Русская линия
Русская линия Андрей Рогозянский25.06.2005 

НАТО предлагают впредь дружить блоками
В ОДКБ ищут способы выйти из-под назойливой опеки Североатлантического альянса

Работа в рамках Организации договора коллективной безопасности значительно активизировалась после событий в Киргизии и Узбекистане, а также ввиду угроз руководства НАТО применить силу «в целях поддержания демократии». Так считают эксперты, наблюдавшие за ходом саммита руководителей стран ОДКБ, который прошел 23 июня в Москве.

А в пятницу, 24 июня, президент Российской Федерации Владимир Путин в Кремле принимал Генерального секретаря НАТО Яапа де Хооп Схеффера. На встрече звучали дежурные дипломатические уверения в «зрелых отношениях», сложившихся у России и альянсом, и об успешной работе Совета Россия-НАТО. Вопросы, вызывающие острые разногласия, в частности, по международному расследованию событий в Андижане были обойдены стороной. Из уст де Хооп Схеффера, однако, прозвучало предложение совместно решать проблемы «несостоявшихся государств». «Мы должны особо сосредоточиться на проблемах, таящихся в хрупких, несостоявшихся государствах», — дословно сказал главный чиновник НАТО. В переводе на общедоступный данные слова должны означать согласие Москвы на наведение западными странами порядка в некоторых из постсоветских республик.

Самой России обещают привилегированное положение. Именно этому отвечают сентенции о зрелости здешних политических процессов, в противовес «незрелости», «несостоятельности» режимов в том же Узбекистане, Киргизии или Белоруссии. В качестве же особого дара, в подтверждение доброй воли де Хооп Схеффер принес обещание, подобные которому в последние годы не часто раздаются из уст пребывающего в эйфории бескровного и добровольного «расширения на Восток» натовского руководства. Путину сообщили… что не планируют создавать баз альянса на территории стран Балтии.

Впрочем, что базы военно-морского флота в Лиепае и на аэродромах Литвы и Латвии все равно вскоре появятся, мало кто сомневается. Ведь «главным несостоявшимся» на Западе считают саму Российскую Федерацию, в открытую рассуждая, например, о необходимости обеспечить контроль за ядерными арсеналами российских Вооруженных сил и другими стратегическими объектами в период заранее спрогнозированной нестабильности, вызванной чередой выборов 2007—2008 гг.

Деятельность в рамках ОДКБ становятся в этой связи особенно актуальной. С ее помощью власти Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана, входящих в Организацию, предполагают остановить у себя эпидемию «бархатных переворотов» и сообща противостоять назойливой западной опеке. Решительное подавление мятежа властями Узбекистана в этом плане создало чрезвычайно важный для всех прецедент: И. Каримов не побоялся поссориться с Западом, и теперь его соседи с любопытством наблюдают за тем, достанет ли у США и Западной Европы длины рук, чтобы в ответ поквитаться в непокорным центральноазиатским лидером? Однако, интрига ситуации в том, что все меры воздействия со стороны останутся малоэффективными до тех пор, пока за Ташкентом остается моральная и практическая поддержка Москвы, Душанбе, Астаны. Действия западной дипломатии, рано уверившей себя в том, что процесс смены в регионе режимов стоит целиком под ее закулисным контролем, оказались опрометчивы, и сегодня ОДКБ фактически держит в руках ключи к успеху или неуспеху политики Соединенных Штатов на центральноазиатском направлении.

Качнется ли маятник к усилению позиций Америки, или за океаном не рассчитали своих сил, так что экспансия в регион оказалось плохо подготовленной и кратковременной? От решения этого болезненного для самолюбия Запада вопроса, тесно связанного с темой Узбекистана, в частности, во многом зависит исход запланированных на ближайшее время выборов в Киргизии, а после них — в Казахстане и далее, вплоть до решения судьбы отстоящей далеко от песков и белого солнца Центральной Азии Белоруссии.

После этого неудивительно, что в НАТО занервничали, а Генеральный секретарь альянса в спешном порядке, по его собственному признанию, «чтобы больше слушать, а не говорить», летит в Москву с оливковой ветвью примирения и щедро раздает Путину разного рода посулы. Как вполне понятно и то удовольствие, которое ныне должны испытывать лидеры постсоветских государств т.н. «серой зоны», объявленной Западом территорией принудительной «демократизации», от редкой возможности привести североатлантический альянс к позорному для него фиаско.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко на встрече 23 июня не удержался от того, чтоб объявить ОДКБ прямым противовесом мировой диктатуре США и оценить деятельность Организации как очень эффективную, в т. ч. и в сравнении с НАТО. Президент же РФ в свою очередь говорил об ответственности блока за поддержание мира и противодействие терроризму и криминалу на территории всей Центральной Азии. В упоминании проблем Афганистана прозвучал, по существу, упрек в адрес НАТО в неспособности ее обуздать наркоторговлю и пособничестве, прямом или косвенном, террористической активности. «Базы подготовки террористов, — цитируют Путина информационные агентства, — действуют на территории Афганистана, в том числе при непосредственном участии некоторых спецслужб».

Для разрешения конфликтов на территории государств-участников впредь решено обходиться объединенными подразделениями ОДКБ, а в Киргизии (по-видимому, на сей раз в проблемной, южной ее части) открыть еще одну военную базу. В случае же необходимости Организация прибегнет к взаимодействию со структурами ООН и ШОС. Упоминание обоих организаций, особенно ШОС (Шанхайской организации сотрудничества), в которую помимо прочих входит и Китай, аналитики расценивают как сильный ход российского Президента. Фактически, Западу дают понять, что при возникновении кризисной ситуации, напоминающей последние события в Киргизии, когда всерьез ставился вопрос о вводе в страну международного миротворческого контингента, Москва и другие столицы скорее предпочтут кооперацию сил с соседним Китаем, нежели позволят Соединенным Штатам и НАТО хозяйничать в регионе, жизненно важном для обеспечения их коллективных интересов.

В отношении НАТО, однако, страны ОДКБ согласились вести дружественную политику (а, собственно, что еще остается?) На саммите Владимир Путин заявил о намерении Организации Договора коллективной безопасности наладить сотрудничество с НАТО «на двусторонней основе и на блоковой основе». На встрече с Яапом де Хооп Схеффером эта же мысль, в несколько завуалированной форме оказалась повторена заново. Путин указал на необходимость «взаимодополняющих усилий всех стран и международных объединений». Таким образом, ОДКБ рассматривается участниками как организационное прикрытие и механизм по крайней мере частичного обеспечения отдельными странами своего суверенитета, в последние годы серьезно подорванного влиянием разного рода официальных и теневых наднациональных структур.

https://rusk.ru/st.php?idar=103360

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика