Российская газета | Елена Яковлева | 21.07.2004 |
Парадокс, но поначалу о Серафиме Саровском говорили как о нарицательном примере оторванности церковного опыта от светской культуры: он был современником Пушкина, и они ничего друг о друге не знали. Но уже к концу XIX века его, еще не прославленного, начали почитать русские писатели, дворяне, не задетая революционными настроениями интеллигенция и, конечно, простые люди.
— Он что-нибудь написал? — спрашивают меня светские знакомые. — Что он вообще сделал?
Что он действительно сделал? Монашествовал. Болел. Молился. Встречал приходящих к нему словами: «Радость моя». Повторял опыт святых отцов древности. Был простым. Но какой-то важный генерал вернулся от него рыдающим: как дитя, и награды все попадали.
Ничего не написал. Нет томов, которые можно открыть, как, например, у св. Игнатия Брянчанинова, и почитать критику Декарта или навсегда перехвативший дух пересказ цитаты из Исаака Сирина о том, что сподобившийся увидеть себя выше сподобившегося увидеть ангелов.
Нет значимой исторической миссии, как например, у св. Сергия Радонежского, благословившего св. князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву.
Десяток запомнившихся его речений о цели человеческой жизни, о духе мирном, обращение «радость моя» — и все. Но влияние его на Россию так огромно, что даже рекламные плакаты вдоль московских мегатрасс с его иконописным ликом и молитвой кажутся не навязчивым PR-ходом, а естественным отражением этого подспудного влияния. У интеллектуальнейшего философа конца XX века Олега Генисаретcкого в единственной изданной в то время книге «Упражнения в сути дела» я нашла в эпиграфе цитату из ничего не написавшего святого: терпите свои недостатки, как терпите недостатки других. Согласитесь, неожиданная нота для времени, где мы все только и знаем, что строим друг друга и самих себя.
Он нас любил. И это ощутимо через века. И в этом секрет.
Вот как объяснил значение святого для современной России отец Всеволод Чаплин, заместитель председателя отдела внешних церковных связей Московской Патриархии:
— Два последних года уникальны с точки зрения почитания памяти преподобного Серафима Саровского, сошлись две исторические даты — столетие со дня прославления и 250-летие со дня рождения преподобного Серафима Саровского. Глубоко символично, что эти праздники состоялись именно сейчас, когда Россия возвращается на свой естественный исторический путь глубокого единства народа, церкви, власти. Мы как-то забыли, что наш путь — это не путь разделений, расходящихся интересов, конкуренций и политических баталий, но путь единства и самопожертвования. Именно на этом пути и старался утвердить Россию преподобный Серафим Саровский. Этот святой не был писателем, церковным иерархом, государственным мужем, интеллектуалом в нашем понимании этого слова, но его сердце хранило очень чистую веру и чистую любовь к каждому человеку. И эта любовь и дух, который исходил от преподобного Серафима менял к лучшему жизнь людей. И в каком-то смысле поменял к лучшему жизнь России. Святой предвидел те беды, которые ее ждали в ХХ веке, но он же предсказал ее духовное возрождение. Хочется надеяться, что мы действительно пойдем не по пути смуты и разделений, а по пути духовного единства, который начертан преподобным Серафимом.