Ваше Святейшество!
Сегодня идут отрадные процессы сближения с Русской Православной Церковью Зарубежом. Главным препятствием этого сближения долгое время был вопрос о канонизации Царственных Мучеников.
В год 100-летнего юбилея со дня рождения Цесаревича Алексия, которое будет праздноваться 12 августа, совместное участие в этих торжествах было бы подлинным закреплением тех позитивных сдвигов, которые произошли в общественном сознании.
Действительно единственным залогом выхода из современного затянувшегося кризиса всей русской культуры является сплочение вокруг Церкви и вокруг памяти Царственных Великомучеников и всех новомучеников и исповедников Российских. И это подтверждается конкретными примерами. Так, и в среде современного патриотического движения искомое единство мы имеем лишь на таких мероприятиях, как, например, Царские дни в Иваново-Вознесенске, посвященные Царю-Мученику Николаю II. Это единственная в России конференция, на которой с благословения правящего архиерея Его Высокопреосвященства архиепископа Амвросия (Щурова) единым фронтом выступают различные патриотические общества и объединения, не всегда согласные между собой в тех или иных вопросах.
Так, в этом году 15 мая на IV-Царских Днях, посвященных Царю-Мученику Николаю II, было принято обращение по случаю 100-летия со дня рождения Цесаревича Алексия, которое будет праздноваться 12 августа текущего 2004 г., зачитанное представителем Нижегородской региональной организации «Союза православных граждан». Этой организацией был подготовлен план мероприятий по Нижегородской области и уже начато его исполнение, и она же могла бы взять на себя и подготовку создания указанного Оргкомитета.
«Союз православных граждан» организация не новая и с 1995 г. уже достаточно серьезно себя зарекомендовавшая. В частности, «Союзом.» было удачно проведено несколько крупных акций — протесты против показа фильма «Последнее искушение Христа», сопротивление приезду Папы Римского в Россию. Последней крупной акцией стало успешное противостояние строительству кришнаитской кумирни в Москве на Ходынском поле закончившееся тем, что московские власти отказали кришнаитской общине в этом строительстве. Иными словами у «Союза православных граждан» имеется положительный опыт проведения подобных мероприятий, который необходимо востребовать.
Следует сказать, что идея широкого празднования Торжеств в честь Цесаревича Алексия родилась на Нижегородской земле по аналогии с Всероссийскими торжествами в честь преподобного Серафима Саровского. Они празднуются здесь уже второй год, сначала в 2003 г., в связи со 100-летием канонизации, затем в этом году, в связи грядущим 1 августа 250-летием со дня рождения преподобного Серафима Саровского. Накоплен серьезный опыт, который также может, а потому должен быть достаточно оперативно востребован.
На этом факте необходимо остановиться подробнее. Мы знаем, что сам Государь Николай II видел в деле канонизации преподобного один из главных шагов к решению такой задачи как «преодоление средостения».
О каком средостении тогда, то есть в начале XX века, шла речь? Конечно же, о том средостении, которое возникло еще во времена Раскола, усугублялось во время реформ Петра I, развивалось на протяжении XVIII и XIX веков и к началу XX века достигло наивысшего накала. Того накала, который позволил В.И.Ульянову (Ленину) сравнить Россию с кипящим паровым котлом, готовым вот-вот разорваться — что и произошло в 1917 г. и привело к огромному количеству жертв.
Как мы знаем, плодом соборной молитвы, не только Царской Семьи, но и всего народа русского на Саровских торжествах 1903 г. стало рождение через год долгожданного Наследника, родившегося пятым в Семье, в которой на протяжении десяти лет появлялись только девочки. Наследник был болен гемофилией, и для Царской Семьи эта болезнь Наследника стала тем якорем, который на всю жизнь привязал все ее помыслы к Создателю. Именно эта болезнь не дала угаснуть тому молитвенному огню, который загорелся из искры, зажженной на Саровских торжествах 1903 г.
Следует подчеркнуть, что сегодняшняя власть вслед за Царем-Мучеником Николаем II также осознала необходимость преодоления того отчуждения и средостения, которое с 1917 г. не только не исчезло, но продолжало накапливаться между нею и народом. Зримым проявлением этого осознания стало участие всей современной властной вертикали в саровских торжествах, возобновленных в прошлом году и в этом году нашедших продолжение.
Можем ли мы игнорировать этот покаянный порыв и вместо шага навстречу только злобно высмеивать этот порыв, обвиняя его в неискренности и лжи?
На IV Царских Днях в Иваново-Вознесенске не раз высказывалась мысль о том, что современное возрождение православия в России может переродиться в одно лишь озолочение куполов. Что же необходимо, чтобы этого вырождения не произошло?
Необходимо, чтобы всенародное празднование преподобному переросло в деятельное покаяние перед Царственными Мучениками и всеми Новомучениками и Исповедниками Российскими.
Сегодня многие вздыхают по поводу того, что нынешняя молодежь занята «не тем», «не делом». На подобные вздохи и причитания хочется ответить — так дайте же ей дело!
Участие в торжествах в честь 100-летия со дня рождения Цесаревича Алексия — это прекрасная возможность для раскрытия любых творческих сил, потому что Царская Семья была покровительницей любого истинного творчества и искусства. В деле проведения культурно значимых мероприятий, связанных с именем Цесаревича Алексия каждому найдется место, каждый сможет деятельно приложить свои силы на благо Отечества.
Тех мероприятий, которые запланированы в Нижегородской области, конечно же, недостаточно. Для такой даты необходимо создание единого Организационного комитета торжеств подобного тому, который уже был создан для проведения празднований в честь преподобного Серафима Саровского.
Необходимо избрание или приглашение почетных членов, таких как, например, Ольга Николаевна Куликовская-Романова. Необходимы совместные, а главное, скоординированные действия, поскольку схожие мероприятия будут проводиться в различных уголках нашей страны. Необходима единая система оповещения об этих мероприятиях, создание единого информационного пространства, для того, чтобы событие прошло с пользой для всего Российского общества.
Того, что времени на создание Оргкомитета и подготовку торжеств осталось слишком мало не следует бояться. История показывает, что наш национальный характер благорасположен к скорой мобилизации и даже отчасти предполагает «штурмовщину», что в свою очередь обусловлено глубинной крестьянской психологией русского человека, особенностями нашей природы. Ведь именно климат среднерусской равнины порождает такую сугубо национальную русскую особенность, как способность напрягаться в предельно сжатые сроки — летняя страда в России короткая, и оттого особенно жаркая.
Всем национально мыслящим людям необходимо сплотиться вокруг этой даты, с такой очевидностью и такой премудрой последовательностью посылаемой нам Промыслом Божиим. Ведь, наверное, нет ни одного уголка нашей земли, в который бы в прошлом 2003 году не достигла весть о торжествах по случаю 100-летия канонизации преподобного Серафима! Иными словами, РУССКИЙ НАРОД ПОДГОТОВЛЕН К ВОСПРИЯТИЮ ТОРЖЕСТВ В ЧЕСТЬ ЦЕСАРЕВИЧА АЛЕКСИЯ.
Мы прекрасно понимаем, что ни у Вас, Ваше Святейшество, ни у Священного Синода не может быть никаких возражений против общероссийского празднования торжеств. Ибо Цесаревич Алексий это официально прославленный на Архиерейском соборе 2000 г. святой.
Мы понимаем, что в этом благословении нам может быть отказано только в том случае, если целью торжеств будет не наше церковное покаяние, а гордыня и личностные — не важно как их назвать, оппозиционные или патриотические, но — амбиции.
А значит, все дело только за нами — все зависит от того, найдем ли в себе мы, называющие себя патриотами, те необходимые силы, чтобы сплотиться вокруг памяти невинно убиенного Цесаревича. Найдем ли в себе силы для того, чтобы выдвинуть из своих рядов достойных людей, способных на общероссийском уровне провести и организовать празднование. Сумеем ли избежать крайностей и избрать средний, царский путь покаяния.
Если же мы в себе этих сил не найдем, то грош нам цена. И тогда печальный, но вещий смысл приобретут слова известной притчи. Притчи о том, как Господь безуспешно предпринимал все усилия для спасения того утопающего, который так и не захотел ухватиться не только за соломинку, но и за все посылаемые ему средства — лодку, корабль, вертолет.
Если мы не найдем в себе сил, то уподобимся тому несчастному из этой притчи, который только молился и ожидал свыше манны небесной, а когда она приходила, то проявлял нерадение и неблагодарность. А если сказать еще резче, то мы окажемся бесами, которые только веруют и трепещут, но дел веры не творят. Или того уже — провокаторами.
Город Иваново-Вознесенск — город особый. Именно с него начиналась первая Русская Революция. Не с него ли должен начаться и обратный процесс — общенародного покаяния?
На Троицу 30 мая в России в Троице-Сергиевой Лавре, даст Бог, вновь зазвонит Царь-Колокол, освященный в честь пророка покаяния — Иоанна Предтечи. Окажемся ли мы готовы? Сумеем ли мы услышать его покаянный набат, его призыв в нашей стране, в которой, вслед за Цесаревичем Алексием, но еще даже не родившись, ежегодно гибнут миллионы младенцев?
Контактн. тел.: (8312) 28−13−84; E-mail:
nro-spg@yandex.ru