Русская линия
Православие.Ru Константин Харалампидис - Кот-Оглы01.03.2005 

Идея создания фильма родилась вместе со мной
Интервью с кинорежиссером-документалистом Константином Харалампидисом — Кот-Оглы

Константин Харалампидис — Кот-Оглы — грек по национальности, чьей родиной, как и многих его соплеменников, разбросанных по всему СССР, стал Казахстан, кинорежиссер-документалист, автор фильма «От Рождества до Воскресения». Этот фильм — попытка понять причины тех катастроф, которые произошли с греками-понтийцами в прошлом, и возможный, по мнению автора, выход из кризиса, в котором греки пребывают сегодня. «От Рождества до Воскресения» — первая часть трилогии. Съемки двух других частей еще не закончены. Показ первого фильма в Афинах и в Москве в Обществе греков вызвал резко противоположные мнения об этой работе: от хвалебных со словами благодарности и предложениями о помощи до критики и полного неприятия.

В интервью данном для этого фильма Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, сказал: «Все эти процессы, которые происходят с греками, происходят и с русскими. Было много потерь, мы много пережили, но надо воцерковляться. Нужно понимать, что наши предки были люди верующие, религиозные, и вера поддерживала их».

Мы попросили Константина самого рассказать о фильме.

— Когда начались съемки?

— Я начал снимать в 1999 году в Казахстане, затем на юге России. Это города Туапсе, Новороссийск, Геленджик, Владикавказ, Сочи, естественно, Питер и Москва. Также я снимал в Греции — в Афинах, Салониках, в городе Патры, на Святой горе Афон. К сожалению, я не был в Цалке, но мне передали материалы, отснятые в 60−70-е годы на восьмимиллиметровую любительскую кинопленку. Качество, конечно, оставляет желать лучшего, но, я думаю, кое-что войдет во вторую часть фильма. Во второй части трилогии мне хотелось бы рассмотреть, как складывалась судьба греков, проживавших в Советском Союзе, начиная с 50-х годов и до конца XX столетия. Третья часть фильма будет посвящена рассказу о жизни греков, уехавших из СССР в Грецию.

— Как Вы пришли к идее создания этого фильма?

— Наверное, идея создания фильма родилась вместе со мной. Я рожден греком, и с ранних лет надеялся, что когда-нибудь буду снимать кино о моем народе. Обычно человек сначала выбирает профессию, а потом перед ним встают вопросы: что мне теперь делать, как реализовать полученные навыки? Передо мной такие вопросы не стояли. С детских лет я слышал от своего отца истории о судьбе моего народа. Рассказывал он так ярко, что все те события, которые происходили с моими предками, запали мне глубоко в сердце. Я думал в то время: как было бы хорошо, если бы и я мог очутиться там, внутри этих переломных событий в судьбе греков, и как было бы здорово, если бы у меня была кинокамера, чтобы запечатлеть происходящее. Так формировалось мое желание снимать кино о моем народе. И к своей профессии я всегда относился как к средству передачи тех идей, которые меня волновали.

«От Рождества до Воскресения» — так называется мой фильм. Один из героев картины говорит: «Все в жизни православного человека начинается от Рождества и… не заканчивается, а именно начинается после Воскресения. Когда родился Христос и пострадал за нас, Он даровал нам жизнь вечную, путь спасения, но этот путь исполнен скорбями и страданиями, только ими и излечивается душа наша от греха. Вот мы и пострадали и потеряли Родину (имеется в виду Трапезундская империя). Но тут же Господь дал нам второе рождение в России». Но, к сожалению, люди часто ищут виноватых в своих бедах, и эта обвинительная позиция по отношению к врагам, безусловно, не христианская. И раз уж мы — греки называем себя православными, а точнее, являемся таковыми, то мы не можем нарушать заповеди Божии.

Господь говорит в Евангелии: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. Да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 43−48).

Безусловно, события, которые произошли с нами, трагичны. Мы потеряли Родину, нас уничтожали и хотели стереть с лица земли как православную нацию. Но, если мы православные, то должны понимать, что все, что происходит с нами, дается «за что-то». Конечно, трудно полюбить врага, но ненавидеть его, как мы видим по опыту жизни уже нескольких поколений, бессмысленно, нерезультативно. За что-то ведь Господь попустил потерять нам Родину. Вот главный вопрос. Это психология православного человека: задавать себе вопрос, в чем виновен я, в чем виновен мой народ? Господь именно попускает страдать человеку и даже целому народу, ибо все в Его воле. Только бы нам понять — за что? Но большинство размышляют так: мы пострадали несправедливо, жили спокойно, никого не трогали, пришел враг, и все рухнуло. И при этом люди, так рассуждающие, называют себя православными, имея совершенно чуждую для православного человека психологию. Человек говорит себе: «Почему Бог так жесток, почему попустил случиться такому?» Да не Бог жесток, а мы — люди — образом своей жизни вызвали немилость Божию к себе.

Давайте обратимся к историческим источникам, в которых есть много свидетельств о том, что происходило в канун трагических для греков событий. Иосиф Аскет (1350−1421), выдающийся греческий богослов, учитель св. Марка Эфесского, известный святостью своей жизни, обращался к жителям Константинополя с такими словами: «В скорби покидаю я этот город. Через несколько лет я умру. Знайте, однако, что столица за грехи своих жителей, по попущению Божию, будет занята турками, но православие сохранится». Услышав эти слова, великий нотариус Дукс Лукас в ужасе вскричал: «Не может быть, чтобы Господь попустил гибель такого города, ведь Он обещал Аврааму сохранить Содом и Гоморру, если найдет в них десять святых! Здесь еще есть и тысячи справедливых!» «Знаю, — ответил Иосиф Аскет, — но за великие прегрешения, которые не перестали совершать жители этого города, исполнятся мои слова. Ты сам будешь тому свидетелем, и тогда вспомнишь сказанное мной». Так и произошло.

В чем же была вина жителей Константинополя? Ответ находим в поучениях монаха Иосифа. В 47 разделе он пишет: «Когда увидите карающий перст Божий — не удивляйтесь, за что и почему он приближается. Лучше восхититесь Божиим милосердием, ибо нет зла, которое не нашло бы места среди нас… большинство из нас не отдают себе отчета в том, что значит быть православными, пренебрежительно относятся ко всему, что Божие. Клир бывает рукополагаем за деньги или дары. Многие из них позорно согрешили с женщиной либо совершили иные грехи плоти. Охватили их бесчестие и духовное затмение. Греша, осмеливаются они приступать ко Святому Алтарю. О, пощади их, Боже! За взятки отпускают они на исповеди тягчайшие грехи, разрешают без покаяния принимать Святое Причастие. Часто встречаются богохульства и святотатства, в то время как мы должны жизнь положить за имя Божие; мы проклинаем собратьев, проклиная тем самым самих себя, присягаем на имени Божием — и, не задумываясь, нарушаем присягу. Ропщем на Бога: один — за то, что идет дождь, другой — почему его нет, третий — почему одни богаты, а другие бедны. Одним словом, становимся судиями Бога. Всюду нагота: не только мужчины наполовину наги, но и женский пол не проявляет ни малейшего стеснения. Девушки предаются распутству, вдов пожирает зависть о мужчинах. Церковные праздники сопровождаются танцами, песнями, пьянством, возмутительными обычаями… в случае болезни людей и скота каждый спешит к знахарям и колдунам, минуя Бога, Церковь и честных врачей. Нет такого дня, чтобы мы не участвовали в обжорстве, пьянстве, половой распущенности, зависти, воровстве или убийстве… все это приобрело характер публичный, а о том, что делается втайне, и говорить стыдно. Такое положение вещей, если не изменится к лучшему, приведет нас к заслуженной каре». Несколько лет спустя, в 1453 году, Константинополь был разграблен турками.

Цель моего фильма — не обличать, но призвать мой народ обрести иной, может быть не привычный, взгляд на события, произошедшие с нашими предками. Грек живет либо прошлым, либо будущим. Да, в прошлом у нас — высочайшие достижения времен Древней Эллады и Византийской империи. Но прошло уже много лет, как рухнула Великая Византия, но грек и сегодня живет надеждами на возрождение Византии и Трапезундской империи. Но ведь это только мечты, а жизнь реальная проходит мимо. Что нам гордиться прошлым? Гордыня — грех! Что нам мечтать о будущем? Мечтания и грезы — тоже грех! По словам одного современного священника, мечты чрезвычайно энергоемки, они уводят нас в мир иллюзий, отодвигая тем самым от реальной жизни. Важнее для нас осознать, в чем наш собственный грех, который привел нас к утрате Родины и который не дает нам и сегодня обрести эту Родину.

Один пожилой человек говорит в фильме: «Зачем нам кого-то винить? В битве за Трапезундскую империю турецкими войсками командовал Махмуд-паша — грек, принявший ислам. И его двоюродный брат Амирутзис, который был советником Трапезундского царя Давида, тоже принял ислам вместе со своими детьми. А царь Давид был казнен в 1463 году, т.к. отказался принять ислам. Были казнены и его дети. И скорейшему разрушению Царьградских стен способствовал тоже грек Гертук, который известил турецкого султана Магомета о слабых местах городских стен. Так что все, что происходит с нами, происходит за что-то. Не важно где — в Византии, Трапезундской империи или в России, мы пройдем наш путь к Царству Небесному. Главное — обрести Небесное Отечество». Вот та великая цель, ради которой многие наши предки, отказываясь от мира материального, спасали свою душу и вели за собой, своим примером указывая и другим путь ко спасению. Такими были, например, Великие каппадокийцы: Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст.

Не может быть целью человеческой жизни поиск рая на земле. Рая на земле нет. Его невозможно нигде найти и даже построить. Наше пребывание в этом мире временно, все мы умрем, и всех нас закопают в землю, и черви съедят наше тело, о котором мы сейчас так заботимся. Бессмертна только человеческая душа, а именно она пренебрегаема нами. Зачем жить человеку на этой земле, если он предает свою веру и свой народ? Сейчас я говорю о прошлом. Что же касается настоящего, то я скажу очень нелицеприятную вещь. Братья греки, давайте будем честны перед самими собой, как только рухнул Советский Союз и появилась возможность уезжать в Грецию, что нами двигало, когда мы покидали Россию и Казахстан? Любовь к исторической Родине? Ложь! Разве Греция — наша историческая Родина? Зачем же мы тогда говорим о нашей понтийской самобытности, о нашем древнем языковом диалекте? Если мы называем себя понтийскими греками, то наша историческая Родина — Понтос, Трапезундская империя. Уезжали в Грецию в поисках лучшей жизни, в поисках материального благополучия, оставляя Россию в самые трудные для нее годы перестройки.

Один из героев моего фильма говорит: «Россия стала нам второй Родиной. Когда-то греки покрестили Русь, но прошло много лет и мы, греки, оказавшись в России, принимали крещение в русских церквах, у русских священников. Как можно винить Россию в том, что мы были репрессированы и депортированы? До революции в России греки жили хорошо. Многие губернаторы на юге России были греки, много греков служило в царской армии, были среди них и генералы. После революции, конечно, все изменилось, но русские люди пострадали не меньше, а больше нас. Империя пала, царь погиб. Как можно винить Россию, русских людей? Ведь их, так же, как и нас, подвергали репрессиям». Подобно тому, как Господь попустил падение Константинополя, также было попущено Им лихолетье советской власти в России. Но сегодня Россия и русский народ потихоньку выбираются из бездуховного кризиса, свидетельством чему является восстановленный храм Христа Спасителя в Москве, а вот Константинополь и по сей день называется Стамбулом.

Поиск врага — это путь тупиковый. Грек устроен так, что свое собственно мнение, не важно на чем оно основано, он ставит превыше всего. Гордыня не дает возможности нам видеть в ближнем нечто позитивное. «Я мог бы лучше», «я тоже грек», «я круче» — так чаще всего мыслят греки. Но где же она, эта «крутизна», в чем она выражена? В количестве материальных благ, накопленных отдельными лицами? Нация разобщена, мы сами себя разрываем на греков цалкинских, казахстанских, эллинов. Эллины, т. е. те греки, которые живут в Греции, сегодня первейшие враги для понтийских греков, выехавших в Грецию. Но, позвольте, не они приехали к нам, а мы к ним. «Они не такие, как мы», «они живут по-иному», «нам чужд их образ жизни» — таково наше мнение о целом народе, который жил без нас и еще, поверьте, прожил бы много лет. Да кто, вообще, спрашивает наше мнение на этот счет? Имеешь мнение, так держи его при себе.

Я понимаю, что нация пребывает в глубочайшем кризисе, но это не значит, что у нас нет выхода. Выход есть всегда. Огромное количество людей, с которыми я познакомился во время съемок фильма и которые стали его героями, а также люди, которые помогали мне в создании картины, верят, что смысл нашей жизни лежит за пределами нашего земного бытия. Они верят, что эта цель заключается в обретении Царства Небесного, а потому очень важно, как, собственно, мы проживем отведенный нам отрезок жизни на этой земле. Придем ли мы к покаянию, что в переводе с греческого означает «перемена образа мыслей».

Я прекрасно понимаю, что мой фильм не будет интересен людям, которые ожидают увидеть на экране «выворачивание кишок». Я не дам им возможности поплакать еще раз о том, какие мы несчастные и как много мы пережили. Пусть эти люди сами берут в руки камеру и снимают «шедевры» о многострадальной судьбе великого греческого народа. Те, кто не принимает моего фильма, говорят о том, что присутствие детских голосов за кадром снижает трагизм происходящего. Милые дамы и господа! Я понимаю, что мой фильм сделан не в столь любимом вами жанре «мыльной оперы», простите, что не дал вам возможности увлажнить ваши носовые платки. Но у меня была совсем иная цель. Дети рассказывают в моем фильме обо всех событиях, которые произошли с греческим народом. Они говорят от своего собственного лица, и их взгляд на эти события не всегда совпадает со взглядом взрослых людей. Эти дети уже знакомы с церковной жизнью, они читали Евангелие, и в их сердцах живет любовь. Греческие дети также рисуют страны и города, где проживали и проживают наши соплеменники. Рисунки эти легли в основу изобразительного решения картины. Детские рисунки, на которых изображен Казахстан, радужны, они нарисованы от чистого сердца. Поверьте, дети знают, что пережили их предки, оказавшиеся депортированными в 40-е годы. Но они имеют чистые детские сердца, в них нет ненависти к земле, где они родились. На казахстанской земле растут такие же одуванчики и над ней летают такие же бабочки, как над греческой или российской землей.

greec.ru


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика