МАИ «Вся Россия» | С. Климов | 01.06.2004 |
В 1676 году, в период церковного раскола, обитель была разгромлена стрельцами как старообрядческая. Но монахам удалось спасти иконостас. Почти 300 лет он хранился в скитах, переносился из одного молельного дома в другой. И в 1960 году оказался в Прибалтике, на чердаке одного из домов. Хозяин слабо разбирался в искусстве и решил приспособить святыню под хозяйственные нужды. Шесть из тринадцати досок с ликами святых он использовал как полки в коровнике, предварительно сострогав с них краску. Однако оставшиеся удалось спасти благодаря частному коллекционеру, который выкупил иконы.
Таким образом иконостас оказался за границей. В 2001 году последний владелец решил выставить его на аукцион. Но вмешалась судьба в лице русского предпринимателя, живущего в Голландии Константина Макаренко. Он уговорил владельца два года повременить с продажей, дабы дать российской стороне собрать необходимые средства для возвращения иконостаса на Соловки, а это более полутора миллионов евро. В Голландии на средства крупных бизнесменов даже создан фонд по возвращению реликвии на Родину.
И вот срок истекает, ждать коллекционер более не намерен, вновь собирается выставить святыню на торги. Тем паче, что покупателей как в Европе, так и в Азии предостаточно. А что Россия, какие действия предпринимаются? Да никаких. Вместе с тем, министерство культуры утверждает: соловецкий иконостас — одна из трех реликвий, которые Россия собирается вернуть в первую очередь. Вот только инициативы никакой нет, хотя шанс еще не потерян.
Кроме того, вся эта история покрывается множеством слухов. Например, обсуждается версия, согласно которой некая сторона хочет просто-напросто «навариться» на святыне. Формула простая: дело затягивается специально. В результате некий западный коллекционер (никому не известный) покупает иконостас. Конечно, поднимается шумиха — прозевали российскую реликвию. Сразу у государства или у частных лиц найдутся деньги и иконостас будет выкуплен у подставного покупателя втридорога. Разница же в цене ляжет в чей-то карман.
Прокомментировать историю с иконостасом мы попросили настоятеля Антониево-Сийского монастыря архимандрита Трифона:
— Было бы хорошо, чтобы иконостас вернулся. И здесь очень важно, чтобы добрая воля человека, владеющего реликвией, и стремления государства, благотворителей совпали. Конечно, печально, что мы не можем быстро разрешить этот вопрос, постоянно появляются какие-то трудности. Да и сумма внушительная, страна наша не так богата, так что, вероятно, понадобится помощь крупных предпринимателей. Надеюсь, что со временем иконостас украсит Соловки. Иначе потеряет не только православная церковь, но и культура России в целом. Надо уповать на Бога и добрых людей. Тем более что есть примеры, когда исторические и культурные памяттники возвращались на Родину.
С этим согласны и музейные работники. Вот что думает по этому поводу старший научный сотрудник музея изобразительных искусств Любовь Горбунова:
— Мы уже утратили множество редчайших произведений культуры. И особенно обидно, когда-то, что должно принадлежать целому народу, оказывается за границей в руках одного человека. Боюсь, подобное случится и с иконостасом Соловецкого монастыря. Общественность бьет тревогу, телевидение и газеты постоянно напоминают: потеряем старинные иконы, столь хорошо сохранившиеся. Восклицание уходит в пустоту. Такое впечатление, что кто-то специально не хочет возвращать святыню в Россию. И сейчас даже не столь важно, окажется ли иконостас на первое время в музее, будет ли в какой-то российской коллекции. Главное, чтобы он вернулся домой. А уж в результате в любом случае попадет в обитель.