Русская линия
НГ-Религии Елена Юхименко03.03.2005 

Старообрядческий модерн
В начале ХХ века староверы не боялись прогресса

Любопытный разговор, относящийся к 1912 году, вспоминал в своих мемуарах архитектор Илья Бондаренко (1870−1947): «В купе вагона Брестской (теперь Белорусской) железной дороги, конечно, второго класса, пассажиров оказалось только двое. Против меня сидел молодой архитектор, ехавший учиться в Карлсруэ. Я обычно не знакомлюсь в вагонах, но здесь знакомство вышло само собой. Почему-то мой спутник стал делиться впечатлением о новых постройках Москвы и, между прочим, сказал, что видел первую старообрядческую церковь где-то на Разгуляе, выстроенную каким-то молодым архитектором.

— Фамилию его забыл, но, очевидно, иностранец.

— Почему иностранец?

— Да у нас, в Москве, так не строят. Все законченно, все сделано аккуратно, обдуманно и даже двор весь обсажен низкими кустами сирени, забор сделан по рисунку. Очень оригинальная архитектура.

— Могу вас заверить, что этот архитектор русский.

— А как его фамилия?

Далее пришлось познакомиться».

Храм, выстроенный Бондаренко для старообрядческой поморской общины, был первым в Москве старообрядческим храмом, построенным после выхода императорского Манифеста об укреплении основ веротерпимости в 1905 г.

Поморское беспоповское согласие, берущее начало от Выговской пустыни в Поморье, появилось в Москве в начале XVIII в. С 1772 г. его центром являлась Покровская (Монинская) часовня. Московские поморцы, в основном принадлежащие к купечеству, выступили за разрешение брака, совершаемого без участия священника. После закрытия в 1837 г. Монинской часовни московские поморцы стали совершать богослужение в домашних моленных.

В конце XIX века внутри поморского брачного согласия сложились два направления. Одно — вокруг моленной купцов Любушкиных в Большом Переведеновском переулке в Лефортове, другое — вокруг моленной, находящейся в доме купца Викулы Морозова, а затем его старшего сына Алексея (Введенский пер., 21). Морозовская моленная стала основой зарегистрированной в начале 1907 г. второй Московской общины Поморского брачного согласия.

На поступавшие пожертвования община приобрела в собственность владение «Басманной части, 1-го участка по Токмакову переулку под # 300, за цену 57 тыс. рублей». Для выполнения проекта был приглашен выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества и Цюрихского политехнического института Илья Бондаренко, известный своим интересом к русскому искусству и русской старине.

Проект храма, предложенный Бондаренко, староверам понравился. «Рисовал я с увлечением, — писал в своих мемуарах Бондаренко, — и никаким другим делом не занялся, пока не установил в рисунках и чертежах все сооружение. Погруженный в мир национального старого народного творчества, выискивая из музейных коллекций и из своих впечатлений образы, я спешил с работой. Время ушло все, без остатка, на рисунки и заказы всех, даже мельчайших деталей наружной отделки фасада и всех деталей интерьера, розданы были все заказы столярам, резчикам, бронзовщикам, вышивальщицам».

Проект был одобрен советом общины 15 февраля 1907 г. А уже 20 мая состоялась торжественная закладка храма, посвященного Воскресению Христову и Покрову Богородицы. К 1 ноября храм был закончен снаружи, оштукатурен внутри, были покрыты кровли и сделано калориферное отопление. Работы по отделке и обустройству храма внутри продолжались всю зиму и закончены были весной 1908 г.

Храм был сооружен в неорусском стиле, за основу взята архитектура новгородско-псковских церквей XVI века с привнесением особенностей поморского зодчества, что выражалось в строгости и простоте архитектурных форм и интерьера. Внутренние стены, не имевшие росписи и лепных украшений, и свод были выкрашены светло-голубой масляной краской. На этом фоне темный, дубовый резной 4-ярусный иконостас, увенчанный пятью главками с крестами, напоминал силуэты деревянных церквей и часовен на фоне неба северного Поморья.


Подаренные купцами Морозовыми древние иконы, книги и церковная утварь стали основой внутреннего убранства храма. Снаружи стены храма были облицованы светлым кирпичом, фризы — майоликовыми разноцветными изразцами, цоколь — серым карельским гранитом.

Освящение храма состоялось 8 июня 1908 г. и стало большим событием не только для москвичей. Чин освящения совершали настоятели Московской, Зуевской и Виленской поморских общин. Участвовали также представители из Петербурга, Риги, Рыбинска, Мстеры, Царицына и других мест России.

Торжество освящения нашло широкое отражение в прессе. Корреспондент газеты «Русское слово», например, писал: «Храм этот — в высокой степени художественное, оригинально задуманное, великолепно выполненное сооружение. Храм в общем невелик, но удивительно гармоничен, светел и радостен. Он настолько оригинален, настолько не похож на остальные церкви, что, вероятно, сделается одной из достопримечательностей Москвы».

Бондаренко использовал основные принципы поморского зодчества, но в архитектуре Токмаковского храма много деталей, характерных именно для стиля модерн, в частности майоликовая плитка, витражи, облицовка глазурованным кирпичом. Храму принадлежит особая роль в истории всего Поморского согласия: именно он стал местом проведения двух Всероссийских Соборов поморцев, приемлющих брак.

Первый Собор состоялся в мае 1909 г. Постановления и решения этого Собора и в настоящее время служат руководством при решении вопросов, возникающих в жизни поморских общин. Особое внимание участники Собора обратили на необходимость духовного просвещения. Было решено учредить старообрядческие школы для детей и взрослых при каждой общине, основать в Москве училище для приготовления настоятелей и начетчиков, устроить типографию, приступить к изданию ежемесячного журнала.

В сентябре 1912 г. в храме в Токмаковом переулке собрался Второй Всероссийский Собор, уделивший много внимания вопросам церковного управления, упорядочению внутренней и внешней жизни приходов. Проведение Соборов сделало храм центром духовной жизни всего Поморского согласия.

После 1917 г. храм в Токмаковом переулке действовал до марта 1930 г. Тогда же до сведения общины было доведено, что храм подлежит закрытию. Вместо него общине предоставили часть Никольского храма бывшей мужской богадельни Преображенского кладбища.

Все иконы (за исключением переданных в музейный фонд), книги, церковная утварь, части резного иконостаса были вывезены на Преображенское кладбище, где хранятся и доныне. Однако многое, что невозможно было перевезти, погибло: было разбито уникальное паникадило, утрачены резные дубовые скамьи, витражи и колокола.

Как и все церкви, закрытые в 1920—1930-е гг., Токмаковский храм постигла столь же печальная судьба. Размещавшиеся здесь мастерские, а затем штемпельная фабрика оставили лишь «мерзость запустения»: выщербленные лестницы из карельского гранита, потрескавшиеся майоликовые плитки, разбитые окна и местами обвалившиеся стены.

В свое время храм в Токмаковом переулке, редкий памятник церковной архитектуры стиля модерн, был украшением столицы. Его фотографии помещались в дореволюционных иллюстрированных изданиях. В 1970-х гг. он был отнесен к числу архитектурных памятников, подлежащих сохранению. В 1988 г. храм передали Российскому совету Поморской Церкви. Деньги на его реставрацию выделяются из федерального и городского бюджета.

В начале века церковь была выстроена практически за год, а ее реставрация длится год за годом. И тем не менее хочется верить, что нам все же удастся вскоре увидеть торжественное освящение и крестный ход вокруг храма, ныне зажатого безликими современными домами.

Елена Михайловна Юхименко — доктор филологических наук, главный научный сотрудник Отдела рукописей Государственного исторического музея

02.03.2005

http://religion.ng.ru/history/2005−03−02/6_modern.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика