Русская линия | Александр Каплин | 23.05.2007 |
«Ознакомься с духом времени, изучи его, чтоб по возможности избегнуть влияния его»
Свт. Игнатий (Брянчанинов) [1, с.512].
Процессы, происходящие в украинском православии, вызывают повышенный интерес и в светском обществе. И в этом, на первый взгляд, нет ничего предосудительного. Святитель Феофан Затворник однажды заметил: «Странный ходит у нас предрассудок, что как скоро мирянин, то ему нет нужды утруждать себя полным знанием Христианской истины, — стыдятся взяться за этот труд… и тем более заступиться» за «сие знание» [2, с.53].
Но часть современных политиков, государственных служащих, общественных деятелей, бизнесменов поступает далеко не подобным образом и пытается заставить принять свою точку зрения к немедленному исполнению как единственно правильную и возможную буквально в ультимативной форме.
Возникает вопрос: а откуда такая самоуверенность?
Что в политике, светской общественной жизни царят нравственная чистота и духовная мудрость?
Может быть логичнее и полезнее критически посмотреть прежде всего на контекст и плоды непосредственно своей деятельности.
Поэтому есть необходимость в том, чтобы обратить внимание хотя бы на некоторые (ибо они неисчислимы) соблазны прежде всего светской современной общественной жизни и рассмотреть их не с субъективных позиций автора, а на основании святоотеческого наследия.
Ибо как сказал отец Серафим Роуз: «Сейчас уже позже, чем мы думаем. Апокалипсис совершается уже сейчас» [3, с.49].
Причём, это он произнёс в США (1982 г.) ещё до «советской перестройки», в ходе которой силы, ныне контролирующие средства массовой информации, уже тогда начали агрессивно навязывать Америку и Западную Европу как некие образцы для подражания.
К чему это привело, мы не можем не заметить: протоиерей Александр Шаргунов называет наше время переходом «от атеизма к сатанизму» [4, с.283].
Не сгущаются ли краски таким акцентом?
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратим внимание на некоторые суждения, сделанные в предшествующие столетия.
В 1853 г. в частной переписке духовный сын преп. Макария Оптинского И.В.Киреевский проницательно заметил, что «…натиск иноверия и безверия так силен, что уже почти не осталось ни одной мысли общественной, политической, нравственной, юридической или даже художественной, которая бы более или менее не была запачкана и измята неправославными руками, в которых она побывала» [5, т.2, с.275].
Если повторить в сокращении уже для нашего времени эти бесценные слова, убрав слово «почти», то сейчас «…уже… не осталось ни одной мысли…, которая бы более или менее не была запачкана и измята неправославными руками, в которых она побывала».
И.В.Киреевский исходил из того, что главными центрами допетровской русской жизни были монастыри, а русский быт порождал коренной русский ум.
В результате невиданных трагедий коренной быт к настоящему времени оказался самым бесчеловечным образом разрушенным вместе с почти убитым народом, как духовным организмом, что привело к тяжким последствиям.
Теперь, если мы обратимся к соблазнам современной светской общественной жизни, то мы увидим, что выражение И.В.Киреевского приобретает гораздо более трагическое звучание.
Ибо соблазн в буквальном переводе есть ни что иное, как петля [см.: 6, с.626]. И со временем обилие и замысловатость таких петель, которые переплетаются в сплошные сети, неизмеримо возрастают.
Так что современное светское общество является как объектом, так и субъектом всё возрастающих соблазнов.
То есть, антихристианское содержание общественной жизни пропитывает сами мыслительные способности общественного сознания. Отсюда — почти повсеместное господство «плотского мудрования», «лжеименного разума», о пагубности которого особенно много говорится в аскетическом наследии святителя Игнатия Брянчанинова.
Святитель Феофан Затворник отмечал: «Прямую волю Божию о вечном спасении мы знаем; но планы Божии о временном пребывании людей на земле сокрыты от нас. Потому нам трудно определять, кто действует прямее, именно по воле Божией. Один только отрицательный критерий можно признать верным: кто действует противно определению Божию о вечном спасении людей…» [7, с.189].
Исходя из этого суждения, давайте хотя бы бегло посмотрим на сегодняшний день, начиная от внешней политики и заканчивая некоторыми элементами быта.
Редко какая современная крупная политическая сила Украины, не провозглашает своей стратегической цели: вперёд в Европу, Европейский Союз, в ВТО, к сотрудничеству с НАТО. И уж совсем многих привело в восторг решение о проведении в Украине чемпионата Европы по футболу.
Как удивительно верно ставил «предмет для размышления и вразумления» святитель Николай Сербский: «Что сделал Христос для Европы…?» и отвечал «Больше чем всё». А «как Европа отблагодарила Христа или чем воздала Ему?» Святитель Николай продолжает: «Она отблагодарила и воздала так же, как те гадаринцы, которых Христос освободил от легиона злых духов, а они просили чтобы удалился Он Сам от них… И Он ушёл… Он ушёл, а проклятие осталось на этой стране» и когда Европа «сочла, что очень могущественна, она стала никчемной, словно паутина» и заключает св. Николай: «Пропадёт она как Капернаум» [8, с.115−120].
Святитель Николай вновь и вновь возвращаясь к этой теме, ставил безкомпромиссно вопрос и призывал сербов (и призывает нас) уяснить: «Так хотите быть быть с Европой или со Христом? Со смертью или с жизнью?.. Знайте: Европа — смерть, Христос — жизнь. Выберите жизнь…» [8, с.125].
Но куда же стремимся мы спустя десятилетия после слов свт. Николая? Наше общество, руководствуясь «плотским мудрованием» выбирает смерть, мы стремимся в самом прямом смысле в отрекшуюся от Христа Европу.
Ведь Европарламент отказался даже вносить в проект Конституции Евросоюза положение о христианских корнях европейской цивилизации. То есть Европа на официальном уровне не только не желает жить по христианским заповедям, она не считает нужным даже помнить о них.
Неудивительно, что страны НАТО не только хладнокровно разбомбили православную Сербию, надписывая на авиабомбах поздравления с Пасхой, но и стремятся к расчленению её, отдавая на поругание сербские православные святыни Косова.
Извинительна ли слепота многих наших доморощенных политиков, ведущих своих соотечественников на духовную погибель.
Не из этого ли стремления вытекают и реализованные и пока ещё не реализованные попытки пригласить на Украину папу Римского.
Но усиленно внедряемая так называемая толерантность православным сознанием должна пониматься, исходя именно из точного понимания православной веры и меры.
Ещё преподобный Феодосий Печерский предупреждал самого, пожалуй, прозападного русского князя XI века Изяслава Ярославича, который бежал в 1068 г. в Польшу, а на следующий год вернулся в Киев с помощью польских войск и изгнал занявшего при поддержке народа киевский престол Всеслава Полоцкого [9, с.160].
Так вот преподобный Феодосий в этом момент предупреждал Изяслава в том числе и такими словами: «Не подобает же, чадо, хвалить чужую веру. Если хвалит кто чужую веру, то оказывается своей веры хулителем. Если же начнет непрестанно хвалить и свою веру и чужую, то оказывается такой двоеверцем, и близок он к ереси» [9, с.162].
Однако, Изяслав не следовал наставлениям преп. Феодосия, и изгнанный своими братьями из Киева в 1073 г. опять обратился за помощью не только к полякам, но и германскому императору и римскому папе. А его сын Ярополк за помощь уже обещал папе ни много ни мало как признание на Руси главенства католической церкви.
К сожалению, мы не учимся у прошлого. По сути дела, сегодняшнее светское общество, отказавшись от идеалов святой Руси, по своему господствующему стремлению есть не что иное, как сообщество отступников.
А ведь наши святые без всяких ненужных и губительных дискуссий помогли бы нам определиться и в современной языковой политике.
Мы же имеем уникальное достояние — церковнославянский язык, плод деятельности святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В реформировании русского языка в 17−18 веках во многом решающую роль сыграли именно выходцы из Юго-Западной России (теперешней Украины).
Искусственно подогреваемые страсти сталкивают ныне массы людей, говорящих на русском и украинском языках. Не принимая во внимание суть предшествующих убийственных реформ и современных господствующих негативных тенденций в области однокоренных языков, мы никогда не сумеем правильно увидеть трагедию современной языковой ситуации на Украине.
А ведь эта спровоцированное противостояние может быть разрешено только в контексте отношения к церковнославянскому языку.
Но в итоге многие опять апеллируют в Европе, к европейской хартии о языках национальных меньшинств, надеясь таким образом хоть как-то продлить легальную жизнь русского языка. А между тем носители лжеименного разума, изгоняя русский язык из обращения и почитая церковнославянский язык мёртвым, лишают нашу речь и нашу жизнь духовного измерения.
Ибо язык не только (и не столько) средство общения. Он есть выражение духовной сущности народа.
Да и Россия в существе своём — не северный сосед (как бы нам ни относиться к её бывшему и настоящему руководству), а, действительно, по своему духовному призванию — Третий Рим. Хотя это трудно понять и принять современному расхристанному сознанию.
Совершенно особая статья обсуждения — многочисленные соблазны современных празднований.
Прежде всего никак нельзя умолчать о псевдопраздниках, в том числе и новых, духовная сущность которых просто враждебна христианству. Имеем ввиду и 8 марта, и «праздник всех влюблённых» или святого Валентина (когда под праздник Сретения Господня устраиваются порой настоящие оргии, причём участвует в таких действах не только молодёжь) и др.
Устоять без духовного вреда в современных празднованиях чрезвычайно трудно. Достаточно вспомнить, что у нас в общегосударственном масштабе празднование Нового года начинается с католического Рождества.
А православное Рождество воспринимается уже как очередной этап затянувшихся беспрерывных и беспробудных застолий.
Хотелось бы обратить внимание и на то, как в настоящее время усиленно навязываются так называемые народные традиции. Я говорю так называемые, исходя из того, что при коренном православном быте, они всегда имеют подчинённое значение по отношению к церковной жизни.
Теперь же духовно выхолощенные их навязывают не только как самостоятельные и самоценные, но саму церковную жизнь пытаются превратить в элемент возрождаемой псевдокультуры в псевдонародной оболочке.
Это первостепенной важности вопрос.
Ибо сегодняшняя безбожная культура, это, по слову святителя Николая Сербского, «разноцветный прах», «дым», «пепел» и «дурацкая безделушка».
А наши святые принципиально строго относились к оценке творчества даже искренно верующих деятелей культуры.
Достаточно вспомнить суждения святителя Игнатия Брянчанинова о «Выбранных местах из переписки с друзьями» Н.В.Гоголя.
Но наши святые всегда поддерживали искреннее и здоровое стремление к духовной жизни и творчеству и как здесь не вспомнить поэтическое собеседование святителя Филарета (Дроздова) и А.С. Пушкина.
Совершенно особый разговор — соблазны современного обучения, науки, как антипросвещения. Ведь по меткому замечанию выдающегося светского богослова А.С.Хомякова «наука XVII—XIX вв.еков искала «оружие против Библии» и к середине XIX века учёные продолжали эту «бессознательную битву» [10, т.5, с.30]. Продолжают они её и сейчас. И порой вполне сознательно.
Не имея возможности развивать эту тему, ограничусь лишь констатацией, что современное образование в целом не только не даёт духовного осмысления мира, общества, но, по сути дела, запутывает, оболванивает (на первый взгляд — это грубое слово, но оно достаточно точно отражает суть процесса — [см.: 6, с.55].) и учащих и учащихся. И не удивительно как, например, в сегодняшней России активно сопротивляются введению «Основ православной культуры» на самом высоком уровне, в том числе и научном.
Почти всеобщее высшее образование готовит сотни тысяч формально образованных людей, которым не ведомо не только христианское осмысление предметов изучения, но даже сама возможность постановки подобного вопроса.
Такая соблазнительная, губительная направленность современного образования, особенно гуманитарного, имеет исчерпывающее объяснение.
Апостол говорит: «Мы ум Христов имеем». «Чей же ум вне области веры?» — спрашивает святитель Феофан Затворник и отвечает: «Лукавого. Оттого и отличительною чертою его стало лукавство» [7, с.91].
В своём духовном завещании наш великий соотечественник Николай Васильевич Гоголь, как истинный христианин, записал, что «Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом…» [11, с.443].
Продолжая эти слова, можно сказать, что к этим дверям нет иного пути — кроме святоотеческого. Ведь и «малый может подражать великому в том, что доступно», подчёркивал свт. Филарет (Дроздов) [12, с.167].
И искреннее стремление мыслить по-христиански рано или поздно не может не подвигнуть человека на обращение к святоотеческому наследию. А святые отцы помогут не только увидеть современные соблазны, но, и, с Божьей помощью, противостоять им.
Литература:
1. Отечник составленный святителем Игнатием (Брянчаниновым). Часть II.- М., 1992.
2. О православии с предостережениями от прегрешений против него. Слова епископа Феофана (Из слов к Тамбовской и Владимирской паствам 1859, 1861, 1867 и 1869 гг.- М., 1991.
3. Роуз Серафим, иеромонах. Святое Православие. ХХ век.- М., 1992.
4. Шаргунов Александр, прот. Последнее оружие.- М., 2004.
5. Киреевский И.В. Полн. собр. соч. В 2-х т. — М., 1911.
6. Полный церковно-славянский словарь.- М., 2001.
7. Епископ Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия.- М., 1991.
8. Святитель Николай Сербский. Из окна темницы.- Мгарский монастырь, 2005.
9. Златоструй. Древняя Русь. X—XIII вв.- М., 1990.
10. Хомяков А.С. Полн. собр. соч. В 8 т.- М., 1900.
11. Гоголь Н.В. Духовная проза.- М., 1992.
12. Филарета митрополита Московского и Коломенского творения.- М., 1994.
https://rusk.ru/st.php?idar=104851
|