НГ-Религии | Даниил Щипков | 03.06.2004 |
Итог этого визита и переговоров Лавра с Алексием II стал очевиден после того, как оба иерарха посетили Владимира Путина в его резиденции в Ново-Огарево (27 мая). «Государство ни при каких обстоятельствах и ни в какой форме не может вмешиваться во внутрицерковные дела. Мы не собираемся и не можем влиять на процессы, происходящие внутри РПЦ», — заявил Путин в ходе встречи. При этом он заверил: «Мы сделаем все возможное, чтобы создать условия для возрождения в полном объеме Русской Православной Церкви и для восстановления ее единства».
У «зарубежной» стороны до недавнего времени существовало множество претензий к РПЦ. Эти претензии можно разделить на две основные группы. Первая группа включала в себя идеологические претензии, в частности обвинения Московского Патриархата в сотрудничестве с безбожной властью, экуменизме, непочитании новомучеников. Вторая группа претензий сводилась главным образом к имущественным спорам, таким, например, как захват Московским Патриархатом монастырей РПЦЗ на Святой Земле. Сюда же можно отнести поиски формы административного единства Церквей — кому будет принадлежать имущество, какова будет степень автономии «зарубежников» и т. д.
О роли президента в процессе объединения Церквей сказано уже много. Понятно, что без его участия ни о каком сближении не могло бы идти речи. Многолетние собеседования между «зарубежниками» и Московским Патриархатом так, наверное, и не привели бы к какому-либо позитивному результату, если бы не личное вмешательство российского президента, посетившего в сентябре прошлого года Митрополита Лавра в Нью-Йорке. С момента этой встречи прошло меньше восьми месяцев и уже можно сказать, что идеологические разногласия окончательно приобрели историческое звучание, их у РПЦЗ с Московским Патриархатом отныне нет.
Установление евхаристического единства может произойти уже осенью нынешнего года после Архиерейского Собора Московского Патриархата. На нем должно быть принято общее решение всего епископата РПЦ. После этого можно будет сказать, что Владимиру Путину удалось за год решить проблему 80-летнего разделения Церквей, преодоление которого еще совсем недавно казалось абсолютно невозможным.
Удивительным образом нынешняя политика, проводимая Путиным, была предсказана Солженицыным еще в 1974 году, когда в своем обращении к III Собору Зарубежной Церкви писатель провидчески сказал: «Основные движения, которые решают будущее страны и народа, происходят всегда в метрополии, а не в диаспорах… Итак, ожидаемое и, конечно, произойдущее освобождение и нашей Церкви, и нашего народа тоже совершится — в метрополии, процессами внутренними… Я очень бы предостерег отдельных заносчивых мечтателей от такого ожидания, что освобожденный православный мир рухнет оземь и будет просить иерархию Зарубежной Церкви прийти и возглавить себя».
Стоит отметить еще одну деталь, сопутствующую происходящему сегодня объединительному процессу РПЦ и РПЦЗ. Это реакция различных групп так называемого «альтернативного православия» (отколовшихся от РПЦ и самочинно возникших). Она была однозначно негативной. С уходом со сцены РПЦЗ — бывшего оплота всех врагов Московского Патриархата — эти группы остаются в полном одиночестве. В недалекой перспективе это означает их окончательную и очень быструю маргинализацию.
Во время встречи в Ново-Огарево Алексий II дал понять, что благодарен Путину за участие в объединении Церквей. Президент ответил, что «сделал это с удовольствием».