Русская линия | Станислав Минаков | 01.08.2006 |
Уникальный прижизненный портрет прп. Серафима Саровского (США, Успенский Ново-Дивеевский женский м-рь) |
В семнадцать лет юноша уже твердо решил оставить мир, и мать благословила его на монашеский подвиг своим медным крестом, с которым преподобный не расставался до конца жизни. В Киево-Печерской Лавре старцем Досифеем Прохор был благословлен идти спасаться в Саровскую Успенскую пустынь, на границе Нижегородской и Тамбовской губерний, известную строгим исполнением иноческих уставов и подвижнической жизнью насельников. После двух лет монастырских трудов и подвигов послушания Прохор тяжело заболел и долгое время отказывался от помощи врачей. Через три года ему явилась Божия Матерь с апостолами Петром и Иоанном и исцелила его.
В 1786 году послушник принял иноческий постриг с именем Серафим (что значит «пламенный»), и в декабре 1787 года был посвящен в сан иеродиакона.
В 1793 году он был рукоположен в иеромонахи и приступил к подвигу пустынножительства и уединенной молитвы в лесной келлии (на берегу р. Саровки), где, в частности, тысячу дней и ночей молился на камне. Бессильный духовно низложить подвижника, диавол наслал на преподобного разбойников. 12 сентября 1804 года к Серафиму пришли трое крестьян из Кременок и, сказав: «К тебе ходят мирские люди и деньги носят», попытались ограбить отшельника. Будучи человеком высокого роста и нехрупкого телосложения, о. Серафим смиренно отложил топор, который держал в руках. Этим же топором ему и были нанесены страшные увечья, от которых он с трудом оправился.
Матерь Божия в третий раз исцелила Преподобного.
По выздоровлении о. Серафим три года подвизался подвигом безмолвия, а в 1810 году, после 15-летнего пребывания в пустыни, затворился в монастырской келлии. За любовь к Богу, смирение и подвиги преподобный сподобился духовных даров прозорливости и чудотворения. Именно годы жизни на дальней пустынке привели Серафима Саровского к старчеству.
25 ноября 1825 года Матерь Божия со святителями Климентом Римским и Петром Александрийским явилась подвижнику и разрешила окончить затвор. Преподобный старец стал принимать приходящих к нему за благословением, советом и духовным утешением, с любовью называя всех: «Радость моя, сокровище мое».
Слово назидания, как всю свою жизнь, преподобный Серафим неизменно основывал на слове Божием, творениях Святых Отцов и примерах из их жизни, при этом особенно чтил святых поборников и ревнителей Православия. Любил рассказывать о русских святых. Учительное слово обильно подкреплял пророчествами, исцелениями и чудотворениями. В частности, известно знаменитое письмо батюшки Николаю II, переданное Императору юродивой Пашей Саровской в Дивеево, во время празднования прославления о. Серафима, то есть через 70 лет после кончины преподобного. Письмо содержало предсказание судьбы Царской Семьи и судьбы Отечества.
Важнейшие свидетельства духовной жизни Преподобного оставил нам его сотаинник Николай Александрович Мотовилов, записавший, в частности, и знаменитую беседу о цели христианской жизни с батюшкой Серафимом, произошедшую в ноябре 1831 года в заснеженном лесу, неподалеку от Саровской обители.
Царица Небесная заранее возвестила подвижнику о его предстоявшей кончине, и преподобный Серафим предал душу Господу, во время коленопреклоненной молитвы пред иконой Богоматери. В молитвенной позе почивший преп. Серафим был найден иноками в его пустыньке.
По молитвам преподобного Серафима совершались многочисленные знамения и исцеления на его могиле.
Одно из последних явлений Батюшки, по свидетельству, было во второй половине 80-х годов ХХ века, когда преп. Серафим воспрепятствовал уничтожению чудотворного источника.
Саровскую обитель можем видеть только издалека, сквозь березы |
В 1920 рака была вскрыта во время «разоблачительства» и кампании вскрытия мощей, развёрнутой вождями революции. Более полугода мощи святого, открытые для обозрения, оставались в раке под стеклом.
Вскрытие св. мощей, начавшееся в 1918 году, народное сознание связало с засухой и голодом 1921−1922 годов. По словам современного историка, письма простых граждан в Совнарком с требованиями прекратить надругательства над святыми мощами, «свидетельствуют и о том, что православная Россия считала страшную засуху Божьей карой за вандализм и богоборчество».
Мощи прп. Серафима оказались сначала в московском Центральном антирелигиозном музее, а потом в ленинградском Музее истории религии и атеизма, где их кто-то спрятал в самых дальних запасниках. Впоследствии, вероятно, не только верующие, но и государство ничего не знало о местонахождении мощей.
Катастрофы, обрушившиеся на народы СССР, воспринимались христианами как наказание за богоборчество. В агиографии, в частности русской, достаточно распространен сюжет ухода святого покровителя из города, осквернившегося преступлением или неверием. Уход мощей преподобного Серафима был также пережит как наказание за грехи — святыня отнималась за недостоинство. Для многих это стало призывом к покаянию, горем, исполненным надеждой на непрерванность связи видимого и невидимого.
В течение долгого времени у верующих не было никаких точных сведений о судьбе мощей Старца. Тем не менее, в Москве 1960−1970-х годов твёрдо верили: они надёжно спрятаны, и в Дивеево есть люди, которые знают место хранения святыни.
«Бог поругаем не бывает» (Гал. 6,7), и безчинства богоборческого режима не поставили точку в истории почитания святых в России. 4 ноября 1990 года мощи преподобного были найдены в запасниках музея. Неожиданное явление св. мощей прп. Серафима Саровского вызвало новое, чрезвычайно сильное духовное напряжение, сходное, наверное, с таким же глубоким волнением сердец в 1903 году. (Огромную роль в канонизации прп. Серафима Саровского сыграл Император Николай II.)
После нескольких экспертиз было твердо установлено, что найденные останки — действительно св. мощи Серафима Саровского. 11 января 1991 года Московский Патриарх Алексий II и директор музея в торжественной обстановке, в присутствии тележурналистов, подписали документ о возвращении Православной Церкви мощей Серафима Саровского. Был установлен праздник второго обретения святых мощей (в день блаженной кончины святого — 2 (15) января).
Рака со св. мощами прп. Серафима в Свято-Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря |
Кто-то возразит тому, что духовник земли русской преподобный Серафим возвращается к нам в своих св. мощах ради воскресения и возрождения Руси, чтобы вложить в сердца детей веру отцов, разбудить совесть и принять наше покаяние. Кто-то возразит и мысли, что переживаемый исторический момент — последний шанс для Руси, которой предстоит подвиг единения вокруг своих великих святынь и что в этом новом единстве, аскетичном и одухотворённом, исцелится несчастная судьба страны, и она будет надёжно ограждена от самого страшного соблазна — поклонения грядущему антихристу.
Однако невозможно не заметить, что впечатления сегодняшней эпохи, начала очередного века и даже нового тысячелетия, весьма схожи с ожиданиями наших соплеменников столетней давности. Апокалиптичность мировосприятия весьма родственна, словно параллельна той.
Существует пророчество преп. Серафима, известное как Великая Дивеевская Тайна: о воскрешении батюшки Серафима в последние дни, о временном восстановлении Руси. Батюшка говорил, что отмеряно ему Господом земного веку более ста лет, но Господь заберет его раньше (в семьдесят три — прим.авт.), чтобы затем на оставшийся срок воскресить накануне конца времен. Все это должно было сбыться по втором обретении его св. мощей, то есть в 1991 году.
Писатель Ю.Г.Милославский, автор книги «Знамение последних времен» (изд. «Царское Дело», Санкт-Петербург, 2000) о чудотворном мироточивом образе Божией Матери Иверской-Монреальской и о ее приснопамятном хранителе брате Иосифе Муньоc-Кортес, рассказал автору этих заметок о таком памятном диалоге.
По сообщениям, полученным им от нескольких, заслуживающих доверия лиц, в середине 90-х годов брат Иосиф беседовал на Святой горе Афон со своим духовником о возможности посещения России. На это старец сказал: «Через десять лет в Россию будет ехать с иконой поздно».
На это бр. Иосиф решился напомнить, что впереди еще чудо воскрешения преподобного Серафима, возрождение и проч. Тогда старец веско заметил: «Это все уже было. Св. Мощи Батюшки Серафима были обретены и находились в русской столице. Но русский народ не пал перед ними в молитве и покаянии, но занимался куплей-продажей, уничтожением собственной страны… И поэтому Господь не воздвиг Батюшку Серафима и не восстановил Святую Русь».
Ю.Г.Милославский, когда мы обсуждали с ним эти горькие слова, которые он не решился поместить в своей книге о брате Иосифе, заметил: «Сейчас кое-кто возлагает надежды на празднование 100-летия прославления Батюшки… Но, конечно, Господь волен только отодвинуть исполнение пророчества, а не вовсе его вменить в ничто…»
В прошлом харьковчанин, а ныне житель США, Юрий Милославский прислал репродукцию уникального прижизненного образа-портрета прп. Серафима Саровского, писаного при жизни угодника Божия. Ныне портрет находится в США, в Успенском Ново-Дивеевском женском монастыре, что располагается в живописной лесистой местности Спринг-Вэлли, в 40 милях от Нью-Йорка.
Монастырь «Ново-Дивеево» возник в начале 50-х годов. Основал его архиепископ Рокландский Андрей (Рымаренко), тогда о. Адриан, ученик последних Оптинских Старцев прпп. Анатолия и Нектария. Последний и скончался под епитрахилью молодого священника. В этом году, на Петра и Павла, исполнилось 25 лет со дня его блаженной кончины. В домовой монастырской церкви Успения Богородицы и хранится одна из великих святынь Дивеева, потрет Батюшки Серафима. В дни прославления Преподобного в 1903 г. именно перед этим изображением молилась Царская Семья. Во время разорения Дивеевской обители образ был перевезен в Киев, где находился в Набережно-Никольском храме, а в 1943 году его перенесли в новооткрытый при немцах Покровский храм на Подоле. При отступлении фашистов из Киева образ буквально в последние минуты был вывезен (туго свернутым в трубку) в Лодзь, а затем передан в православный русский собор в Берлине, откуда впоследствии перевезен в США.
В храме прп. Серафима в американском «Ново-Дивеево» находятся святыни-реликвии: образ Владимирской Божией Матери из Оптиной, — дар последних Старцев Киеву, — и крест из Ипатьевского Дома в Екатеринбурге.
В Ново-Дивеево расположено обширное русское православное кладбище, где нашли свое последнее упокоение немало наших соотечественников, оказавшихся вне российских пределов, — и в их числе лица, небезразличные для нашей истории: княгиня Вера Константиновна, дочь Вел. кн. Константина Константиновича (поэта К.Р.), гр. Александра Львовна Толстая, супруга ген. бар. Врангеля, его сыновья, видные участники Белого движения.
И преп. Серафим, и Старцы Оптинские, и многие другие подвижники оформили, по сути, новый тип Христианской цивилизации, подали пример возможного спасительного пути. Главной чертой русского старчества, ставшего результатом совершенствования и развития пятнадцати столетий (полторы тысячи лет!) здешней иноческо-асктической духовной традиции, явился непостижимый синтез, казалось бы, несоединимого: уединенного подвижничества и, при этом, самоотреченного общения с миром.
Очевидцев поражала в старцах «непостижимая бездна любви».
У купели прп. Серафима в Саровском лесу, на Пасху |
Вот кто нам дает ясный, прямой урок возможности (пусть и трудной) соединения духовного делания с мирской жизнью — наши старцы, земное и родное, и высокодуховное «наше всё». Устроение «монастыря в миру», перелив иноческого «умного делания» в социум, смиренное, но и твердое приглашение пронизать умной молитвой всю земную жизнь «обыкновенного человека» — это духовная вершина, к которой пришли русские старцы в надежде общего спасения. Чтобы установился даже в нашем миру (!) мир Христа, по Христову же слову: «мир Мой даю вам, не якоже мир дает, Аз даю вам».
Без такого наставничества и окормления нам сегодня не спастись.
«Все святые, — сказал и сам преподобный Серафим, — оставили нам, по своем успении, жизнь свою как пример для подражания и что все они были нам подобострастны, но исполнением в точности от всей души заповедей Христовых достигли совершенства и спасения, обрели благодать, сподобились разнообразных даров Духа Святого и наследовали Царство Небесное, а перед ним вся слава мира сего, как ничто, наслаждения мирские и тени не имеют того, что уготовано любящим Бога в небесных обителях; там вечная радость и торжество».
Что ж, снова и снова соберемся под покров великого угодника Божия Преподобного Серафима Саровского и вознесем усердные молитвы о нашем многострадальном Отечестве и о себе самих. «Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!»
КАМУШЕК
Песенка калики
Ай, свиристят, щебечут, цвенькают
Пичуги. И пеньки с опеньками
Обсели, а бельчата спинками
У старцевых мелькают ног.
Пусть распрострилось семя змеево,
Крепчает дело лиходеево, —
Да диво дивное, Дивеево,
Намолено среди дорог.
А с дедушкою — Божья матинка!
И, даром что спина горбатенька,
За грешников молися, батенька,
Господень умаляя гнев.
Когда б у старца Серафимушки
За всю за Русь достало силушки
Молиться, не смыкая крылушки —
Два века словно тыщу днев!
Где веют промыслы бесовския,
Там плачут ангелы Саровския.
Но живы серафимы русския,
Покров — их до поры таит.
Повырастала снитка-травушка,
Где стынет борушка-дубравушка.
Хоть нет того на свете камушка,
Да батюшка на нем — стоит.
5 мая 2003, Пасха
https://rusk.ru/st.php?idar=104425
Страницы: | 1 | |