Русская линия | Андрей Рюмин | 02.07.2004 |
Поистине, «этого человека нельзя было так оставить».
Святителем занялся сильный человек тогдашней РПЦЗ — Правитель Дел Синодальной Канцелярии, Начальник Отдела Внешних Сношений протопресвитер Георгий граф Граббе (будущий епископ Григорий). Он давно уже с неодобрением наблюдал за ростом популярности этого «розового» чуть ли не «пропатриархийного» архиерея, с его едва ли не экуменическими, «большевизанскими», якобы, апостольскими замашками. Помимо толпы «невежественных почитателей», вокруг Владыки Иоанна сгруппировалось некоторое количество «подозрительных» епископов: Вл. Леонтий Чилийский (этого пришлось удалить на край света, в Чили, чтобы не мешал), Вл. Савва Эдмонтонский (которого крепко держал в руках верный соратник о. протопресвитера еп. Виталий Канадский) и даже Вл. Аверкий Сиракузский и Троицкий (за которым тоже нужен был глаз да глаз). Административное давление на эту сомнительную группу архиереев было усилено, а Святитель Иоанн, во имя пользы Церковной, из «распропагандированной» им Западной Европы был переведен на Сан-Францисскую кафедру.
История суда, затеянного по случаю разбазаривания и растраты средств, собранных на строительство нового собора в Сан-Франциско, — собора, где почивают теперь честные мощи Святителя Иоанна-Чудотворца, думаю, никогда не будет написана. Не будет, потому что этого не хотел Святитель Иоанн. Не благословил. Он сидел на скамье подсудимых, будучи обвиненным в преступном попустительстве. Невдалеке пристроились приехавшие поддержать своего Авву и духовного друга Владыки Леонтий и Савва. Этой демонстрации им не простили. Но сколько их было, демонстрантов? Горсточка. А вокруг обвинители, обвинители, обвинители. Материалы обвинения готовились и доставлялись в суд при активном участии будущего Митрополита Виталия (Устинова).
Когда впоследствии с ним об этом заговаривали, он с неудовольствием отвечал, что «делал то, что ему было поручено». Но надо отдать ему должное: своего мнения о Святителе он никогда не скрывал. На соборном заседании, посвященном прославлению Иоанна-Чудотворца он прямо сказал собратьям-архиереям: «Я его святым не считаю. Но если вы все хотите, — пожалуйста. Я подчиняюсь большинству». Вот где следует искать истоков того «отсутствия единомыслия», которое привело к «Мансонвиллю» и к созданию «корпорации ROCIE/РПЦИ».
Но до этого было еще далеко. К удивлению о. протопресвитера и его соратников, «пребывание под судом» не уменьшило популярности Святителя. Впрочем, надо было впасть в полное безумие, чтобы допустить, будто даже самые легковерные согласятся с идеей, что «Владыченька Иоанн» — способствовал расхищению Церковного достояния.
— Значит, он просто негодный администратор! Такой не может быть епархиальным правящим архиереем! — Да уж и не знаем… - недоумевали легковерные. — Как-то с ним все получается, даже самое трудное… И, вот, у одного рак прошел… И у другого тоже… Он помолился — и прошло… Врачи говорят — чудо…
Когда престарелый Митрополит Анастасий ушел на покой, кандидатами на пост предстоятеля Русской Зарубежной Церкви стали Святитель Иоанн, которого Блаженнейший Антоний (Храповицкий) называл «своим сердцем», и Архиепископ Никон (Рклицкий) — видный церковный деятель, автор многотомного жизнеописания Блаженнейшего Антония. Это был наилучший кандидат, которого о. протопресвитер граф Граббе и его соратники могли предложить Архиерейскому Собору. Но и он не набирал больше половины голосов. Граф дал понять сомневающимся, что не остановится перед крайними мерами, и что «нам грозит раскол».
К этому времени неведомо откуда распространились слухи, что Святитель Иоанн-Чудотворец — чекистский агент, педофил и еврей. Действительно, отпрыск древнего малороссийского рода, уже давшего Руси одного Святого, был темноволос, обладал длинным, смотрящим вниз, носом. А чекистом он мог стать в Шанхае. И дети его любят. Но и эти проверенные средства не помогли.
Зато помог выйти из тупика сам Святитель. Он предложил, во избежание споров и соблазна, избрать Митрополитом архиерея, младшего по хиротонии. Им был епископ Филарет (Вознесенский). О. протопресвитер и его соратники выразили согласие.
Рассказывают, будто Святитель говаривал: «Монаху, как только постригут его, надо все сразу дать: саккос, великий омофор, белый клобук с алмазным крестом, две панагии, — словом, все. А потом, по мере его возрастания духовного — помаленьку, потихоньку все это опытные старцы будут с него снимать. И если сподобится он и станет истинным монахом, воином Христовым — то в гроб ляжет в одном подрясничке».
Святителю отче Иоанне-Чудотоворче, моли Бога о нас.
Андрей Рюмин, Русская линия
https://rusk.ru/st.php?idar=102114
|