Русская линия
Пасхальный огонь Сергей Чесноков03.08.2004 

Сегодня все мы являемся учениками Преподобного
Мини-интервью к 250-летию со дня рождения преподобного Серафима Саровского

Валентин Степашкин, историк из г. Саров, автор открытия даты рождения преподобного Серафима

— Валентин Александрович, от некоторых журналистов приходилось слышать, что новая дата появилась только для того, чтобы вновь организовать помпезные торжества?
— Как я уже упоминал, работа началась десять лет назад, когда ни о каких торжествах еще и речь не шла. Доклад с обоснованием даты рождения был написан еще в 2000 году, и представлен научному сообществу год спустя в Нижнем Новгороде на конференции. Рецензии историков были только положительными. Позднее вышла книга, насыщенная ссылками на первоисточники, любой желающий может проверить достоверность моего открытия, до сих пор я не получил ни одного отрицательного отзыва на свою работу. Более того, проведение празднования 250-летия со дня рождения Серафима Саровского именно в нынешнем году, а не в 2009-м, получило благословение Патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго. Он примет личное участие в торжественной службе, посетит Дивеево и Саров. Подобные решения в Русской Православной Церкви принимаются лишь на основании бесспорных фактов и доказательств, потому что речь идет не о сиюминутных вещах, а о вере, моральных постулатах. Для церкви проще подождать еще несколько лет, чем ввязываться в сомнительные мероприятия.

Георгий Яхнисов, ветеран организации крестных ходов, г. Нижний Новгород

— Георгий Аркадьевич, как Вы относитесь к современным торжествам в честь преподобного, ведь приуроченные к ним всенародные крестные хода в последние годы стали доброй традицией?
— Конечно, положительно. Однако в настоящее время приходится констатировать недостаточное понимание важности для спасения России крестных ходов, которые, к сожалению, проводятся от случая к случаю, а не планомерно и систематически, а ведь они сейчас нужны народу как дыхание, как живая вода и небесный огонь, а не только как праздничные мероприятия. Настало время решительных действий по подъему духа народного. А крестные хода крайне важны, особенно, если их проводить с умом как стратегические мероприятия, замкнутым кругом, особенно в мегаполисах, и поблочно, да если еще и одновременно по всем регионам страны. Тогда земля наша станет решительно очищаться, что повлияет на все живущее в ней и укрепит якорь России в бурном море надвигающихся на нее грозных испытаний.

Дмитрий Мартынов, генеральный директор «Апрель Сервис», г. Нижний Новгород

— Дмитрий Юрьевич, что Вас подвигло оказать содействие информцентру торжеств в честь преподобного Серафима?
— Причина примерно такая. Благосостояние нижегородцев растет, люди становятся более состоятельными, более благополучными, многие могут себе позволить каждый год отдыхать за границей, в городе появляется много красивых и дорогих машин. Но с другой стороны, духовная составляющая остается на том же самом низком уровне. Я не говорю, что духовность это только религиозность. Однако если посмотреть на людей, которые ездят в этих машинах, то у них такое же непробиваемое выражение лица — мол, ко мне не подходи. Зимой я встретил своего школьного учителя. И он сказал, что хотел бы, чтобы, когда его сын вырастет, то он мог спокойно гулять со своей девушкой по Сормовскому району. Я с ним совершенно согласен. И мне кажется, что путь исправления ситуации через религию самый простой, хотя сам я, признаюсь откровенно, атеист. Поэтому свой поступок я больше рассматриваю, как желание сделать что-то для города, для людей, которые в нем живут. Если они от этого станут человечнее, то наши усилия были потрачены не зря.

Валентин Водопьянов, автор музыкальной программы «Земля Серафима Саровского» на стихи нижегородских композиторов

— Валентин Викторович, когда у вас произошло обращение к теме преподобного Серафима Саровского?
— Однажды на Пасху — а я тогда служил певчим в Печерской церкви — было у меня некое видение, не знаю, то ли во сне, то ли наяву. Меня привели к простой деревянной скамье, на которой сидит старец и он мне говорит: «Располагайся». Я ему отвечаю: «А где мне лечь?» Ведь мне через час надо опять идти в церковь — петь следующую службу, которых на Пасху по две-три на дню. А он: «Вон там ложись». Смотрю: красивый стол, сукно зеленое и все завалено древними книгами. А про себя думаю: «Старик странный какой-то». А в углу высокая кровать, такая же, как это часто в деревенских семьях бывает — железная и с набалдашниками на спинках.
Я засыпаю, спать хочу, а он мне говорит: «Послушай, сынок, помой-ка мне ноги…» А я думаю; «Бог ты мой, это еще что такое?» У меня отца не было, но был человек, который меня воспитал — и я подумал, что это он и есть, очень уж они лицом похожи. Вдруг, смотрю, передо мной таз с водой и я уже начал мыть ему ноги…
Большего блаженства в жизни я не испытывал! Это отражение воды, запах дерева, звуки… От этого блаженства я подумал, а как же мне реагировать? Тут он начинает беседовать, говорить, что было, есть и будет. Очень просто — куда ходить, а куда не ходить. Только потом я понял, что это был преподобный.
Как-то однажды я рассказал этот случай священнику, так он опешил от такого рассказа, а потом сказал, чтобы это могло значить. Преподобный Серафим показал мне образ смирения на Тайной Вечери, на которой Сам Господь умыл ноги Своим ученикам.
Сегодня все мы являемся учениками Преподобного.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика