Русская линия
Русская линия Андрей Рогозянский30.03.2005 

А вы, друзья, как ни садитесь.
Правительство пытается преодолеть кризис развития, перераспределяя заново полномочия.

Вчера, 29 марта, в Москве состоялась Годовая коллегия Министерства экономического развития и торговли. Настроение у впередсмотрящих и рулевых отечественной экономики было невеселым. В четвертом квартале 2004 г. внутренний валовый продукт (ВВП) России увеличился всего на 0,5%, по сравнению с третьим. Начало года 2005-го тем более не дает поводов для оптимизма. В первые три месяца рост ВВП составил всего 0,8%.

«Задача удвоения ВВП за 10 лет остается на повестке дня», — напомнил собравшимся Михаил Фрадков. Для этого ежегодный рост должен составлять не менее 7,2%. Другими словами, над ведомством Грефа нависла угроза «ответить за всех». Именно к этому, похоже, ведет дело премьер-министр, заявивший на вчерашней коллегии, что МЭРТ обязано стать не просто экспертным органом и штабом реформ, но «главным координирующим органом» (читай, главным ответственным) при выработке всей экономической политики.

Напомним, что несколько недель назад по инициативе Фрадкова уже был изменен порядок формирования бюджета. Министерство финансов впредь не будет планировать государственные расходы. Отвечать за все должен не «бухгалтер» (Кудрин), а тот, кто реально определяет конкретные цели и планы — т. е. Греф. При этом Фрадков дипломатично сослался на общемировую практику: аналогичным образом обстоят дела во всех без исключения развитых странах мира, а также в Китае, Индии, Казахстане и Бразилии. Обоим министрам-монетаристам, привыкшим по всякому поводу без лишних раздумий ссылаться на мировой опыт, пришлось проглотить неприятную для себя пилюлю.

До сих пор ситуация в Правительстве для г-д Грефа и Кудрина складывалась исключительно благоприятно и гладко. Минфин, по самому смыслу своему являющийся строгим соглядатаем и ограничителем денежных трат, принимал документы из МЭРТ и росчерком пера нивелировал все мало-мальски решительные их контрапункты. Министерство же экономики считало при этом свои обязанности целиком выполненными и с воодушевлением продолжало заниматься своим излюбленным делом: планированием новых бумажных реформ.

На сей раз происходящие в рамках правительства изменения, по мнению Михаила Фрадкова, предъявляют новые требования именно к «штабным работникам» МЭРТ. Он упрекнул ведомство Грефа в том, что «внутренние факторы роста обсуждаются по остаточному принципу», в то время как замедление экономического роста происходит даже на фоне постоянного увеличения цен на нефть. Необходима, считает премьер, связь с реальным сектором экономики, более качественный анализ не только макроэкономических процессов, но и параметров конкурентоспособности отдельных отраслей. «Мы ждем от вас хороших инвестиционных проектов», — подытожил Фрадков свое выступление.

Греф как всегда вяло оправдывался, опять припоминая все факторы, которые могли бы оправдать кризис развития «макроэкономически»: рост эффективного курса рубля, недостаточная интеграция России в мировую экономику, инфляция, падение качества образования и медицинского обеспечения, а также «низкое качество услуг (!), оказываемых населению правоохранительными органами». Силовое давление на бизнес, по его мнению, приводит к тому, что капиталовложений в российскую экономику становится меньше. За 2004 г. по количеству накопленных инвестиций, соотнесенных к ВВП, Россия заняла одно из последних мест среди развивающихся стран, пропустив вперед даже Казахстан и Украину. Если в России этот показатель составил всего 16,3%, то в Казахстане — 29,8%, на Украине — 19,3%. «Если не изменить ситуацию, то это в конечном итоге приведет к отставанию в экономическом росте», — уверен министр.

Логика проста: Россия еще не вполне подходит для беспрепятственного вложения и перемещения транснационального капитала; если максимально либерализовать экономику и внутреннюю политику, рынок все решит сам и специально трудиться никому не придется.

О том, что претензии к России из-за рубежа выходят за рамки сугубо экономических, но распространяются и на политическую систему и вопросы территориальной целостности, как, например, в Чечне, Калининградской области и на Курилах, Греф предпочитает не думать. Правительство обещает «прикрыть» Путина от недовольства населения и внутреннего напряжения, направляя дополнительные доходы на увеличение государственного финансирования сферы образования, медицины и инфраструктурных проектов. Без этого, пророчествует Греф, Россия «уже в 2007 г. может столкнуться с большими трудностями».

На теме предстоящего выборного кризиса 2007−2008 гг. таким образом активно спекулируют все. Но если глава Правительства усматривает выход из тупика в выполнении президентского плана по удвоению ВВП за 10 лет, то Греф футболит премьерские аргументы обратно: чтобы выйти на темпы экономического роста, ведущие к удвоению ВВП, нужно не загонять МЭРТ в угол, а выдать карт-бланш на проведение дальнейших, «очень сложных» реформ, а также перестроить работу госаппарата — ответный укол Фрадкову, отвечающему за деятельность исполнительной власти.

Не собирается выбывать из игры и А.Кудрин. Он по-прежнему грудью стоит на пути государственных капитальных вложений в производство. «Такой вид государственных инвестиций только деформирует конкурентную среду и вместо ускорения экономического роста, приведет к его большему замедлению», — уверен министр финансов. Ранее премьер-министр Михаил Фрадков заявлял, что является принципиальным сторонником того, чтобы Минэкономразвития работало над созданием пакета инвестиционных программ, федеральных адресных инвестиционных программ и инвестиционного фонда.

Итак, противостояние в Правительстве в ближайшее время продолжится. Переменой организационных акцентов глава кабинета пытается разыграть слабину Грефа и таким образом ограничить влияние либералов «экономического блока». Однако, увлеченные баталии между министрами, выигрыш одной стороны и поражение другой, сами по себе не привносят чудесных перемен в общество и экономику. Рост ВВП вдвое, даже если Грефа заставить записать таковой в свои планы, требует не виртуальной бюрократии, а воодушевленной работы, максимальной отдачи сил, напоминающих мобилизационную индустриализацию 1930-х или послевоенное восстановление хозяйства.

Пока же ничего похожего не наблюдается, и Белый дом живет твердой уверенностью в том, что в очередной раз рассевшись по-новому, решит все проблемы, одними концептуальными заклинаниями и словесными перепалками сумеет сдвинуть с мертвой точки ржавеющий локомотив отечественного развития.
Андрей Рогозянский, Санкт-Петербург, специально для Русской линии

https://rusk.ru/st.php?idar=103099

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика