Русская линия
НГ-Религии Юлия Глезарова03.03.2005 

О бедных агнцах замолвите слово
Защитники прав животных против жертвоприношения

Любовь к животным — это страшная сила. Не стоит заблуждаться насчет вегетарианцев и любителей искусственных мехов: защитники прав животных иногда бывают более бескомпромиссными, чем защитники прав человека.

На днях члены российского Центра защиты прав животных «Вита» обратились к мэру Москвы Юрию Лужкову с призывом запретить в российской столице публичное жертвоприношение животных в дни исламского праздника Курбан-байрам (Ид-аль Адха).

Основанием для письма, как поясняют его авторы, стали многочисленные обращения жителей российской столицы по поводу жертвоприношений животных. По одной из таких жалоб от жильцов домов, расположенных вблизи мечети в Отрадном, представители «Виты» выехали с проверкой. «Мы были возмущены увиденным, — сказано в обращении, — животных резали на грузовике напротив мечети на проезжей части рядом с жилыми домами и комплексом магазинов. Снег вокруг грузовиков был залит кровью. Эту картину в течение нескольких дней наблюдали дети. С двух других грузовиков шла активная продажа живого товара. Подъезжающие на машинах люди наблюдали, как животные со связанными конечностями пытались вырваться от людей».

Представители центра отмечают, что еще в прошлом году в их организацию обращались москвичи, возмущенные сценами жестокости и насилия во время празднования Курбан-байрама. «Просим вас запретить подобную практику в Москве, тем более что в России предусмотрена уголовная ответственность за жестокое обращение с животными», — пишут защитники прав животных.

Выступления защитников братьев наших меньших против ритуальных жертвоприношений начались не сегодня. Уже несколько лет защитники прав животных в Европе ведут массированную кампанию, требуя запретить иудейский и мусульманский способы убоя скота как «негуманный». Западные защитники прав животных, ссылаясь на научные исследования, утверждают, что иудеи и мусульмане причиняют бессловесным скотам лишние муки и что бить коров и овец перед смертью по голове или оглушать сильными разрядами тока более человечно. Но, несмотря на все их усилия и протесты, ритуальный убой скота легален в большинстве стран Европы, в том числе во Франции, Австрии и Великобритании. Имеется и постановление Европейского суда, гарантирующее эту практику как неотъемлемую часть свободы вероисповедания.

Курбан-байрам (праздник жертвоприношения) является частью мусульманского обряда паломничества в Мекку. Отмечается он в 10-й день 12-го месяца лунного календаря Зу-ль-хиджжа. Конечно, не все мусульмане могут совершить хадж, поэтому каноны ислама предписывают верующим исполнять обряд жертвоприношения не только в Мекке, а всюду, где могут оказаться мусульмане. История праздника восходит к известному сюжету, который имеется и в Библии, и в Коране, о попытке принесения патриархом Авраамом (в Коране его зовут Ибрахимом) своего сына в жертву Богу. Как известно, в последний момент Бог заменил человека агнцем, в память о чем мусульмане и приносят в жертву животных (овец и верблюдов). Так как в идеале каждый правоверный должен принести в этот праздник жертву, то забой скота становится массовым. Зачастую это происходит на глазах людей, далеких от религии, что вызывает у них соответствующую реакцию отторжения.

Действительно, неприятно, когда на ваших глазах мирная улица превращается в бойню. Именно к этим эмоциям и апеллируют защитники прав животных, которых в нашей стране, наверное, больше, чем верующих всех конфессий. Кошек и собак у нас любят практически все, во всяком случае, вряд ли найдется у нас такой чиновник или политик, который рискнет всенародно признаться в том, что в детстве душил кошек или отрывал мухам крылья. «Душегубов» у нас не любят.

Доказательством является история с запретом испанской корриды в Москве. Кстати, инициатором этого запрета являлся все тот же центр защиты животных «Вита». Тогда зверозащитники одержали блестящую победу, им удалось склонить на свою сторону московские власти, Русскую Православную Церковь и общественность. В результате москвичи так и не увидели жестокой испанской забавы.

Вероятно, победа над корридой вдохновила защитников прав животных на борьбу с обычаями Курбан-байрама. Но одно дело обычаи и традиции светской страны Испании, а другое — религиозный ритуал. От запрета корриды пострадали только ее организаторы, но если «отцы города» и в этот раз пойдут на поводу у зверозащитников, это может вызвать недовольство у московских мусульман. А это, в свою очередь, вряд ли понравится защитникам прав человека. Во всяком случае, у представителей мусульманского духовенства инициатива «Виты» не вызвала энтузиазма.

02.03.2005

http://religion.ng.ru/facts/2005−03−02/2_animals.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика