Русская линия
НГ-Религии Александр Петров04.08.2004 

Власти Болгарии против раскольников
Церковные проблемы решаются силовыми методами

Власти Болгарии решили принять участие в преодолении церковного раскола, который омрачает жизнь Болгарской Православной Церкви (БПЦ) вот уже почти пятнадцать лет. 21 июля средь бела дня полиция одновременно закрыла и опечатала около 250 православных храмов по всей стране. Эта акция коснулась приходов, не пожелавших подчиниться Предстоятелю Болгарской Православной Церкви Патриарху Максиму. Полицейские силой выдворили из храмов сторонников «оппозиционного» митрополита Иннокентия.

Как выяснилось, столь жесткие меры против церковных раскольников инициировала болгарская прокуратура, усмотревшая в деятельности альтернативного Синода БПЦ противоречие с Законом 2003 года «О вероисповеданиях» и санкционировавшая вмешательство во внутренние дела Болгарской Церкви.

Вскоре после этих событий Священный Синод БПЦ в официальном обращении к болгарскому народу выразил удовлетворение тем, что государственные органы наконец исполнили принятый Закон «О вероисповеданиях». Он, в частности, предусматривает «недопустимость существования более чем одного юридического лица как представителя данного вероисповедания с одним и тем же для юридического лица наименованием и официальным адресом».

Кроме того, иерархи призвали своих оппонентов раскаяться и вернуться в лоно канонической Церкви. В свою очередь, глава альтернативного Синода митрополит Иннокентий встретился с депутатами парламента и потребовал отставки главного прокурора страны Николы Филчева «за незаконное вмешательство в церковные дела».

Министр юстиции Болгарии Антон Станков заявил, что конфликт, произошедший из-за имущественных разногласий, должен решаться в суде и что подобные силовые действия ничем не оправданны. Спикер болгарского парламента Огнян Герждиков отметил, что недопустимо смешивать религию и политику. Кроме того, он подчеркнул, что принятый в 2003 году Закон «О вероисповеданиях» в принципе и ставил своей целью преодоление раскола в БПЦ. Партия «Союз демократических сил», поддерживающая альтернативный Синод митрополита Иннокентия, выступила с инициативой создания специальной парламентской комиссии, которая должна оценить правомерность действий правоохранительных органов.

Беспрецедентная акция властей была осуждена и региональным отделением правозащитной организации Хельсинкская группа. Правозащитники призвали правительство немедленно прекратить насильственные акции в отношении духовенства альтернативного Синода митрополита Иннокентия и положить конец силовому вмешательству во внутренние споры между двумя частями Болгарской Церкви.

Конфликт, приведший к расколу и созданию двух не признающих друг друга Синодов в Болгарской Православной Церкви, тянется с 1989 года. Внутрицерковный конфликт стал оборотной стороной политического противостояния между бывшими коммунистами, создавшими Болгарскую социалистическую партию (БСП), и демократами, объединившимися в Союз демократических сил (СДС). После падения коммунистического режима на волне демократических преобразований пришедшие к власти оппозиционные силы выдвинули требования об отставке всей верхушки БПЦ. Возглавил радикально настроенное духовенство митрополит Пимен (Энев), который в начале 1990-х годов занимал кафедру в городе Неврокопе. Ныне здравствующий Предстоятель БПЦ Максим, чье патриаршество началось еще во времена коммунистического правления Тодора Живкова, был обвинен в пособничестве атеистическому режиму. В тот момент митрополит Пимен пользовался всесторонней поддержкой главы правительства Филиппа Димитрова, который с его подачи объявил патриаршество Максима нелегитимным.

В качестве альтернативы Синоду Болгарской Православной Церкви был сформирован новый Синод под руководством Пимена. В июле 1996 г. в церкви Святой Параскевы в Неврокопской епархии состоялась интронизация Пимена в патриархи. Примечателен тот факт, что в интронизации «антипатриарха» принимал участие глава раскольничьей православной Церкви на Украине Филарет (Денисенко), не признанный ни одной из Поместных Православных Церквей.

В период правления Петра Стоянова, поддерживающего альтернативный Синод, были предприняты новые попытки сместить Патриарха Максима. Во время перерегистрации религиозных объединений название Болгарская Православная Церковь было закреплено за сторонниками альтернативного Синода. Кроме того, Пимен стал представлять БПЦ на официальных мероприятиях, а в январе 1997 года благословил Стоянова на президентство.

Такая ситуация продолжалась вплоть до 1998 года, когда Синод канонической БПЦ обратился ко всем Поместным Православным Церквам с просьбой поддержать их церковную структуру и соборно утвердить единство Православной Церкви в стране.

Осенью 1998 года легитимность Патриарха Максима была подтверждена на расширенном церковном Соборе, на котором присутствовали главы Поместных Православных Церквей. Только после этого Пимен отказался от претензий на патриарший престол.

Конфликт разгорелся с новой силой в 1999—2000 годах, когда после смерти митрополита Пимена раскольников возглавил епископ Иннокентий. По его инициативе сторонники альтернативного Синода вновь заявили о незаконном патриаршестве Максима и призвали избрать нового Предстоятеля БПЦ.

В 2002 году в связи с изменением политической обстановки в стране Патриарх Максим впервые смог открыто назвать виновников церковного раскола. Таковыми, по его словам, были правившая до последних парламентских выборов партия Союз демократических сил и президент Петр Стоянов. Патриарх Максим также подсказал новым властям пути преодоления церковного раскола — принятие нового законодательства о религии и изменение критерия перерегистрации религиозных объединений.

Новый Закон «О вероисповеданиях», принятый в 2003 году, санкционировал возвращение церковного имущества канонической БПЦ и лишил сторонников митрополита Иннокентия права именоваться Болгарской Православной Церковью. В результате каноническая БПЦ официально получила в собственность все православные храмы, в том числе находящиеся в юрисдикции раскольничьего митрополита. А президент Георгий Пырванов назвал этот закон «хорошей основой для единства Болгарской Православной Церкви».

По мнению либерально настроенных политических сил Болгарии и правозащитных организаций, закрытие «раскольничьих» церквей — прямое вмешательство государства во внутренние дела БПЦ, причина которого заключена в «дискриминационном» законе 2003 года, закрепляющем за БПЦ привилегированный статус и противоречащем Конституции. Для пришедших в январе 2002 года к власти болгарских правых эта силовая акция является исполнением принятого годом раньше нового закона, регулирующего деятельность религиозных организаций. При этом не будем забывать, что раскол в БПЦ, оказывающий негативное воздействие на религиозный климат в стране, носит исключительно политический характер.

Чем обернется в будущем силовая акция, проведенная против сторонников митрополита Иннокентия, покажет время. Тем более что в сентябре этого года Совет Европы намерен рассмотреть проблемы, возникшие в связи с возвратом имущества в БПЦ, а также действующий в Болгарии Закон «О вероисповеданиях».

Бесспорно, церковное единство всегда предпочтительнее для религиозной жизни. И в этом смысле действия властей, ведущие к «уврачеванию» болезненного для БПЦ конфликта, можно считать оправданными. Но при этом нельзя не учитывать и тот факт, что на Балканах внутрицерковная ситуация всегда была тесно связана с политической обстановкой. Поэтому очередная смена политической конъюнктуры в любой момент может привести к новым церковным конфликтам, и тогда, достигнутое казалось бы, единство Церкви вновь окажется под вопросом.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика