Русская линия
Православие.RuАрхимандрит Мина (Добзеу)09.03.2005 

Билет в горний Иерусалим

Известнейшая монашеская обитель в юго-западной части румынской Молдовы в городе Хуши — монастырь св. апостолов Петра и Павла. В 1495 году здесь появилась домовая церковь святого господаря Стефана Великого. Затем, с 1598 года и вплоть до середины XX века это был кафедральный собор бывшей Хушской епархии; в XVIII веке собор был отстроен заново. В 1950 году здесь был образован монастырь и подворье Романо-Хушской епархии.

Архимандрит Мина (Добзеу)
Архимандрит Мина (Добзеу)
Настоятелем и духовником обители стал архимандрит Мина (Добзеу), снискавший любовь и почитание среди местной православной паствы своей рассудительностью, кротостью и смирением. Старец — добрый служитель Церкви Христовой, истинный молитвенник. Отец Мина удивительный духовник, который окормляет как иноков, так и мирян, за его плечами сорокалетний опыт монашеской жизни. Предоставляем вниманию наших читателей отрывок из беседы архимандрита Иоанникия (Бэлана) и с архимандритом Миной (Добзеу), содержащей несколько вопросов и ответов на них опытного в духовной жизни старца.

— Почему люди, в основном это относится к людям мало-мальски образованным, — подвергают сомнению бытие Божие и ищут аргументов и доказательств рациональных и по-человечески понятных, и только после того, как им удается получить их, они готовы поверить, что Бог создал небо и землю?

— Потому что человек, обладая неограниченной свободой, желает на собственном опыте все испытать и самому во всем удостовериться. И Господь попускает человеку проникнуть в лабиринт неверия, экспериментировать с другой стороной познания — идти к знанию через отрицание, проникнуть в непроницаемую бездну неизведанного, чтобы ему было потом что сравнивать, исходя из собственного опыта. Для человека необходимо удалиться куда-то, отстраниться от действительности, чтобы было откуда возвращаться. Так, наряду с известным ему Богом человек стремится познать неизвестное, чтобы можно было сравнивать. И так как Бог не имеет равного Себе соперника, человек противопоставляет Ему соперника ничтожного, небытийного, бездеятельного, противопоставляет Господу мрак неведения Божия, и даже, бывает и так, себя самого; но, обретя возможность сравнения, переходит от небытия к бытию, от пропасти неверия к познанию Бога, и, проходя таким путем, спасается блудный сын.

— Для тех, кто сомневается, у кого вера идет от ума, а не от сердца и нет призывающей благодати Божией, каковы могли бы быть основные доказательства, что человек — существо бессмертное, что у него есть душа и есть иная, внутренняя жизнь, что в нем присутствует тоска по другой, вечной жизни?

— Кто не верит в существование души, тот не верит и в бытие Божие. Кто верит, что Бог есть — тот вечен и бессмертен, тот верит и в бессмертие души. Поскольку Бог входит в общение с человеком — своим творением, на высшем духовном уровне, Он желает возвести и человека на сверхъестественный уровень, который, прежде всего, предполагает наличие у человека души и ее бессмертие.

Человек может наблюдать в материальном мире череду совершающихся превращений: яйцо, гусеница, куколка, бабочка. Если существуют в материальном мире эти формы, почему и в мире духовном не могут существовать подобные состояния. Человеку, чтобы верить в Бога, необходимо возрастить в себе религиозное чувство. У кого есть возделанное религиозное чувство, тот может достигнуть познания Бога. Тот, кто им не обладает, не имеет возможности познать Бога, подобно тому, как глаз младенца не может различить предмет на расстоянии или отдельные стороны наблюдаемого предмета.

Человек может родиться и без религиозного чувства и предрасположенности к нему. Такой человек не сможет понять и уверовать в Бога, поскольку у него отсутствует воспринимающий орган. И все-таки даже слепой от рождения, ничего не видевший человек, помогает себе при помощи различных чувств. Так и человек, у которого отсутствует религиозное восприятие, может помочь себе в познании Бога, прибегнув к помощи разума и Божией благодати, которая укрепит его в вере.

— Где в человеке находится душа? Какие имеются доказательства, что душа существует, и что бессмертной ее создал Бог?

— Душа обнимает все человеческое существо с центром в сердце, которое является центром жизненным и физическим. Доказательства существования души — душевные особенности человека, которые не принадлежат ни плоти, ни крови. А именно, душевные состояния: чувство, привязанность, ум, способность суждения и творчества, совесть и общественное сознание — все это присуще душе. Все человеческие достижения во все времена обязаны душе, творческому и созидательному духу. Врачи, исследовавшие состояния человеческого тела, в процессе наблюдения за клинической смертью, могли видеть, как душа покидает тело, а потом вновь возвращается в него.

— Какие доказательства, библейские и научные, говорят о будущей жизни?

— Бог — это сама жизнь без начала и без конца. Бог создал и бессмертных ангелов, как сказал псалмопевец: «Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь» (Евр 1,7) [Псалтирь 103, 4 «Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими — огонь пылающий"]. Ангелы образуют небесную иерархию. Бог создал человека из персти земной, наделив его живой и бессмертной душой. «Праведных души в руце Божией, и не прикоснется их мука» (Прем 3.1). Действительно, достоинство души бесценно, ведь «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф 16, 26).

После того, что Бог дал человеку, сотворив его по образу Своему, Он желает, чтобы человек был подобен Ему. Поэтому человеку должно быть присуще свойство бессмертия подобно Богу, в противном случае не имел бы никакого смысла моральный закон, воздаяние и наказание. И тогда был бы бессмыслен идеал жизни, если бы она заканчивалась могилой. Человек есть связующее звено между миром духовным и материальным. Когда Бог сообщается с миром материальным, Он говорит с человеком, которому дал разум, и восхищается всем сотворенным. Поэтому человек обязательно должен обладать духовной природой как и Бог, чтобы он мог сообщаться с Богом — высшим Творцом.

— Каковы библейские и научные доказательства существования и необходимости Страшного суда? Почему должен быть судим человек, весь мир, за все, что было сделано?

— Бог даровал человеку духовные силы свободно соединиться с Ним, остаться в послушании Богу. По тому, как Бог создал человека, последний имеет такие свойства, с помощью которых, обладая полной свободой, может остаться в послушании Богу, чтобы получить от Него вознаграждение. Если же он этого не захочет, то будет осужден. Потому что есть воздаяние и есть наказание. Все зависит от того, каким образом человек использует свою свободу. Потому и апостол Павел говорит: «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор 5, 10). Ведь и человеческое общество наказывает за злые дела и вознаграждает за добрые. Человек будет судим и дела его предстанут на суд за нарушение правды Божией и за отказ в Господней милости и любви.

— Скажите несколько слов о человеческой совести. В чем заключена ее роль как первого судьи человека?

— Совесть есть «голос Бога в человеке», дарованный при творении. Этот дар состоит в разуме, любви и воли. Обладая этими божественными свойствами и имея обитающую в нас Божию благодать, мы все носим на себе образ Божий, образ Святой Троицы. Поэтому и в нас самих следует утвердить Божественный порядок и Божественную гармонию, совершенный мир в наших душах. Но поскольку в нас, людях, состояние добра, правды и любви относительно, мы легко впадаем в грех. Но совесть, имея добрый навык, которая внутри нас есть голос Бога, нас укоряет и может привести к правде. Совесть есть око души. «Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло» (Мф 6, 22). Верующему нужно всегда держать совесть бодрствующей. Главное средство при этом — чувство покаяния, раскаяние в совершенных грехах, молитва, исповедь и желание исправиться. Все это приносится своему духовнику согласно церковным канонам, и, конечно же, необходимо частое причащение.

— Стремление к счастью, к прекрасному, к идеальной совершенной жизни, к музыке, к вечному миру и покою, не является ли лишним доказательством, что человек создан Богом, что человек не продукт материи?

— Потому что человек во всех отношениях тяготеет к возвышенному, стремится к Богу, «который есть предел всех желаний», то есть высший идеал. Бог есть жизнь, есть вечность, есть совершенство, есть счастье, есть красота, гармония, прекраснейшая музыка, покой и вечный мир. Все это и составляет доказательство того, что человек создан Богом, что он находит себя только в Боге, хотя и как существо физическое, биологическое составляет часть природы.

Владимир Мухин

http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?sid=442&did=1567


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика