Русская линия
Медицинская газета Леонид Лихтерман29.07.2004 

О Боге

…Крушение одних идеалов неизбежно вызывает распространение других. Душа, как и природа, не терпит пустоты. Поэтому в сегодняшней России закономерно широкое приобщение к религии — испытанной временем надежной опоре в нравственном становлении человека и общества. Конечно, здесь присутствуют и элементы подражания, если хотите — моды. Когда вижу нательный крест на раздевающемся для осмотра больном, я понимаю, что это его вера, психологическая защита, полезная, а может быть, и необходимая для выздоровления. Когда вижу открытый для обозрения большой золотой крест поверх одежды или халата врача, мое восприятие неоднозначно: вера должна быть в тебе, а не на показ.

Совместимы ли нейрохирургия и религия? Материальный и идеальный подход к одному и тому же субстрату — мозгу человека? Может ли быть нейрохирург не только глубоко верующим, но и проповедником, священником? Ответы на эти вопросы даны жизнью. Например отец эконом в Оптиной пустыни из нейрохирурга превратился в служителя культа. Доктор Ричард Левин из Лас-Вегаса (США) успешно совмещает обе профессии. Во время своего визита в НИИ нейрохирургии им. Н.Н.Бурденко РАМН в июле 1992 г. он сначала прочел лекцию для врачей по лечению шейного остеохондроза передней декомпрессией, а спустя два часа в том же зале — проповедь больным о Христе.

Существование Бога многие пытаются объяснить по-своему. Очень красиво и убедительно это делал архиепископ Крымский и Симферопольский Лука, выдающийся хирург, профессор Валентин Войно-Ясенецкий. Я был на его проповеди в студенческие годы. Ученый в архиепископском облачении располагал к себе, когда он говорил, толпа замирала. Вот как Войно-Ясенецкий доказывал существование Бога: «Я — хирург, я сердце человеческое много раз держал в руках своих, но любви в нем не видел. Я — хирург, я мозг человеческий много раз держал в руках своих, но разума в нем не видел. Так и Бог есть, но мы его не видим».

Однако не в доказательствах дело. Богу, если он есть, не нужны доказательства его существования. Нужна вера в него. Если под этой верой понимать стремление человека к совершенству, нравственности и объяснению вечного вопроса о мироздании и смысле жизни, то Бог близок любому живущему, и врачу в том числе.

Профессия врача космополитична и по сути полирелигиозна. Российскую академию медицинских наук на ее 50-летии приветствовали предстоятель Русской православной церкви патриарх Алексий II, кардинал из Ватикана Анджелини и главный раввин России Шаевич. Сильное впечатление произвела на меня речь главы Папской комиссии по медицине кардинала Анджелини. Величественный в своем черно-красном одеянии, этот блестящий оратор раньше перевода с итальянского донес до русскоязычной аудитории смысл исключительно глубокого приветствия. «Самыми главными храмами в любой религии, — сказал он, — будь то католицизм, православие, мусульманство или иудаизм, должны быть больницы. Господь велел нам хранить здоровье человека прежде всего. Вы — врачеватели тела, мы — врачеватели души. И мы, как и вы, по сути врачи». Умные священнослужители говорят своим заболевшим прихожанам: «Молитесь Богу, он через врачей исцелит».

Я думаю, что все, кто лечит людей, верующие или неверующие, служат Богу. Особенно, быть может, нейрохирурги России. Вознаграждение, которое им положило государство, ничтожно. Условия, в которых они трудятся, изнурительны. Но нейрохирурги не изменяют ни себе, ни своей спасительной для людей профессии. Она их держит. Порой, когда постаревшие, осунувшиеся, побледневшие Александр, Сергей или Юрий выходят из операционной после долгих операций на мозге, мне видятся лики святых…

N 56, 23.07.2004


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика