Русская линия
Росбалт Неонилла Ямпольская03.05.2004 

В Таллине показали кино «про Чечню»

В Доме кино в Таллине только что прошел фестиваль документальных фильмов под общим названием «Чечня». Вряд ли кто-то удивится тому, что фильмы эти отражали исключительно «прочеченский подход» к проблеме. Видеть только одну сторону, только одну правду значительно проще, чем представить спектр точек зрения…

Открывая фестиваль, продюсер Адольф Кяйс сказал, обращаясь к залу: «Мы рады тому, что Эстония стала демократической страной. Теперь мы можем смотреть фильмы, которые запрещены в России. Спасибо мэру Таллина Эдгару Сависаару, что он не стал препятствовать фестивалю».

Первым был показан фильм «Чеченская колыбельная» режиссера Нино Киртадзе и французской студии Unite documentaires. Название фильму дала колыбельная, которую, как утверждает автор фильма, пели и поют чеченские матери. Колыбельная написана на стихи Лермонтова. Под нее идет весь фильм: руины Грозного, трупы детей и взрослых, часто не понять — российских солдат или местных жителей. Огонь уничтожил различия. Фильм задал эмоциональный тон всему показу.

Практически без перерыва зал смотрел «Недетские истории» (режиссер Зара Имаева, Россия). Фильм построен на интервью с чеченскими детьми 5−10 лет, которые в 1999 году оказались в лагерях беженцев. Их рассказы о своей жизни- это наивные и одновременно не по возрасту зрелые комментарии к жутким кадрам военной хроники.

«Террор в Москве» (режиссер Дэн Рида, Великобритния) — документальный фильм потрясающей силы, рассказывающий о жутких днях и ночах заложников Норд-Оста. В фильме свидетельства выживших очевидцев трагедии, расшифрованные записи разговоров по мобильникам, кадры, снятые видеокамерой одного из боевиков.

«Покушение на Россию» (режиссер Жан-Шарль Денье, Франция) рассказывает о трагедии взрывов жилых домов в Москве, Буйнакске и Волгодонске. Авторы фильма пытаются расследовать и инцидент в Рязани, где в подвале жилого дома были обнаружены мешки с гексогеном и взыватель, после чего сообщалось о репетиции борьбы с террористами.

«Убийство с международного согласия» (режиссер Крайзин Курзаб-Редлик, Польша) показывает ситуацию в Чечне во время проведения референдума. Жестокое обращение с населением, пустые улицы в день референдума — кадры, призванные поставить под сомнение объявленную властями цифру явки — 96%.

Почти 6 часов просмотра зал таллинского Дома кино, в котором всего 170 мест, заполняли зрители. Они стояли вдоль стен, сидели на полу, стояли в дверях. Было много молодежи. На вопрос, кто эти люди, организатор показа Андрес Вальме ответил: «Жители Таллина». О фестивале в Таллине можно было узнать из сообщений по радио, телевидению, в газетах. Персональные приглашения были отправлены в 16 Генеральных консульств, аккредитованных в Таллине. Приглашение приехать на фестиваль и участвовать в обсуждении показанного были отправлены Ахмату Кадырову в Грозный и Ахмеду Закаеву в Лондон. Кадыров на приглашение не ответил. Закаев поблагодарил и собирался приехать при условии, если будет обеспечена его безопасность. Но ответственные за это дело сообщили, что дать такие гарантии всего за две недели до начала фестиваля не могут. Не пришли на фестиваль и дипломаты.

«Все боятся, все считают, что это антироссийский фестиваль. Но это не так. Просто в этих фильмах — правда о Чечне, которую хотят знать в Эстонии. В Нарве также смотрели эти фильмы. Руководство города сначала выделило для показа зал Дома культуры „Ругодив“. Но, прослышав, что к фестивалю имеет какое-то отношение Борис Березовский, тут же отказало. Тоже испугалось. Тогда лютеранская община Нарвы дала свое помещение. И показ состоялся», — рассказывал Андрес Вальме.

Вальме говорит, что в прошлом он — советник Владимира Жириновского по межнациональным отношениям. Якобы, это с его легкого журналистского пера слетела фраза «Соколы Жириновского». Но потом с «мэтром» не сошлись…

Позже Вальме издавал в Поволжье «шумную» газету «Золотая провинция», жизнь которой оказалась не долгой из-за коммерческих разоблачений. Занимался Вальме и избирательной кампанией волгоградского губернатора. А в 1999 году, по его словам, организацией избирательной кампании Путина в Эстонии.

Сейчас Андрес Вальме живет в Нарве, имеет российско-эстонское гражданство, намерен заняться собственным туристическим бизнесом. Пока же активно сотрудничает с обществом «Эстонский военный мемориал», организует перезахоронения русских солдат минувших войн. Сотрудничает с Музеем и общественным центром имени Андрея Сахарова в Москве. Эта организация и предоставила фильмы для фестиваля.

Многим, кто пришел на фестиваль, я задавала вопросы: «Почему Эстонию, такую далекую от Чечни по культуре, этнографии, расстоянию, наконец, по истории так интересует сегодня Чечня? Почему так остро переживают эстонцы чеченскую войну?» Ответы были разными. Продюсер Адольф Кяйс, который открывал фестиваль и благодарил демократию и мэра, сказал: «Я всегда был диссидентом, но не только в политике. Просто, если меня что-то вдруг задевает, если происходит вокруг меня то, что не должно происходить, я начинаю действовать так, как считаю нужным. Вот и все диссидентство. В данном случае меня задевает Чечня. Так не должно быть. Должны быть иные пути разрешения конфликта, чем убийство».

Адольф Кяйс — человек в Таллине известный. По профессии театральный режиссер, учился в Москве у Анатолия Васильева. Работал в Русском театре Эстонии. Устраивал в Таллине гастроли «Современника», «Сатирикона», Театра имени Маяковского и Театра Петра Фоменко. О себе шутит: «Выполняю работу Министерства культуры».

Кяйс считает, что «Эстония и Чечня как раз близки по истории. И эстонцы, и чеченцы помнят кошмары депортации. Эстонцы всегда, как могли, противились давлению советской власти. Сегодня же они видят российское давление на чеченцев».

В числе зрителей, вышедших в фойе передохнуть от увиденного, был член парламента Эстонии, заместитель председателя депутатской группы партии «Союз Отечества» Андрес Херкель. Он рассказал, что с 1992 года в парламенте Эстонии существует группа «За права человека в Чечне». В группу входят представители разных партий и движений. По словам Херкеля, эстонцев и чеченцев всегда объединяла тяга к самоопределению. О нем летчик Джохар Дудаев говорил еще тогда, когда служил в рядах Советской армии в Тарту. С тех пор в Эстонии изменилось многое. А в Чечне стало еще хуже. Группа «За права человека в Чечне» выступала с официальным заявлением протеста, когда в Чечне началась вторая война. Аналогичные группы, по словам Херкеля, есть в Литве и Латвии. Причины все те же… Херкель подчеркнул, что организованного движения в защиту Чечни на неправительственном уровне в Эстонии нет, но есть идеи его создать.

Фестиваль проходил при финансовой поддержке фонда «Исламский полумесяц в Эстонии». Его руководитель вальяжно возлежал на диване в фойе Дома кино и в зал не стремился («Мы все видели не только на экране»). По его словам, в Эстонии, в основном в Таллине, «живут 28 чеченцев, не считая тех, кто еще не умеет ходить. Это мало. Но зато в Эстонии много азербайджанцев и татар. Всего исламская община Эстонии — это несколько тысяч человек. Живем, в основном, в Таллине. Нас здесь уважают». (Население Таллина — 398 тыс. человек — Авт.).

«Да не верь ты этим бандитам, — возмущался мой коллега-журналист. — Давно посадить пора половину из них, но не так-то это просто. И не думай, что зрители в зале — это настоящая Эстония. Ее нормальные жители никакой Чечней не интересуются, у них своих проблем по горло. Например, после вступления в ЕС подпрыгнут цены на продукты. Люди закупают впрок соль и сахар. Одни знают, что вырастет конкуренция частных фирм и надо думать, как не разориться. Другие подыскивают работу в странах ЕС. В общем, Эстония равнодушна к проблемам Чечни, как и вся Европа. Вдове Джохара Дудаева эстонское гражданство не дали, а она просила. Про улицу Дудаева поговорили и забыли. Чечня с ее проблемами и этот фестиваль в том числе, интересует только рефлексирующих интеллигентов. Такие есть везде. И не надо их считать выразителями желаний всего народа. Да и официальная политика Эстонии ориентирована все-таки на дружбу с Россией, несмотря на Чечню».

Подтверждением последнего была состоявшаяся накануне пресс-конференция Эдгара Сависаара по итогам поездки эстонской делегации в Москву. Сависаар назвал ее «московской оттепелью» и рассказал о встречах с Борисом Грызловым, Юрием Лужковым и «великим русским актером, которого любят в Эстонии, Олегом Табаковым». О том, что достигнута договоренность и Эстония попадет на московский рынок со своими теплосчетчиками, что найдется в Москве работа эстонским строителям, что задуман совместный технопарк, что в Москве появится кинотеатр «Таллинн», а в столице Эстонии — кинотеатр «Москва». Что столица России отметит 85-летие Георга Отса и установит его бюст на одной из своих улиц. А в Таллине будет установлен бюст Достоевского. На эту пресс-конференцию пришли журналисты всех ведущих СМИ Эстонии. В кулуарах говорили «Повоюем» и готовили острые вопросы мэру. Например, «Как можно было в Москве пожимать руки тем, кто поддерживает войну в Чечне?»

Ответ Сависаара был непередаваемо дипломатичен: «Визит был информативным… Встречи были хорошо подготовлены…. Великодержавного отношения к себе мы не ощутили… Наши договоренности поддержал Алексий Второй, более двух часов он говорил с нами на прекрасном эстонском языке…»

Войны не получилось. Во всяком случае, в тот раз. Но она продолжалась на экране Дома кино. «У меня дома — война», — говорила с экрана пятилетняя чеченская девочка и объясняла, что война — это когда бомбы летают, а все остальное падает вниз. «У нас вниз упало все-все-все, даже телевизор и даже мое зеркальце. И разбилось».

И тут же чеченский мальчик, который, возможно, вырос под колыбельную на слова Лермонтова, сказал с экрана: «Я не люблю русских детей. Потому что когда они вырастут, они будут убивать чеченцев».

----------------------------------------
Известно, что можно снять убедительное и берущее за душу кино с любым «идеологическим наполнением». Примеров этому не счесть и в российской и, к примеру, в немецкой истории. Есть и у чеченской трагедии другая сторона, на этом фестивале не представленная.
Предлагая своим гражданам ту или иную трактовку событий, государство, общественные институты определенным образом воздействуют на сознание граждан, а можно сказать и жестче — занимаются массовым внушением. И оставаться безразличной к тому, каким образом ее представляют в глазах соседей эстонцев, Россия не должна. Наверное, стоит лишний раз задуматься и о проведении собственной более активной информационной политики на международном уровне. И о тех событиях, которые дают повод рисовать Россию черной краской. Отметим, в заключение, что организаторами фестиваля были именно российские организации.

В состав Оргкомитета международного фестиваля документальных фильмов «Чечня» входят:
Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова;
Мемориал;
Московская Хельсинская группа;
Общероссийское общественное движение «За права человека»;
Русский Пен-центр;
Фонд защиты гласности;
Комитет «Гражданское содействие»;
Союз комитетов содатских матерей России;
Форум переселенческих организаций;
Фонд Гражданских свобод;
Фонд Холокост;
АНО Интерньюс.

Фестиваль уже прошел в Лондоне, Вашингтоне, Нью-Йорке, Токио, Москве, Таллине, Нарве. Предполагается его проведение в Тарту.
28/04/2004


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика