Русская линия
Российская газетаПротодиакон Андрей Кураев29.05.2004 

Два опыта, одна Церковь
Какие проблемы придется решать при объединении двух православных церквей

Андрей Кураев о проблеме объединения РПЦ и РПЦЗ
20 мая был последний день пребывания официальной делегации Русской православной церкви за рубежом в Москве, но не в России. Далее митрополит Лавр и сопровождающие его архиереи отправятся в поездку по стране. Делегация побывает в Екатеринбурге, видимо, посетит места, связанные с гибелью царской семьи, а также в Курской области, где в Коренной пустыни когда-то пребывала одна из главных святынь русского православного зарубежья «Курская икона Божьей матери». Как открываются церкви навстречу друг другу во время идущих переговоров? Какие обстоятельства сопровождают процесс объединения церквей? Какие проблемы предстоит решить?
— Мы вновь молимся вместе, и это свидетельствует о желании восстановить единство, — сказал в среду Патриарх Алексий после освящения храма Живоначальной Троицы на Борисовских прудах в Москве, где присутствовал первоиерарх Русской Зарубежной церкви митрополит Лавр.
При этом Алексий II напомнил слова расстрелянного в 1922 году священномученика Вениамина Петроградского о том, что «русские вновь объединятся». И подчеркнул, имея в виду прошедшие переговоры, что «ныне эти слова сбываются».
После службы митрополит Лавр и другие члены зарубежной делегации по православному обычаю приложились к кресту, который держал Патриарх.
Правда, во время патриаршей службы в новом московском храме представители зарубежного духовенства еще не причащались, поскольку единство двух частей Церкви формально пока не восстановлено. Но зарубежные священнослужители пели вместе со всеми «Верую». Символ веры у нас один, богословских расхождений между объединяющимися церквями нет.
Что же есть? Какие препоны остаются? Какие обстоятельства объединения требуют особенного обсуждения и разрешения?
Рассказывает известный богослов диакон Андрей Кураев:
— Среди проблем, которые предстоит решить, я бы прежде всего указал на организационные последствия тех разногласий, существовавших между нашими церквями раньше. В последние 10 лет РПЦЗ, будучи отдельной церковью, открывала в России свои храмы. И в частности туда переходили на службу некоторые священники РПЦ. Кто-то из них был лишен сана, кто-то нет, но переходил в другую церковь, изменяя присяге, которую дает каждый священник и которая предполагает послушание Патриарху. Таких священников в России около трех десятков, и надо разобрать вопрос об их дальнейшем служении в объединенной церкви.
Кроме того, обсуждается вопрос об автономном положении РПЦЗ, естественном, исторически сложившемся. Речь не идет об автокефалии, подчеркнул отец Андрей, поскольку РПЦЗ находится во многих странах, но автономные права РПЦЗ очевидны и естественны. Во многих западных странах есть православные храмы, принадлежащие не РПЦЗ, но Московскому патриархату. Надо обсудить их статус после объединения.
На переговорах не обходят вопросы собственности. В частности, что делать с так называемыми посольскими храмами, как передать их во временное управление церкви.
— И наконец, последняя по упоминанию, но не по значимости проблема, — подчеркивает отец Андрей, — это вопрос о том, как соотнести наш исторический опыт в XX веке. Как отнесется РПЦЗ к опыту и путям выживания православной церкви в условиях многолетних гонений в Советском Союзе? Способны ли будут люди, выросшие за рубежом, увидеть позитивный опыт не только в жизни мучеников, тех, кого за веру отправляли на расстрел, но и в жизни тех людей, которые старались что-то защищать и создавать в рамках легального пространства. Эти люди будут только порицаться со стороны РПЦЗ, как иногда кажется при чтении современной церковной прессы за рубежом, или все-таки в их опыте смогут увидеть путь жертвенности и служения?
Продвинуться в решении всех этих проблем можно, по оценке о. Андрея Кураева, «без всякого сомнения». «Главное, чтобы было желание и никто не слушал кликуш с той и другой стороны».
Что приобретет та и другая церковь после объединения?
— Я думаю, главное, что приобретет Зарубежная церковь после объединения, — единство со своей духовной Родиной, — считает о. Андрей. А наша церковь — стабильность. У нее появится еще одна точка опоры, обеспечивающая в том числе и определенную независимость от российских властных элит. Позиция зарубежных служителей и приходов нашей церкви может быть более свободной, менее ангажированной и более посторонней по отношению к каким-то российским политическим реалиям.
После объединения с русской зарубежной церковью, я надеюсь, нам будет легче принимать некоторые решения, касающиеся части наших прихожан, заметил о. Андрей. Надо отрезвить волны слухов, либо пугающих православный народ концом света, либо требующих канонизировать маршала Жукова или Иосифа Сталина — такого рода бредовые идеи возникают в некоторого рода околоцерковных изданиях. Сегодня в России через газеты «Русский вестник», «Русь православная» идет попытка начать реформацию с лицом Григория Распутина и с голосом Жанны Бичевской — это реформация опричников и инквизиторов, регулярно требующая от иерархов церкви срочно бороться с «жидомасонским игом». Голос РПЦЗ должен помочь отрезвить этих людей.
РПЦЗ раньше столкнулась с некоторыми искушениями современного мира. Когда началось кликушество по поводу ИНН, один из наших священников обзвонил епископов РПЦЗ и расспросил их об отношении к налоговым номерам, которые на западе появились гораздо раньше. Оказалось, проблемы в этом они не видят, и апелляция к их опыту в свое время перевесила чашу весов в пользу позиции Патриарха.
Елена Яковлева
N105, 21.05.2004, с. 6

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика