Русская линия
Русская линия18.09.2006 

Как решить проблему Косова? (4, 5)

Редакция сербской газеты «Глас jaвности» продолжает публиковать мнения ученых и общественных деятелей на самую животрепещущую тему новейшей сербской истории


Драго Пантич, профессор Академии образования в Белграде, профессор философского факультета Приштинского университета: «Мы не имеем права позволить, чтобы у нас отняли Косово!»

«Глас jавности»: Назовите факторы решающим образом повлиявшие на те проблемы, с которыми сегодня столкнулась Сербия при определении статуса Косова и Метохии?

Драго Пантич : Конституция 1974 года создала условия для возникновения и функционирования факторов, превративших эту часть нашей территории в полигон всех наших провалов. Произошедшая по Конституции децентрализация государства дала почти неограниченные права руководству Косова. Через это руководство уже иностранные факторы, ловко манипулируя албанским народом, реализовывали свои политические цели.

В Косове и Метохии до восьмидесятых годов не было национальных проблем и столкновений. Это политики написали сценарий разрушения этого пространства и, ловко используя умелую пропаганду, посеяли вражду между народами. Албанцы многочисленный и простодушный народ, и поэтому как таковой очень подвержен манипуляциям. Разумеется, вся сепаратистская активность была инициирована из-за рубежа, оттуда же ею и руководили.

«Глас»: Вы в самом деле верите, что до этого не было напряженности в отношениях между сербами и албанцами?

Д.П.: Столкновения случались, но это были единичные инциденты. Когда я жил и работал в Косове, то имел возможность узнать многих албанцев. И это меня укрепило в убеждении, что там никогда бы не случились межнациональные инциденты, если бы за ними не стояла правящая элита.

Стремление подчеркнуть сербский характер Косова в период острой политической напряженности в 1990-е годы, проявившееся в установлении памятников Негошу, царю Душану, Вуку Караджичу не принесло ни одной из сторон ничего хорошего. Албанские лидеры также постоянно подстрекали ненависть и нетерпимость. А если учитывать влияние Америки, то столкновение было неминуемо.

«Глас»: Считаете ли вы, что сербские политические партии в данный момент достигли достаточного уровня единства по вопросу Косова?

Д.П.: Когда речь заходит о решении косовской проблемы, политики декларируют согласие. Однако за всеми принимаемыми документами не просматривается единства действий. Две самые большие демократические партии соперничают за влияние. Они говорят о Косове, а думают о предстоящих выборах. Партийные окопы слишком глубоки для того, чтобы те, кто выступает на разобщенной политической сцене, действовали скоординировано. Кроме того, правящая элита до настоящего момента показывала высокую степень подчинения требованиям из-за рубежа, так что тяжело поверить в их последовательность.

Академия наук также несет большую долю ответственности, потому что она не включилась в должной мере в решение этой проблемы. Сербская Православная Церковь также слишком терпимо относится к некоторым требованиям международного сообщества.

С другой стороны, государство позволило Церкви иметь большее влияние, чем это необходимо. Священники выступают как члены официальной делегации, у албанской же стороны в составе делегации нет представителей религиозных общин.

Коштуница в данной ситуации не перестает представлять Сербию как религиозное государство. Такой подход, как и ряд других неблагоприятных факторов, не лучшим образом влияет на наши позиции на переговорах.

«Глас»: Возможно ли сегодня найти решение, отвечающее интересам сербской стороны?

Д.П.: Сербия маленькая страна и не имеет реальной силы, чтобы дать отпор устремлениям албанцев и международного сообщества, прежде всего, США, у которых в руках ключ к решению данной проблемы. Однако мы не имеем права позволить, чтобы у нас отняли Косово. У всех больших империй был не только период могущества, но и его конец. Мы должны постараться выйти с наименьшими потерями из этой кампании против нашей независимости. Если у суверенного государства отнимают часть территории, это грубое нарушение международного права. Если подобное насилие не будет предотвращено, это будет провалом ООН. Мы должны противостоять этому всеми средствами.

«Глас»: А какими средствами мы располагаем?

Д.П.: Наряду с дипломатической активностью политиков, в которую я лично не очень-то верю, сами граждане Сербии могли бы открыто продемонстрировать миру свое недовольство.

«Глас»: Вы полагаете, что народ сможет что-то сделать?

Д.П.: Массы народа на улицах всех городов Сербии это то, на что в мире должны будут отреагировать. Единство в том, что касается защиты принадлежащего нам безусловно, может быть, и не изменило бы, но хотя бы поколебало позиции вершителей судеб Косова.

Снежана Челич
«Глас jавности», 14 сентября 2006 года
http://www.glas-javnosti.co.yu/danas/srpski/T06091303.shtml



Милош Кнежевич, юрист и политолог: «Косовский синдром» придал бы легитимность разрушению национальных государств в Европе"

«Глас jавности»: Сообщения о скором принятии решения об окончательном статусе Косова и Метохии вызвали сомнения и много недоуменных вопросов о будущем региона. Что Вы думаете об этом?

Милош Кнежевич : Когда речь идет о Косове и Метохии, практически ничего нельзя решить напролом, ломая через колено. Особенно когда мы имеем дело с «огнеопасными» ожиданиями албанизированной Приштины, которая жаждет навсегда отделиться от Сербии. Этого, разумеется, достичь невозможно, потому что даже оторванное от Сербии Косово, как бы этого кому-то не хотелось, невозможно отправить на другую планету. Тем более, невозможно сделать так, чтобы сербы перестали думать о Косове и Метохии, забыли об этом крае и успокоились, в то время как албанцы получили бы свое второе или третье государство на Балканах. И вожди албанского ирредентизма (те, кто стремится присоединить к Албании населенные албанцами территории соседних государств — РЛ) на территории сербского края должны наконец-то это осознать, однако, не желают этого делать.

«Глас»: Косовская реальность не вселяет особых надежд. Вы наблюдаете какое-нибудь улучшение ситуации в крае?

М.К.: Во всяком случае, демократия это не поджоги и уничтожение христианских и сербских святынь, нападения и убийства сербов и не стремление представить албанских военных преступников в качестве политиков. Современное Косово принадлежит не столько Европе третьего тысячелетия, сколько мрачному восточному средневековью. Албанские политики нетерпимы и авторитарны, а население в своем поведении предрасположено к архаической анархии и насилию. Непрекращающееся насилие над сербами это доказывает. Улучшение, о котором вы говорили, должно состоять в возвращении Косова и Метохии под государственный суверенитет Сербии при гарантии статуса существенной автономии края при тщательном контроле Евросоюза и России.

«Глас»: Считаете ли Вы, что прошлое Сербии и прошлое Косова и Метохии должны играть роль при определении статуса края или нет?

М.К.: Те, кто стремится создать здесь новую реальность, прошлое данного региона используют так, как это им выгодно. То, отрицают какую-либо корневую связь Косово с сербской национальной историей, то в далеком и недавнем прошлом находят только сербскую вину. Мы имеем дело с крайней непоследовательностью тех, кто управляет процессом. Эта непоследовательность на примере Косова доходит до абсурдной бесцеремонности.

Прошлое играет роль, но к нему необходимо подходить последовательно, что означает признание Европой того, что права Сербии в Косове и Метохии имеют исторический фундамент.

«Глас»: Какие ожидания в отношении будущего края реальны на данный момент?

М.К.: Если, не дай Бог, будет навязано так называемое решение, то произойдет то, что только и может произойти в соответствии с местными освободительными традициями. Европа континентального Запада и Америка быстро увидят, что ни о каком решении и говорить нельзя. Наоборот, речь пойдет о возникновении еще больших трудностей.
В случае провозглашения независимости Запад потребовал бы от Сербии признания государственности Косова, используя точно такие же методы, какими сегодня он добивается выдачи обвиняемых Гаагским трибуналом. Сербия, которая бы признала албанскую независимость на части собственной территории, немыслима вообще как Сербия. Поэтому не исключено, что геополитические маклеры на крайний случай задумывают создать здесь какое-нибудь псевдогосударство под другим более подходящим названием, чем название Сербия!

«Глас»: Все-таки, каким вы видите будущее Косова и Метохии?

М.К.: Для всех, включая и албанцев, было бы намного лучше, если бы Косово и Метохия осталось в составе Сербии. Если этого не случится, будущее Сербии (без Косова и Метохии), балканского региона и Европы будет поражено геополитической раковой опухолью, метастазы от которой проникнут в каждую страну на Старом континенте, в которой существует скрытый или явный сепаратизм. Вместо интеграции, «косовский синдром» придаст легитимность разрушению национальных государств на хаотических принципах «прав меньшинства». Дезинтеграция, осуществляемая по модели защиты якобы попранных прав меньшинства с дарением суррогатной государственной независимости, могла бы привести к немыслимой партикуляризации Европы. Завтра параллельных государств для себя могут потребовать многочисленные мусульмане на юге Франции и в Голландии. Сепаратисты есть в Северной Ирландии, в стране басков, на Корсике… Возможная независимость Косова была бы заманчивым примером не только для европейского сепаратистского интернационала, но и для исламских фундаменталистов и террористов во всем мире.
Хочет ли такого развития событий Европа или ей это кто-то навязывает, работая против ее жизненных интересов?

Милош Кнежевич, член редакции журнала «Национални интерес», сотрудник белградского Института политических исследований, занимается проблемами истории, политики, права и международных отношений, автор двенадцати книг

С.Челич
«Глас jавности», 16 сентября 2006 года
http://www.glas-javnosti.co.yu/danas/srpski/T06091502.shtml

Перевод с сербского Михаила Ямбаева

https://rusk.ru/st.php?idar=104535

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика