Русская линия
Страна.Ru Ангелина Тимофеева28.02.2005 

Инфантилизм как главный стимул польской политики
Оскорбительные заявления освобожденных от фашизма европейских государств в адрес героев Второй мировой войны унижают только самих заявителей

Ведущая польская газета «Речь Посполитая» предложила в четверг своим читателям статью под заголовком «Русские переписывают историю». Автор этого материала называет День Победы над фашизмом «празднованием 60-летия капитуляции гитлеровской Германии» и цитирует статью обозревателя Страны.Ru Наталии Елисеевой «Кто отдалял Победу», обозвав автора «специалистом по манипулированию понятиями». Однако достаточно внимательно присмотреться к сегодняшней позиции польской политической элиты, чтобы понять, что главные идеологические манипуляторы сидят все-таки в Варшаве.

Так случилось, что большая часть моего детства прошла в Польше. Хотя принято утверждать, что детство — та безоблачная пора жизни, когда смотришь на мир светло и без опаски, жизнь в начале 1980-х годов в Варшаве для русской девочки нельзя было назвать ни безоблачной, ни легкой. Хорошо помню первые митинги «Солидарности», когда здания, где жили сотрудники советского посольства и консульства, блокировали толпы разъяренных людей при относительном бездействии местной милиции. Помню, как мы с мамой сидели на кухне под столом, потому что камни и осколки кирпичей манифестанты норовили забросить в окна наших квартир. Хорошо помню исписанные ругательствами стены своего дома. Раз и навсегда отложилась в памяти фраза старшей приятельницы: «Никогда не говори тут по-немецки (в школе мы, по случайному совпадению, изучали именно этот язык). К немцам они относятся еще хуже, чем к нам».

Стали ли переживания моего детства причиной ненависти к польскому народу? Нет, не стали. Говорят, что ненависть человека к человеку возникает проще и быстрее, чем ненависть к каким-то отвлеченным понятиям: режиму, идеологии, насилию. Однако то ли из-за «совкового» воспитания в духе интернационализма, то ли по другой причине я понимала, что люди, которые швыряют камнями в наши окна, не могут стать для меня раз и навсегда выразителями идей и пожеланий польской нации по отношению к россиянам. Не буду скрывать, это понимание пришло ко мне не сразу, а по мере взросления. С возрастом человеку свойственно становиться мудрее.

К сожалению, в этом правиле есть исключения. Польская политическая элита так и не сумела преодолеть пубертатный период своего развития. Русофобствующая Варшава готова вторить прибалтам и спекулировать на теме приезда в Москву на юбилей Победы президента Александра Квасьневского. Причем, если Латвия в качестве аргумента говорит о том, что Россия не согласна подписать Договор о дружбе на условиях Риги (который, кстати, подразумевает возврат под латвийскую юрисдикцию ряда территорий РФ), то у нынешних польских властей другой рефрен: пусть русские сначала повинятся за Ялтинскую конференцию, которая отдала без польского ведома нас в зону влияния Советов! Депутаты Польши и Литвы начали сбор подписей в Европарламенте под требованием принять осуждающую резолюцию в отношении Ялтинской конференции. Под этим «соусом» автор статьи в «Речи Посполитой» ставит под сомнение тот факт, что победа союзников во Второй мировой войне «принесла свободу народам мира и Европы»: «Русские будут крайне решительно реагировать на любую попытку поставить под сомнение их видение истории Второй мировой войны».

В статье упоминается о заявлении МИД РФ, которое, по мнению автора, было сделано для того, чтобы «вызвать в Польше реакцию, подтверждающую тезисы кремлевской пропаганды относительно неоднозначной роли Польши во Второй мировой войне». Не вдаваясь в разговор о явных приметах польской мании величия — поистине смешно представить суровых кремлевских «старцев», которые денно и нощно плетут интриги, как бы лишить маленькую Варшаву ее кусочка заслуженной воинской славы, — мне хочется тоже прокомментировать заявление МИД.

Российское внешнеполитическое ведомство, имея в руках поток статей в польских СМИ, призывающих президента Квасьневского отказаться от поездки в Москву в День Победы, плюс аналогичную цитату спикера польского сейма, попыталось сказать: опомнитесь, поляки! Фашистов победил все-таки русский солдат, и не будь этого, не было бы и вас! Что до итогов Ялтинской конференции, то именно согласно решениям этой высокой встречи Польше достались восточно-германские земли Силезии с городами, заводами, шахтами, портами. Именно после Ялтинской конференции Польша была признана государством, имеющим границы, население получило бесплатное образование и медицину, электрификацию и восстановленную инфраструктуру, другие социальные пакеты, оплаченные советскими рублями.

К сожалению, вечно инфантильная Польша далека сегодня от того, чтобы признать истинность этих фактов. Вместо этого она продолжает тешить себя антироссийскими выступлениями и демонстрациями. Последствия этих выступлений для Варшавы могут быть самыми печальными. Собственно, эти последствия уже наступили: германская сторона, которая на уровне общественных организаций готова требовать возврата выселенным из восточных земель немцам их собственности, переданной Польше, кстати, по итогам Ялтинской конференции, пока натыкается на резкий отпор со стороны Варшавы. Но кто знает, если Польша и далее будет «пересматривать» события Второй мировой войны, не придется ли ей пойти на уступки и пересмотреть некоторые права на собственность, переданную ей решением «проклятых Советов»?

Попытка Варшавы взять у России реванш за «столетия ненависти» к соседу, по всей видимости, обречена. Возможно, Польша в силу своей инфантильности и хотела бы вести с Россией разговор «на равных», но это невозможно по очень многим причинам, и прежде всего по той, которая так глубоко ранит польского политолога: Польша в самом деле маленькая европейская страна. И она никогда не войдет в клуб ведущих мировых держав. Но ведь владелец небольшого домика не должен идти бить стекла соседу только потому, что у него хоромы больше и богаче?

Главное основание, согласно которому Москва имеет сегодня полное моральное право выступать организатором всемирного празднования Дня Победы, заключается вовсе не в желании России, по словам автора «Речи Посполитой», «демонстрировать себя государством, участвовашим в вершении судеб Европы». Им стали почти тридцать миллионов могил советских солдат, которые отдали свои жизни за то, чтобы в том числе и Польша, и другие страны были освобождены из-под фашистского гнета, чтобы миллионы людей не были сожжены в Аушвице и Треблинке, чтобы в европейских городах открылись ворота гетто. Политики и политологи, которые смеют делать вид, что им непонятен этот аргумент, карлики не только в профессиональном, но и в человеческом, моральном смысле. Оскорбительные замечания, которые осмеливаются делать эти «маленькие люди» в адрес ветеранов войны, руководствуясь местью или глупостью, не сделает их ни больше, ни интеллектуально старше.

25.02.2005


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика