному решению еврейского вопроса». Нет, это были не солдаты, а каратели. Героев среди них не может быть по определению.

Вступившая в НАТО Эстония может дать этому блоку только свое географическое положение. Эстонская армия имеет репутацию непобедимой армии, поскольку она никогда нигде не воевала, и, следовательно, поражений не терпела. Правда, теперь эстонцы отправились в Ирак, где уже двое из них нашли свою смерть, но ведь войну в этой стране Запад проигрывает, что косвенно признали англичане, убирающиеся из Басры. Значит, единственная военная кампания эстонцев останется в истории как поражение в чужой войне за чужие интересы.

«Свободная» Эстония не может похвастаться никакими экономическими достижениями. В оба периода независимого существования на земле Эстонии производилось гораздо меньше промышленной продукции, чем в составе России. Более того, сами эстонцы почему-то ускоренно вымирали именно в годы «свободы».

При «независимости» в 1920—1940 гг., и с 1991 гг. Эстония переживает демографический кризис. Так, в «первой» Эстонии численность населения сократилась с 1 126 тыс. в 1913 г, до 1 052 тыс. в 1939 году, причем убыль обеспечивали именно эстонцы (с 1 011 тысяч человек в 1913 году численность коренной нации сократилась до 965 тысяч в 1939 году). При «второй» независимости рождаемость в Эстонии сократилась вдвое. Население Эстонии с 1990 по 2000 гг. сократилось на 124 тысяч человек — с 1573 тыс. жителей до 1439 тыс. Численность эстонцев в Эстонии сократилось с 963 тыс. в 1989 году до 930 тыс. в 2000 г. Фактически эстонцев еще меньше, поскольку многие лица от смешанных эстоно-русских и русско-эстонских браков (а в них состоит почти 15% населения республики) предпочитают исключительно из политических обстоятельств называть себя эстонцами.

Но ведь были и эстонцы — настоящие герои, видные военачальники, видные ученые и деятели культуры. Да, эстонец генерал Михельсон разгромил Пугачева и верой и правдой служил Российской империи. В годы Первой мировой войны пропорционально общей численности населения эстонцы дали Российской армии солдат больше, чем большинство народов империи. Эндель Пуусепп был личным пилотом Сталина. Георг Отс и Густав Эрнесакс прославили русскую музыку во всем мире. Пауль Керес был достойным мастером советской шахматной школы.

Для эстонских лидеров, ориентированных на Запад, всегда сложно признать таких героев. Каково им, бывшим советским партократам, политическим мародерам, и элементарным трусам, всю жизнь покорно выполняющих приказы политбюро (ранее московского, теперь вашингтонского), слышать о подвиге Арнольда Мери, который в августе 1941 года трижды был ранен, но продолжал храбро сражаться на земле Псковщины. Трудно видеть что-либо, кроме фрейдистского комплекса, в той ярости, какой нация без героев обрушилась на старого ветерана.

Впрочем, даже Бронзовый Солдат, из-за которого кипели такие страсти, также режет глаза эстонцам не потому, что являлся «символом оккупации». Нет, вся проблема в том, что при создании памятника эстонскому советскому скульптору Энну Роосу позировал солдат советской армии, по происхождению эстонец. И сам Бронзовый Солдат своим видом опровергал легенды хуторских националистов о том, как все эстонцы сражались с советскими оккупантами. В любой эстонской семье вам всегда расскажут легенду о том, как дедушка был лесным братом, и покажут дерево, под которым он будто бы зарыл свой автомат. Но, конечно, это такая же чушь, как слушать рассказы в современной русской семье о том, что бабушка была графиней или княгиней. Просто иногда людям хочется, что бы о них думали лучше, чем на самом деле. Вот и бедным эстонцам приходится, раз уж они не признают своих советских героев, вообще сочинять себе несуществующие подвиги диверсионной группы ЭРНА (которая утонула в болоте, не выполнив никаких заданий), или про «лесных братьев», которые за 1944−56 гг. совершили 422 теракта, большинство из которых сводились к выбитым стеклам в парткоме, и 1403 ограбления. В послевоенный период в Эстонии погибло 891 человек, в том числе 99 солдат и милиционеров (из них 90 — эстонцы). Это все не похоже на «национально-освободительную войну». Скорее, это просто мародерство в прифронтовой зоне.

Итак, нет у эстонцев героев, раз уж они не признают героев настоящих. Но нация без героев не может иметь будущего. И современная Эстония и по экономическим, и по демографическим, и геополитическим, и, наконец, по этнопсихологическим обстоятельствам, не может иметь ни светлого, ни вообще какого-нибудь будущего. А раз так, то и ситуация с русскими в Эстонии может радикально измениться.
Сергей Викторович ЛЕБЕДЕВ, доктор философских наук, профессор (Санкт-Петербург)

https://rusk.ru/st.php?idar=104979

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Lucia    01.09.2007 01:29
А продавать своих большевикам – это элемент борьбы за эстонскую самостийность, поэтому обсуждению не подлежит.
  Киевлянин    31.08.2007 16:35
Достойно – служить своему народу, и это дело не вкуса и не умения, а – совести. А участвовать в депортации своих соотечественников – обычная подлость, которую никакими фронтовыми подвигами не оправдать.
  Lucia    31.08.2007 01:34
Разумеется. служить царю – это достойно, а маргинальным амбициям – - нездорово и бесперспективно. Впрочем это дело вкуса. Пусть каждый служит. чему сумеет. а отчего же нам, свободным гражданам не высказать своих оценок?
  А.Ф    30.08.2007 20:15
Просто_читатель, "присать по-русски" – сам набивал?
  Дорогая редакция    30.08.2007 19:44
Вы, дорогой "просто читатель", не иначе доктор филологических наук или того хлеще – член-корр. Вокруг простой опечатки разводите целую историю. Опечатки бывают у всех, вот и у Вас "присать по-русски", но мы не делаем из этого выводов о Вашей неграмотности.
А что касается большого числа опечаток в текстах РЛ, то это наша беда. Но не позволяет наше финансовое положение иметь в штате корректора, поэтому приходится обходиться собственными силами.
  Киевлянин    30.08.2007 19:27
Уровень рассуждений инструктора райкома КПСС, хотя, кто его знает, может с этого и начинал профессор Лебедев. Логика железная: служил эстонец России – значит герой, воевал против России – значит мерзавец. То, что "лица от смешанных эстоно-русских и русско-эстонских браков предпочитают исключительно из политических обстоятельств называть себя эстонцами" – это вообще перл. То есть считать себя такому лицу русским – это нормально, а эстонцем, даже если у него отец эстонец – это извращение, объяснимое исключительно политической конъюнктурой. В общем, статья – образчик национальной спеси. После ее прочтения, даже не зная всех обстоятельств, просто от противного, начинаешь проникаться уверенностью в правоте эстонских властей и правосудия.
  просто_читатель    30.08.2007 17:59
Замечание не по существу.
В тексте читаем: "для подъема русофобии вечно приходиться выдумывать примеры…"

Если автор сам набивал, то доктору философских наук надо бы отличать инфинитив от безличной формы глагола. Инфинитив пишется с мягким знаком (что делать?), тогда как глагол в 3 лице – без (что делает?). Это касается очень большого числа публикаций на РЛ.

Еще хотел бы попросить не сокращать Би-Би-Си как ВВС. Мы должны все-таки присать по-русски (на русском языке эта аббревиатура значит "Военно-Воздушные Силы").

С уважением, Читатель

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика