Русская линия
Гудок Вадим Каргалов23.07.2004 

Святой князь
Исполнилось 615 лет, как Русь потеряла своего славного правителя святого Дмитрия Донского. Ему не было и 39 лет, но на его счету уже были Куликово поле, объединение русских земель, строительство белокаменного Кремля.


Дмитрий Донской заложил основы самодержавия. На пути к централизации власти пролегли битвы как с внешними, так и с внутренними противниками.

Подробнее об этом рассказывает председатель Русского исторического общества, академик РАЕН профессор Вадим КАРГАЛОВ:

— Когда к власти пришел девятилетний князь Дмитрий Иванович, Русь не была единым государством и русские люди не воспринимали себя как единую нацию. Их связывали лишь общеславянское языковое единство и православная вера. Власть Золотой Орды в XIV веке не казалась им чем-то противоестественным. Ордынского хана летописи именовали царем, князья обращались к нему как к высшей судебной инстанции. В то время не только русские, но и многие знатные татары были православными — даже существовала Сарская епархия в столице Золотой Орды — Сарае. Православными были и многие литовские князья. Церковь участвовала в создании централизованного государства не менее активно, чем московские князья, а мусульманство, православие и католицизм вели ожесточенную борьбу за распространение своего влияния в Восточной Европе. Многие политические конфликты имели религиозную подоплеку.
Конечно же, за ребенком-князем стояли московские бояре и церковь в лице мудрого митрополита Алексия, который стал его первым и главным наставником.

— Наверное, сыграло роль и то, что именно Алексий стал первым русским по национальности митрополитом? До него митрополитами на Русь назначали выходцев из Византии.
— Да, Алексий, как патриот и государственник, не смог оказаться над схваткой. Он сделал ставку на Москву. Этот церковный правитель влиял на государственную политику. К числу политических заслуг митрополита относится и то, что при нем Русь мирно уживалась с алчными татарскими ханами. Быть может, Русь продолжала бы безропотно смиряться с отведенной ей ролью улуса Золотой Орды. Но в тот год, когда осиротел Дмитрий Иванович, почти одновременно в Орде закипели кровавые страсти. Хан Бердибек — убийца отца и двенадцати братьев — пал от руки сына. Очередного убийцу постигла та же участь. Ханские головы летели одна за другой… Орда слабела на глазах. Сама по себе идея власти на Руси требовала нового героя — героя нового времени

— Но известно, что в то время у Дмитрия были соперники: князь Тверской — Михаил, Рязанский — Олег, тот же суздальско-нижегородский тесть и, наконец, Великий литовский князь Ольгерд. Не от соседей ли Дмитрий решил отгородиться в первую очередь, когда стал укреплять Москву и строить каменный Кремль?
— В 1365 году в страшном пожаре, названном Всехсвятским, так как он начался от церкви Всех Святых, сгорела деревянная Москва. Так что и это послужило поводом для строительства каменной крепости. Вырос «град камен без пристани».
— И Дмитрий Донской приготовился держать удар?
— Долго ждать не пришлось. Михаил Тверской хотя и признал московского князя «братом старшим», но не сдержал клятвы, данной под давлением. Он попросил поддержки у Ольгерда, и осенью 1368 года литовское войско внезапно объявилось у границ Москвы. Ольгерд взять белокаменную крепость не смог и вернулся в Литву, разорив окрестности. Как гласят летописи, такого зла и от татар не было. В ответ Дмитрий Иванович выступил войной на виновника нашествия — Тверь, и тверская земля была предана огню и мечу.
Из Литвы Михаил в 1370 году едет в Орду к эмиру Мамаю и получает от него ярлык на великое княжество Владимирское. Видимо, реальное усиление Московского княжества стало веской причиной для подобного шага Мамая. Но Дмитрий отказывается подчиниться Орде и не пускает Михаила Тверского во Владимир. Он посмел ослушаться самого Мамая! Мамай обозлился. Перед Великим князем встал вопрос: либо начинать открытую войну с татарами, либо лично успокоить Мамая. К войне страна была еще не готова, и 15 июня 1371 года Дмитрий Иванович отправился в Орду. Если нельзя победить, то можно попытаться перехитрить.
Щедрые подарки помогли Дмитрию поладить с Мамаем. Он не только закрепил за собой титул Великого князя, но и выкупил из плена за десять тысяч серебром сына Михаила Тверского — князя Ивана Михайловича. Но враги Дмитрия Ивановича выхлопотали-таки в очередной раз великокняжеский ярлык для Михаила Тверского… И тогда Московский князь решает показать, кто на Руси хозяин. Он идет на Тверь войной… Но не просто — он поднимает на эту войну почти всю православную Русь.
Еще дед Дмитрия Ивановича Иван Калита заложил две составляющие того, что Москва постепенно превращалась в центр. Политический и духовный (при нем митрополичий престол был перенесен из Владимира в Москву). Дмитрий Донской дополнил эти две составляющие третьей — он превратил Москву в военный центр.
Таким центром она стала в 1375 году, когда князь осуществил поход на Тверь против своего соперника и претендента на великокняжеский престол Михаила Тверского. Ему удалось представить этот поход как общерусский в защиту Православия. С ним вместе выступили девятнадцать русских князей.

— Усиление Москвы вызывало раздражение и у эмиссаров католического Запада, которые имели свои виды на Русь. Дмитрий Иванович был вынужден противостоять сразу двум силам…
— Да. Но и он не сидел сложа руки. Война с Тверью была репетицией сбора общерусского войска. Именно тогда, по мнению академика Рыбакова, впервые на Руси появились разрядные книги, в которые заносились подробные росписи полков и воевод. Но русское войско поначалу имело и слабые стороны — недостаточно развитые сторожевую и разведывательную службы, плохую дисциплину…
Для Дмитрия Ивановича, судя по летописям, наступили, пожалуй, самые тяжелые времена. Умер митрополит Алексий — главная опора князя. Алексий видел своего преемника в опытном в духовной жизни и весьма уважаемом игумене Сергии Радонежском. Князь его любил. Народ его почитал. Но… Сергий предпочел жизнь со своей монашеской братией митрополичьему сану. Однако именно он благословил князя на Куликовскую битву, которая вошла в историю средневековья как самая масштабная и кровопролитная.
Дмитрию предстояло сразиться с целой коалицией, собравшейся под знаменами Мамая, — рыцарями-генуэзцами, северокавказскими наемниками, а также с Литвой во главе с Ягайло, старшим сыном покойного Ольгерда, который в отличие от своего отца склонялся к западной религии.
До 1380 года Московский князь успел провести военную реформу и сформировать единое общенациональное войско. Увеличилось постоянное ядро русского войска — двор. Оно пополнялось за счет князей, которые переходили на московскую службу. Одним из таких был князь Боброк Волынский. Нарушилась кастовость организации — в войско получили доступ выходцы из народа, они составляли пешие рати из горожан и крестьян. Русь в XIV веке переживала экономический подъем, и в руках Великого князя были сосредоточены значительные ресурсы, чтобы вооружить своих воинов единообразно, оружием хорошего качества, да и слава русских оружейников гремела далеко за пределами страны. Изменилась и тактика русского войска. Кроме трех основных полков, выделялись еще три: сторожевой, передовой и засадный.

— Есть масса версий по поводу вроде бы странного поступка Дмитрия Донского на Куликовом поле — князь переоделся в доспехи простого воина…
— Если бы князь действительно боялся за свою жизнь, то он мог подобно Мамаю занять место на приличном расстоянии от места сражения. Однако он сражался в первых рядах. Его решение нельзя не назвать мудрым. Если бы князя убили на глазах у войска, то это могло бы посеять панику. После боя князя не могли найти ни среди живых, ни среди убитых… Он лежал под ветвями срубленного дерева. Доспехи его были все иссечены. Но на теле не оказалось ни одной глубокой раны.
Князь велел похоронить с почестями всех русских воинов и установил праздновать их память в субботу Дмитровскую, «доколе существует Россия». Убитых хоронили 8 дней. Из почти что двухсоттысячной армии в живых осталось порядка 40 тысяч… Русь «оскудела ратными людьми». Победив узурпатора, страна по-прежнему оставалась под властью хана Орды Тохтамыша. Эта победа расчистила ему дорогу к неограниченным полномочиям. И если раньше московским князем попросту игнорировалась выплата дани Мамаю, то Тохтамыш решил вернуть старые порядки. Он даже поблагодарил Дмитрия Донского за победу над узурпатором. А через два года пришел и сжег Москву. Да, он решил восстановить прежние порядки в Орде и указать Москве на ее место — потребовал дань, как при хане Узбеке. Но Русь была уже не та. Это был уже народ-победитель. И князь был одержим национальной идеей власти, объединившей в себе православие и самодержавие.

— Современники не сразу оценили значение победы Дмитрия Донского в Куликовской битве…
— Только его прапраправнук Иван Грозный — последний великий правитель из рода Рюриковичей — смог дать оценку Куликовской битве как великой победе. В наши дни Дмитрий Донской — это символ победителя.

— Почему именно в это кризисное для нашего народа время Русская Православная Церковь на Поместном соборе канонизировала Дмитрия Донского? Быть может, вступая в эпоху очередной смуты, Россия нуждалась в опоре на свое былое величие?
— Как писал историк Забелин, «смуты и беспорядки, как учит история, еще больше развивают и укрепляют власть и именно такую власть, на которую народу можно надеяться, как на каменную стену».

Татьяна ДАНИЛОВА.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика