Русская линия | Андрей Рогозянский | 18.05.2005 |
Напомним, что данная поэтапная программа была анонсирована украинским президентом на недавней встрече стран-участниц ГУУАМ, прошедшей 20 апреля с.г. в Кишиневе и была принята за основу, хотя и не получила тогда однозначного одобрения молдавских властей. Официальный Кишинев ожидал, по-видимому, более категоричной позиции Киева в отношении непризнанной автономии, предполагающей постепенное блокирование украинско-приднестровской границы и экономическое удушение ПМР. После событий «оранжевой революции» ситуация по-видимому двигалась в этом направлении: Киев пригрозил Тирасполю перекрыть транспортные потоки через свою территорию, оцененные им как «контрабандные» и не отвечающие правилам текущей молдавской сертификации, а также предоставить представителям пограничной службы Молдавии право работать на контрольно-пропускных пунктах с украинской стороны. Действующие приднестровские предприятия (республика сохраняет значительный производственный потенциал, доставшийся ей от советского времени) это фактически отрезало бы от каналов поставки сырья, комплектующих и последующего экспорта готовой продукции, а российский военный транзит, направляемых для армейских соединений, остающихся с миротворческой миссией в ПМР, ставило под тотальный контроль молдавской стороны.
Со своей стороны, Президент Молдовы Владимир Воронин ожидал от саммита ГУУАМ еще большего ужесточения позиции, вплоть до одобрения странами «революционной оси» присоединения ПМР насильственным путем, в результате военной интервенции под эгидой ЕС и НАТО. В течение последних месяцев обстановка на линии разделения систематически накалялась. Молдавская сторона отстаивала собственные права на приграничные земли с неурегулированным статусом в районе сел Дороцкое, Кошница, Кочиеры, Пырыта и Моловата. Накануне самого совещания ГУУАМ в Кишиневе полиция и спецслужбы Молдовы предприняли попытку погрома приднестровского пограничного КПП. По замыслу, это должно было возобновить затухший вооруженный конфликт и доказать необходимость принятия в отношении ПМР жестких мер. Однако, инцидент у КПП вовремя был погашен российскими миротворцами, украинское же руководство явным образом не обрадовала перспектива получить у границ еще одну войну и сотни тысяч беженцев на свою территорию (в ПМР проживает 120 тыс. этнических украинцев и еще большее число жителей за последние годы получили документы об украинском гражданстве).
План Ющенко опирался на политические методы и включал в себя, в частности, демократические преобразования в ПМР, проведение выборов под патронажем посредников приднестровского урегулирования, расширение миротворческого контингента с максимальным участием Украины в миротворческой миссии, осуществление мониторинга военных предприятий Приднестровья и приднестровско-украинского участка границы, привлечение Запада в качестве посредника и гаранта урегулирования.
Больше удовлетворения «план Ющенко» первоначально вызвал у приднестровской стороны. Готовые к любому, самому негативному для себя сценарию развития событий, власти Тирасполя положительно оценили отсутствие в документе упоминаний об усилении мер экономической блокады или военном решении проблемы. Но, получая кратковременную техническую передышку, Приднестровье становится более открытым для международного и, прежде всего, западного воздействия, что в перспективе неизбежно изменит внутреннюю ситуацию в республике.
Надо сказать, что в максимальной степени предложенная программа действий удовлетворяет интересам не Кишинева или Тирасполя, но Киева, как оставляющего за собой контроль над событиями и сохраняющего политический вес в глазах международных структур. В Европе и США по-прежнему не слишком доверяют коммунисту Воронину, разными способами, в т. ч. и проведением выраженного антироссийского курса, пытающемуся сохранить за собою режим личной власти. По этой причине карт-бланш на решение судьбы Приднестровья передается в ведение Ющенко, как более предсказуемого прозападного политика. На весь период реформ и переговоров обе конфликтующих стороны передаются под патронаж «старшего брата», что, как надеются на Западе, изменит сам политический расклад в регионе и постепенно приведет к ненасильственному, «демократическому» воссоединению Молдовы, окончательно принявшей позиции евроатлантической интеграции.
Консультации в Виннице полностью подтверждают данный тезис. Молдавия и Приднестровье объявили, что соглашаются с основными пунктами «плана Ющенко». «Мы готовы начать реализацию украинского плана, ключевым моментом которого является демократизация Приднестровья», — заявил журналистам министр реинтеграции Молдавии Василий Шова, который возглавлял молдавскую делегацию. Он также поддержал подключение к переговорам в качестве наблюдателей США и Европейского Союза, а также преобразование расквартированных в зоне безопасности конфликта миротворческих сил России, Молдавии и Приднестровья в миссию военных и гражданских наблюдателей.
В свою очередь, приднестровская сторона удовлетворена тем, что через посредство структур международных наблюдателей Кишинев признает легитимными проводимые в ПМР выборы разных уровней. Некоторые изменения претерпит и Конституция Молдавии. Для учета необходимости ведения переговорного процесса и обустройства разного рода хозяйственных вопросов в ближайшее время, по обещанию молдавской стороны, в парламент страны будет внесен законопроект о статусе приднестровского региона. Не возражают в Тирасполе и против международного мониторинга зон безопасности и оборонных предприятий, работающих в ПМР, широкого привлечения к урегулированию структур НАТО и Евросоюза. «Украинский план конструктивен и способен разблокировать диалог между Кишиневом и Тирасполем», — резюмировал результаты прошедших переговоров возглавляющий делегацию Тирасполя министр иностранных дел Приднестровья Валерий Лицкай. По его мнению, подключение к урегулированию Соединенных Штатов и Европейского союза «будет иметь положительный эффект». «У них есть интересные идеи, в частности, о мониторинге Приднестровья и предоставлении гарантий», — подчеркнул Лицкай.
Итак, именно западное участие в урегулировании противостояния становится доминирующим, влияние же на процесс Москвы (вспомним неудавшуюся попытку предложения сторонам конфедеративного «меморандума Козака», заблокированную в прошлом году Брюсселем) оказывается уже практически неощутимым. Отделенная территорией Украины, Приднестровская молдавская республика оказывается отделена от России как бы целой эпохой, в которую российская власть, пытаясь остаться лояльной для Запада, неуклонно утрачивала позиции в ближайших своих территориях, выходила из роли державы не только мирового и европейского, но даже регионального уровня и значения.
Андрей Рогозянский, специально для Русской линии
https://rusk.ru/st.php?idar=103246
|