Русская линия | Анатолий Степанов, Илья Бражников, Александр Каплин | 16.12.2005 |
И.Л.Бражников: Наша конференция состоялась 28 октября, то есть 15 октября по старому стилю. А 17 октября (по старому стилю) 1905 года был подписан знаменитый манифест, даровавший свободу деятельности собраний и политических партий. Стали создаваться различные союзы, среди которых самым многочисленным, по сути отражающим сознание нашего народа, был Союз Русского Народа или, как еще его называют «Черная сотня». Собственно говоря, «Черная сотня», среди членов которой сегодня известны десятки новомучеников, прославленных Русской православной церковью, и стала предметом нашей конференции.
В Союз Русского Народа входили святой праведный Иоанн Кронштадтский, Святейший Патриарх Тихон, митрополит Антоний (Храповицкий). На сегодняшний день ситуация сложилось таким образом, что праздник профсоюзов — это более масштабное событие, чем столетие такой организации как «Черная сотня», Союз Русского Народа. Вместе с Анатолием Дмитриевичем мы быстро очень нашли общий язык и организовали по сути международную конференцию.
А.Д.Степанов: Илья Леонидович обратил внимание на очень важный момент, связанный с празднованием юбилея. Происходит «шизофренизация» сознания современного человека. Яркий пример широкое празднование 100-летия российских профсоюзов. Вдумаемся, на государственном уровне отмечается память революционных событий, участники которых стремились к ниспровержению существующего строя, к борьбе с органами правопорядка. Партии эсеров, социал-демократов, большевиков, которые инициировали создание тех революционных профсоюзов, занимались террором, убийством государственных деятелей, так называемыми экспроприациями, то есть грабежом. От их действий страдали не только полицейские и офицеры, но и мирные жители. И столетие этого террора, в том числе и террора нравственного, отмечают профсоюзы. Они считают датой своего рождения ту самую совместную политическую стачку, которая парализовала всю страну — не ходили поезда, не работала почта, остановились заводы — и это событие отмечается на государственном уровне!
А столетие той организации, которая стремилась к сохранению России — замалчивается. Образ и имя Союза Русского Народа до сих пор демонизируются. Понятно, когда этим занималась советская пропаганда. Но абсолютно непонятно, когда современное государство, которое пытается выстроить некую связь, некую преемственность с дореволюционной Россией, с той Россией, которая существовала до «катастрофы семнадцатого года» (И.А.Ильин), видит среди своих предшественников террористов 1905 года. Тут надо выбирать одно: либо вы боретесь с терроризмом, отвергаете терроризм, всякий терроризм, не только чеченский, но и ревоюционно-социалистический, либо вы связываете себя с террористами, и тогда непонятно — а почему нужно бороться нынче с терроризмом, чем чеченский терроризм хуже революционного.
Увы, демонизация, мифологизация Союза Русского Народа до сих пор продолжается. Хотя появляется все больше ученых, в исследованиях которых показан подлинный образ монархических организаций, стремившихся к защите православия, к защите подлинных интересов народа. На конференции мы хотели собрать этих ученых, чтобы в спокойной научной атмосфере поговорить об истории Союза Русского Народа.
Илья Леонидович сказал о том, что в Союз Русского Народа входили и святой праведный Иоанн Кронштадтский и Святейший Патриарх Тихон, который был почетным председателем Ярославского отдела Союза Русского Народа. Но не только они. Стоит отметить, что к Союзу имели отношение все три русских патриарха. Святейший Патриарх Алексий (Симанский) в свою бытность архимандритом, ректором Тульской семинарии являлся председателем Тульского отдела Союза Русского Народа, а Святейший Патриарх Сергий (Страгородский) вместе со святым праведным Иоанном Кронштадтским освящал знамена и хоругви Союза Русского Народа. Это факты. И как можно говорить о маргинальном характере организации, в которую входили святые, и которая насчитывала более 400 тысяч человек.
Ведущая: Знаете, когда я сказала своим домашним, что была на конференции, посвященной столетию Черной сотни, то в их лицах я увидела недоумение. В наше время, когда мы говорим, что живем в информационном обществе, правда о Союзе Русского Народа замалчивается. И, как верно вы заметили, это не случайно. Но давайте согласимся, что пока эту информационную войну мы проигрываем. Я думаю, важно, что мы говорим об истории — надо ее изучать, надо ее уроки усваивать, но важно и какой-то мостик в сегодняшний день перебрасывать.
А.Д.Степанов: Действительно, мы просто не знаем фактов. Какой образ черносотенцев рисовала нам советская и либеральная (дореволюционная и современная) пропаганда? Члены Союза Русского Народа были представлены как лабазники, охотнорядцы, извозчики, уличные торговцы и приказчики, то есть низы, маргинальные слои общества. Это — ложь! В Союз Русского Народа входили ВСЕ слои, представители всех сословий Российской империи. Членами Союза Русского Народа были, в том числе, и представители русской национальной элиты. Кого прикажете считать маргиналом — академика Алексея Ивановича Соболевского, крупнейшего специалиста в области истории русского языка, который был товарищем председателя Главного совета Союза?! Кого прикажете считать маргиналом — профессора Бориса Владимировича Никольского, крупнейшего правоведа и знатока русской поэзии, который, кстати, был первым публикатором А.А.Блока?! Кого прикажете считать маргиналом — профессора Андрея Сергеевича Вязигина, крупнейшего специалиста в области истории европейского средневековья?!
Можно перечислить целый ряд ученых, литераторов, журналистов, людей, внесших крупный вклад в развитие русской культуры, которые были активными участниками русского монархического движения, активными черносотенцами. И, подчеркну, не стыдились называть себя черносотенцами, поскольку, как говорил редактор «Московских ведомостей», бывший директор московского Лицея Цесаревича Николая, Владимир Андреевич Грингмут: мы — та самая Черная Сотня, которая в 1612 году спасла Москву. Мы — наследники Минина и Пожарского, тех Черных сотен, которые животы свои положили за Россию.
И.Л.Бражников: Только разница в том, Анатолий Дмитриевич, что Минин и Пожарский действительно спасли Россию и дали возможность избрать нового царя, новую династию, а эти минины и пожарские потерпели поражение в борьбе. Это и есть, собственно, ответ на ваш вопрос — почему до сих пор в интеллигентских кругах существует превратное представление о Черной Сотне. Дело в том, что это и есть главный вопрос к черносотенному движению в целом. Почему организация, представляющая интересы русского народа, потерпела поражение? Это поражение было фатальным. После 1917 года Черная сотня встает на путь исповедничества и мученичества во главе с Государем. У Царя имелись отличительные знаки Черной сотни, что, конечно, означало его благоволение к организации. Другое дело, что государь не мог открыто поддерживать Союз Русского Народа. Формально это была партия, а государь не может отождествляться ни с одной из политических партий. Вот в этом и была трагедия, и, я думаю, главная причина того, почему черносотенное движение потерпело поражение. Потому что в ситуации демократии и многопартийности, партии, которые претендуют на некоторое универсальное мировоззрение, неизбежно проигрывают тем партиям, которые ставят более прагматические задачи, то есть, путь во власть.
Союз Русского Народа не ставил своей целью захват власти, его задачей была поддержка Государя. Именно эта благородная цель и оказалась, по сути, причиной того, что партии более наглые, малочисленные, содержавшие инородческие и прочие пассионарные элементы, выиграли в этой борьбе. Союз Русского Народа был обречен вместе с Государем. Это было патриотическое движение, которое вело на Голгофу. Люди, через участие в этом движении шли на крест, шли на исповедничество, на мученичество. В этом была с одной стороны трагическая, а с другой стороны, конечно, удивительная и важная роль Союза Русского Народа.
А.Д.Каплин: Я хотел бы обратить внимание на состояние исторической мысли, исторического сознания в отношении к изучению явления, которое мы называем черносотенным. Долгие десятилетия непролетарские партии в исторической науке практически не изучались. В последние полтора-два десятилетия положение существенно улучшилось, однако, право-монархическим организациям до сих пор уделяется явно недостаточное внимание. Отчасти это можно объяснить тем, что на них до сих пор висит ярлык черносотенства. При этом, в словосочетании «Черная сотня» слово «черная» воспринимается преимущественно как нечто не только неполноценное, но и то что угрожало государственности, то есть было главной опасностью для страны. К великому сожалению, воспринимая таким образом слово «черная» в понятии «черносотенства» мы не обращаем внимание на то, что движение черносотенцев явилось ответом на те разрушительные действия, которые в это время очень ярко проявились в деятельности Красной сотни. Красная сотня своими антигосударственными, антинародными деяниями (которые выразились в убийствах тысяч законопослушных граждан страны) вызвала ответную народную реакцию.
По сути дела черносотенцы — это явление самоорганизации различных слоев русского народа в целом ряде различных правых организаций.
А.Д.Степанов: Несомненно, члены Союза Русского Народа, потерпев поражение в жизни земной, приобрели богатство в жизни вечной, потому что положили душу свою за други своя. Нет больше той любви, говорит Господь, чем если кто положит душу свою за други своя. Союз Русского Народа как раз и объединил последний стан, последний полк русских людей, которые сплотились, став на защиту Веры, Царя и Отечества. Многие из них приняли мученическую кончину, но спасли души свои для жизни вечной.
Не случайно идеи Союза Русского Народа актуальны и сейчас, потому что Россия находится в очень тяжелых внешних и внутренних обстоятельствах. И сегодня идет речь о защите веры, о защите Отечества, о возрождении России, об объединении сил русских людей. Неслучайно наша конференция называлась «Право-консервативные проекты выхода из кризиса». Право-консервативные проекты сейчас как никогда актуальны, потому что правые, как сказал один из видных деятелей кадетской партии Василий Маклаков, оказались пророками, все, что они говорили накануне 1917 года, сбылось. А левые оказались бездарными политиками, они оказались отторгнуты Россией. Все эти милюковы, гучковы, керенские и прочие напыщенные политические бездарности, которые вырвали в феврале 1917 года обманом, угрозами и шантажом власть у Царя, трусливо бежали из страны, бросив обманутый ими народ.
И.Л.Бражников: Я согласен, что поражение Союза Русского Народа было его победой. Конечно, мы — как православные христиане это хорошо понимаем. Но, как у настоящей трагедии, у нее есть и другая сторона — мы лишились царя, мы лишились верховной власти и, по сути, эта ситуация не излечена до сих пор. Я не могу не отметить, что власть февраля продолжается, мы живем сейчас по-прежнему в феврале. Мы наследники этой ситуации, этого исторического, действительно трагического поражения.
Почему же черносотенцев продолжают очернять? Именно потому, что власть врагов Черной сотни, власть врагов Союза Русского Народа продолжается. Хотя один из ведущих деятелей Союза Русского Народа А.И.Дубровин в 1998 году был официально реабилитирован. Но кто об этом знает?
А.Д.Каплин: Я хотел бы затронуть проблему адекватности ответа победивших противников правых по отношению к черносотенцам. Вот здесь мы сталкиваемся с очень трагическими сведениями. Давайте обратим внимание на судьбу Андрея Сергеевича Вязигина. Это был не только выдающийся представитель черносотенных организаций Харькова, он был депутатом Третьей Государственной думы, главой ее правой фракции. После окончания своего пребывания в Думе, в 1912 году он практически отошел от активной политической деятельности и сосредоточил свое внимание на университетских делах. С приходом к власти большевиков он был заключен в тюрьму, объявлен заложником, а впоследствии после отступления большевиков из Харькова зарублен в Орле. За что? Несомненно за то, что был черносотенцем, поскольку он ни в чем не провинился перед советской властью.
И это только одни пример расправы с черносотенцами. Возникает вопрос, почему же победившая власть так мстительно расправлялась с людьми, которые составляли цвет российского общества? Этот вопрос остается открытым для широких слоев общества. Сведения об этом практически не доступны и поэтому черносотенство, как синоним погромщиков, примитивных, необразованных людей, продолжает бытовать в общественном сознании.
И.Л.Бражников: Один из уроков черносотенного движения очень поучителен для нашей сегодняшней ситуации. Как известно, сейчас русский народ разделен, его белорусская и особенно украинская части отказываются от своей связи с нами. Но именно на Украине были наиболее многочисленные организации Союза Русского Народа, то есть значительная часть предков тех людей, которые сейчас живут на территории суверенного государства Украина, были сто лет назад активными участниками движения черносотенцев. Они считали себя русскими, отвечающими за русскую государственность, за русскую историю, за целостность нашей страны.
А.Д.Каплин: Я обращусь к официальным документам. Согласно всероссийской переписи 1897 года, город Харьков занимал восьмое место в империи. Среди 174 тысяч человек населения 89,1% составляли русские. В границах сегодняшней Украины это был город стотысячник с самым высоким процентом людей, считающих русский язык родным.
Если взять другие крупные города, того времени — Киев, Одессу, Екатеринославл и некоторые другие, то процент великороссов там был меньше, но, тем не менее, русские как великороссы, так и малороссы составляли большинство. Представление о том, что в Союз Русского Народа входили русские, которых мы сейчас отождествляем с великороссами не верно. Членами Союза Русского Народа были известные дворяне малороссийского происхождения.
А.Д.Степанов: У истоков Русского собрания стоял крупный поэт того времени, друг Владимира Соловьева — Василий Львович Величко, малоросс, уроженец Полтавщины, знаток и ценитель малороссийских традиций, прямой потомок знаменитого казачьего летописца Самуила Величко. Многие профессора Киевского университета были активными деятелями Союза Русского Народа, в частности Юлиан Андреевич Кулаковский, один из крупнейших специалистов по истории Византии.
Кстати, в Черную Сотню входили представители многих национальностей. Мы готовим сейчас к изданию энциклопедический словарь по истории Союза Русского Народа, где можно будет узнать о чувашах-черносотенцах, татарах-черносотенцах. Не говоря уже о том, что в состав руководящих органов Союза Русского Народа входили: этнические немцы — Владимир Андреевич Грингмут; этнические поляки — профессор Казанского университета Владислав Францевич Залеский, главный редактор газеты «Земщина» Святослав Казимирович Глинка-Янчевский; этнические молдаване — Павел Александрович Крушеван, этнические французы — граф Владимир Филиппович Доррер, ну и конечно многочисленные представители братских славянских народов — белорусы и украинцы.
Что касается уроков и важности значения Союза Русского Народа, то прежде всего нам надо восстановить историческую справедливость. Нам надо избавиться от «шизофренизации» исторического сознания современного русского человека, а для этого прежде всего надо назвать террористов-революционеров — террористами, т. е. их подлинным именем. Надо отдавать себе отчет, что отмечая память какой-нибудь Веры Засулич, или какой-нибудь всероссийской политической стачки, мы оправдываем антигосударственные действия, чтя память лейтенанта Шмидта, мы чтим память человека, который выступал против власти, за разрушение существовавшего режима, за революцию, которая принесла беды, страдания и гибель миллионам русских людей. Когда мы восстановим историческую справедливость, когда мы дадим явлениям их собственные имена, тогда мы сможем объединить и современный русский народ. Потому что без ясного представления о прошлом, о нашей истории мы не сможем решать современные задачи, с которыми сталкивается Россия.
Приходиться сталкиваться с тем, что зачастую и благонамеренные исследователи стесняются того, что люди были черносотенцами. Я с удивлением обнаружил книжку одного уважаемого автора, священника Русской Православной Церкви о священномученике отце Иоанне Восторгове, где не было даже упомянуто, что он являлся руководителем московских монархистов. Что же получается?! Сам священномученик Иоанн Восторгов не стыдился того, что он был черносотенцем, монархистом, а человек, который о нем пишет, причем пишет с любовью, стыдится того, что отец Иоанн Восторгов был черносотенцем. Пока мы не избавимся от этого ложного стыда за наших предков, деятелей нашей истории, мы не сможем успешно решать нынешние проблемы.
Илья Леонидович напомнил о том, что государственной властью был реабилитирован руководитель Союза Русского Народа Александр Иванович Дубровин. Но ведь была еще другая реабилитация — это прославление в сонме Новомучеников целой плеяды видных деятелей монархического движения, таких как: митрополит Владимир (Богоявленский), митрополит Серафим (Чичагов), митрополит Анатолий (Грисюк), митрополит Агафангел (Преображенский), архиепископ Андроник (Никольский), архиепископ Митрофан (Краснопольский), епископ Гермоген (Долганов), епископ Макарий (Гневушев), епископ Ефрем (Кузнецов), епископ Иоасаф (князь Жевахов), протоиерей Иоанн Восторгов, протоиерей Михаил Алабовский, протоиерей Николай Орловский, протоиерей Евграф Еварестов и другие… Но, к сожалению, в житийной литературе стараются замалчивать тот факт, что они принимали активное участие в монархической деятельности, направленной на то, чтобы предотвратить, остановить революцию. Хотелось бы подчеркнуть, что уже тогда они пошли исповедническим путем, еще до революции над ними издевались в печати, на них клеветали. Студенты бойкотировали лекции тех профессоров университета, которые были активными монархическими деятелями, которые взывали к порядку, к трезвомыслию. Доходило до того, что били стекла в их квартирах, это был настоящий моральный террор. Уже до революции стать монархистом и черносотенцем значило пойти путем исповедничества, пойти на лишения и, конечно, большинство из тех, кто остался в России были уничтожены в годы большевистского террора.
И.Л.Бражников: Я хочу присоединиться к словам Анатолия Дмитриевича, действительно это очень важный урок. Некоторые современные священники, монахи стыдятся того, что для православного человека, тем более для православного священника, естественно быть монархистом. Ведутся, с моей точки зрения, совершенно нелепые дискуссии о том, обязательно ли быть патриотом и монархистом, чтобы быть православным. На самом деле это лукавство, мы не видим среди Новомучеников и исповедников не монархистов. Если люди исповедовали Православие, они же исповедовали и верность царскому престолу. Это не вопрос для дискуссии, здесь нужна любовь к Государю и абсолютная верность в мыслях царскому престолу даже сейчас, в его сокрытии. Есть аксиома православного мировоззрения — и этому нас как раз учат участники черносотенного движения, ставшие мучениками и исповедниками. Они дают истинный ответ на кажущийся сейчас дискуссионным вопрос о том, обязательно ли православному быть монархистом? Обязательно.
А.Д.Степанов: Нужно говорить правду об истории Союза Русского Народа, о его членах, все станет ясно само собой. К примеру, когда-то нам говорили, что правительство большевиков было самым просвещенным. Это — чепуха. Поскольку главным признаком просвещенности называли знание языков, а для этого было достаточно окончить гимназию или пожить в эмиграции. Но ни Ленин, ни Троцкий, ни Каменев, ни Зиновьев никакого вклада в развитии русской науки и культуры не внесли. Какое же это «просвещенное правительство»?! А вот деятели Черной сотни были поистине цветом русской культуры и науки.
Далее. Даже по самым скромным подсчетам активных участников монархического движения, активных черносотенцев было около 400 тысяч человек. Если для сравнения взять суммарную численность других партий и организаций того времени (кадетов, октябристов, эсеров, меньшевиков, большевиков и всех прочих врагов Союза Русского Народа), то она окажется меньше численности монархических организаций. О какой же маргинальности можно говорить?! Кстати, сами черносотенцы насчитывали в своих рядах миллионы сподвижников. К примеру, настоятель Почаевской Лавры архимандрит Виталий (Максименко), только на одной Волыни собрал миллион подписей под одной из монархических петиций. Миллион единомышленников на одной Волыни! Вот такая правда должна быть озвучена. Поэтому восстановление подлинной истории является важнейшей задачей для разрушения лживых стереотипов. Вообще, для того чтобы мы адекватно и верно понимали современную ситуацию, нам нужно сформировать адекватный взгляд на наше прошлое.
21 ноября исполнилось ровно сто лет со дня рождения Союза Русского Народа. В праздник Архистратига Михаила и всех Небесных сил бесплотных состоялось избрание совета Союза Русского Народа в Петербурге. Эту дату принято считать днем рождения Союза. В этом году 21 ноября в храме Христа Спасителя состоится учредительный съезд общественной организации, которая так и называется «Союз Русского Народа» [передача была записана 29 октября — ред.]. Руководителем оргкомитета является известный скульптор Вячеслав Михайлович Клыков, народный художник России, лауреат многих премий. Факт того, что в нынешних условиях предпринимается попытка восстановления Союза Русского Народа, сам по себе знаменателен. Актуальность идей Союза не утрачена. И это справедливо, ведь Союз был успешным опытом народного сплочения, народного объединения, самоорганизации русского народа перед лицом торжествующего террора, торжествующей вакханалии разрушительных сил, перед лицом революции 1905 года.
Как возник Союз Русского Народа? У его истоков стоял сейчас забытый, а тогда очень известный церковный деятель — игумен Арсений (Алексеев), настоятель Воскресенского миссионерского монастыря, бывший Синодальный миссионер. Воскресенский монастырь находился под Петербургом, недалеко от станции Любань (сейчас на этом месте, буквально месяц назад, восстановлена церковь, скит Тихвинского монастыря). Отец Арсений пишет, что в начале октября приехал в Петербург и увидел страшное смятение в среде православного народа. Благочестивым, добропорядочным людям не стало житья, потому что везде проходили демонстрации, везде на улицах торжествовали враги режима, люди которые стремились к разрушению. И тогда ему пришла в голову мысль — дать отпор торжествующей революции, путем сплочения русского народа. Так родилась идея создания Союза Русского Народа.
Мы тогда решили испытать волю Божию, вспоминал впоследствии отец Арсений, написали две записочки с благословением и не благословением и положили перед Тихвинской иконой Божией Матери. Мы помолились, горячая молитва потекла к Престолу Божию, к Пресвятой Богородице. Я вынул записку и записка оказалась с благословением. Таким образом, можно сказать, что Союз Русского Народа был создан по благословению Царицы Небесной. Поэтому его дело так широко распространилось. Конечно, потом наступили нестроения, вражда, борьба. Православные христиане понимают, что является источником этой борьбы — страсти, грехи.
Показательным является факт раскола Союза Русского Народа. Именно раскол и является главной причиной того, что не был дан достойный отпор революции 1917 года. Все признавали, что революцию 1905 года остановил именно Союз Русского Народа. В то время, когда на улицах всех городов царили Красные сотни, когда издевались над портретами царя, именно Союз Русского Народа организовал патриотические манифестации. Полиция растерялась, исчезли городовые и в этот момент монархисты вывели на улицы тысячи людей. Буквально в течение двух-трех дней во многих городах по всей империи был восстановлен порядок. Тем самым Союз Русского Народа оказал неоценимую услугу власти по отражению революции.
Известный литературовед и историк Вадим Валерианович Кожинов в своей работе «Черносотенцы и революция» прекрасно показал всю лживость обвинения Союза Русского Народа в погромах. Факт, на который он обратил внимание, говорит сам за себя — погромы в стране были еще до создания Союза Русского Народа. А после его организации состоялось только два еврейских погрома и оба они были в Царстве Польском, где никаких черносотенных организаций не существовало. Эти погромы имели совершенно другую природу. И не случайно, один из лидеров монархического движения, редактор «Московских ведомостей» Владимир Андреевич Грингмут отмечал, что на взрывы, террор, на убийства монархисты отвечали крестными ходами и молебнами.
Что касается обвинений Союза Русского Народа в политическом терроре. Об этом продолжают трубить враги Союза, называя имена депутатов Госдумы Герценштейна, Иоллоса и Караваева. Я напомню, что в советское время было проведено следствие по поводу убийства бывшего депутата Госдумы Караваева. Но даже советский суд не нашел следов участия монархистов в этом убийстве, оно было совершено на бытовой почве (этот факт до сих пор замалчивается). Что касается убийства депутатов Госдумы Герценштейна и Иоллоса, то, находясь на твердой почве фактов, можно утверждать лишь, что к этому были причастны некоторые члены Союза Русского Народа. Но в целом Союз Русского Народа не являлся организатором этих убийств, как лживо утверждалось и утверждается до сих пор.
Зато можно насчитать десятки и сотни убитых террористами членов Союза Русского Народа, руководителей местных организаций. Можно составить целый синодик убитых руководителей местных отделов. Прежде всего, убивали тех людей, которые были авторитетны именно в среде простого народа, в среде крестьян и рабочих. Таким методом профессиональные террористы пытались деморализовать власть и общество. Эти уроки надо нам помнить.
Чего не хватает сейчас нашему народу? Не хватает воодушевления, веры в свои силы, не хватает единения народа, единения общества. Опыт Союза Русского Народа, который сплотил все сословия, опыт самоорганизации, опыт отражения революции, победы над деструктивными элементами в 1905 году очень важен и в современных условиях для воодушевления нашего народа, для того, чтобы действительно народ объединился и мы смогли бы вытащить Россию из той пропасти, в которой она оказалась благодаря действиям враждебных сил, бездарности политиков, продажности, коррумпированности правящего слоя. Чтобы случилось то, о чем говорил Иван Александрович Ильин — чтобы наверх начали выходить самые нравственные, самые лучшие представители русского народа, которые бы служили не своему карману, а государству, служили бы Отечеству, вере, понимали бы роль и значение Русской Православной Церкви как воспитательницы народа, как хранительницы русской традиции, того института, который должен быть вплетен в ткань политической системы. И только тогда народ воодушевится, только тогда мы сможем решить те задачи, которые стоят перед современной Россией.
Ну, а закончить передачу хотелось бы очень точными словами из обращения оргкомитета Союза Русского Народа; «Прославить Россию может и один человек, а спасти можно только вместе».
https://rusk.ru/st.php?idar=103946
|