Русская линия | 11.08.2006 |
Закрепившийся в сознании в годы ельцинского безвременья образ «новой России» — политически безвольной, экономически ослабленной, несостоятельной в военном отношении — стимулирует выдвижение территориальных претензий со стороны недружественных соседей. Ярчайшим примером является Калининградская область. Казалось бы, этническая ситуация в регионе не даёт оснований для беспокойства. Ведь русских, украинцев, белорусов здесь живёт около 93 процентов — какие ещё нужны доказательства того, что эта земля — русская? Однако, оказывается, что далеко не для всех за рубежом этот факт является очевидным.
Программа «Оранжевая западня» в своих выпусках уже не раз обращалась к теме германского реваншизма. Но не менее активно в этом направлении действуют наши литовские соседи. В конце 80-х мы впервые услышали слова «Малая Литва» и «Караляучюс», и с удивлением узнали, что речь идёт о нашей области и её административном центре. Оказалось, что это вовсе не частное дело группы чудаков-энтузиастов: в 1989 году при Верховном Совете Литовской Советской Социалистической Республики был создан Совет по делам Малой Литвы, получающий государственные субсидии для своей деятельности. С момента основания и до сего дня Совет возглавляет некто Витаутас Шилас. Пользуясь охватившей Литву националистической истерией, а также слабой осведомлённостью большинства жителей Калининградской области в реальной истории края, «малолитовские» активисты выстроили целую систему аргументов в обоснование своих претензий.
Утверждается, например, что большинство населения Восточной Пруссии в отдельные периоды истории составляли литовцы. Для достижения иллюзии этого самого несуществующего «большинства» к литовцам огульно приписывают пруссов — действительно, родственный, но, всё-таки, отдельный народ. Более умеренные «малолитовцы», правда, признают факт существования пруссов, но тут же называют современное литовское государство «преемником прав и обязанностей ареала западных балтов». При этом звучат какие-то бредовые ссылки на международное право, в котором ничего подобного, естественно, не содержится и содержаться не может. Исходя из подобной логики, почему бы Литве не предъявить претензии на территорию Латвии — латыши ведь тоже балты, а Польше не объявить себя выразителем интересов чехов или словаков — они ведь тоже западные славяне!
Как из рога изобилия, сыплются «литовские» названия наших населённых пунктов и рек. Названия эти не содержатся ни в одном историческом документе, ни на одной исторической карте и, по большей части, сфабрикованы не ранее девятнадцатого века путём присоединения к прусско-немецким топонимам и гидронимам литовских окончаний. Причём, если районом обитания «прусских литовцев» признаются Мемельский край и восточные районы нынешней Калининградской области, то «литуанизированные» названия, почему-то, распространяются на всю территорию бывшей Восточной Пруссии. Явная искусственность названий вроде «Караляучюс» (всего-навсего — испорченное польское «Крулевец») никого не смущает. Как говаривал доктор Геббельс, «ложь, повторённая в 1001-й раз, становится правдой».
По такой же схеме «олитовливаются» и имена исторических личностей. Общеизвестна склонность представителей этой «маленькой гордой нации» приватизировать государственных и культурных деятелей соседних народов. Чего стоит один «великий литовский поэт Адомас Мицкявичюс» — поляк Адам Мицкевич, за всю жизнь не написавший по-литовски ни строчки! «Малая Литва» — просто раздолье для подобного националистического мифотворчества. Предводитель восстания пруссов против тевтонских рыцарей Генрих Монте вдруг становится «Геркусом Мантасом». «Пилипас Руйгис», при ближайшем рассмотрении — это немецкий пастор Филипп Руиг, занимавшийся литовской филологией. Вообще, подавляющее большинство «малолитовских» культурных деятелей шестнадцатого-восемнадцатого веков — это этнические немцы, служители лютеранской церкви, переводившие духовную литературу на прусский и литовский языки в миссионерских целях. К имени и фамилии приделываются литовские окончания — и готов «литовец».
«Установлено» даже, что «литовцем», видимо, был дед Иммануила Канта! Нет, «корни» крупных исторических и культурных деятелей — это, конечно, чрезвычайно важно. Но, вот, почему-то никто не называет князя Багратиона грузинским полководцем, а Цезаря Кюи — французским композитором. Как вы думаете, почему?
Особое место в пропагандистской риторике активистов Совета по делам Малой Литвы занимает тема «геноцида Малой Литвы», который якобы сначала осуществляли на этой территории немцы, а с 1944 года осуществляют русские, то есть, мы с вами. Здесь, также, с ходу отметается всё, что не вписывается в заранее заданные концепции. Так, «малолитовские» активисты умалчивают о том, что, по мнению ряда учёных, литовское население Восточной Пруссии вовсе не является коренным. Оно переселилось сюда в эпоху Тевтонского ордена с его согласия, для заселения пустующих земель. Не случаен ведь тот факт, что, когда после проигранных войн пятнадцатого столетия орден лежал во прахе, Великое Княжество Литовское не предприняло ни малейших попыток возвратить якобы «свои исторические» земли — тогда, видимо, сами литовцы это «Литвой» не считали.
Прусская корона косвенно обвиняется идеологами «Малой Литвы» в потворстве «очень странной» чуме 1709−11 годов. Согласно пропагандистским материалам, эта чума почему-то бушевала только на ограниченной территории и поражала только «малолитовцев». Мало того, что прусские короли допустили такое злодейство, так они ещё и санкционировали переселение на эти земли эмигрантов из Западной Европы. Именно поэтому, мол, «малолитовцы» перестали составлять собой большинство населения Восточной Пруссии. Видимо, по логике господина Шиласа и его компании, чтобы им угодить, эта территория ещё лет триста должна была оставаться этаким незаселённым заповедником, до восстановления литовского поголовья.
Немцы вообще оцениваются по признаку «Признавал или не признавал земли Восточной Пруссии литовскими». До небес превозносится автор гимна «Малой Литвы», знаменитый Георг Зауэрвайн — немец-полиглот, знавший 60 языков и профессионально занимавшийся борьбой за сохранение культурного наследия исчезающих народов. Правда, его деятельность на благо «Малой Литвы» — это, скорее, искусственное создание нового, ранее несуществующего народа, но «малолитовских» активистов это не смущает. Но здесь интересно другое: как они сами отнеслись бы к своему соплеменнику-литовцу, употребившему огромный талант на благо чужих народов, а не литовского? Наверное, обозвали бы безродным космополитом, предателем, «Йонасом, не помнящим родства»!
В качестве «великой вехи» отмечается практически неизвестная декларация 1918 года. Тогда группа представителей «малолитовского» народа, спорадически разбросанного среди немцев в восточных и северо-восточных районах Восточной Пруссии, собралась и «на весь мир заявила», что эта земля, на самом деле, принадлежит им, и что распоряжаться ею должны они. Видимо, решили, что в обстановке проигранной Германией войны и разгорающейся революции самое время проявить активность и «не оплошать». Очевидно, авторы данного нахального сепаратистского опуса не оказались в местах заключения лишь потому, что их «громоподобное» заявление оказалось никем не замеченным — немцам тогда и без них забот хватало.
Пытаются «малолитовские» деятели погреть руки и на избитой теме никем не доказанных «зверств Красной Армии в Восточной Пруссии в 1944−45 годах». Вышибающие слезу творения гитлеровского министерства пропаганды о Неммерсдорфе весьма эффектны, но, если разобраться, совершенно не вяжется с образом «геноцида Малой Литвы». Ведь пресловутым «большевистским извергам» никто не объяснил, что их жертвы — «литовцы», а не немцы, да и сами они считали себя немцами. Ну, не случилось поблизости господина Шиласа, чтобы объяснить им ошибку! А уцелевшие в пожаре Второй мировой войны жители выселялись из Восточной Пруссии, как немецкие граждане, а вовсе не как «литовцы», причем выселялись, а не уничтожались, как на оккупированных территориях СССР.
Непонятно другое: почему задумавшие извести «Малую Литву» советские оккупанты передали значительную её часть Литовской ССР, а в переданную РСФСР Калининградскую область заселяли, среди прочих, также и литовцев? Что-то не стыкуется тут с «геноцидом»! Да и ратующие за «историческую справедливость» активисты Совета по делам Малой Литвы, почему-то, не требуют возвращения в бывшую Восточную Пруссию её немецкого населения. Оно и понятно: ведь тогда эти немцы вернулись бы и в Мемельский — ныне Клайпедский край, что в планы литовских националистов никак не входит.
Сегодня мы говорили об идеологии Совета по делам Малой Литвы, а о его конкретных делах поговорим в следующих выпусках нашей передачи.
С вами был Максим Котов, программа «Оранжевая западня», радио «Русский край»
https://rusk.ru/st.php?idar=104455
Страницы: | 1 | |