Русская линия
Седмицa.Ru А. Третьяков30.04.2004 

Быть или не быть целибату в Католической церкви?

Принцип бумеранга

В начале XXI вв. все чаще можно услышать мнение о кризисе Римско-католической церкви, которое связано и с тем, что вопрос о преемнике Иоанна Павла II все еще остается без ответа. Так кто же будет следующим Римским папой? Подобный вопрос не является проявлением праздного любопытства, т.к. от личности будущего понтифика во многом зависит курс, которым пойдет Католическая церковь. В католицизме папы были последней инстанцией при решении любых вопросов церковной и даже светской жизни. Если папы придерживались либеральных взглядов, ход церковных реформ ускорялся, если же папы были консерваторами, то реформы приостанавливались и даже обращались вспять. Власть и авторитет, которым обладает папа в Римско-католической церкви, вынуждают нас задуматься над тем, кто станет следующим епископом Римским. Однако, нет смысла гадать о том, кто будет следующим папой, т.к. даже сами католики признают, что в настоящее время нельзя выделить иерарха, которого можно было бы однозначно признать потенциальным понтификом.

Однако гораздо более интересным является даже не вопрос о возможных претендентах на папский престол, а те проблемы, с которыми столкнется следующий папа и которые ему предстоит решать. Одним из серьезнейших испытаний, с которым будущему папе предстоит столкнуться, будет разрешение вопроса об обязательном целибате католического духовенства. Чтобы понять важность этого вопроса для католицизма, рассмотрим историю и богословское обоснование целибата католического клира.

1.В первые три века существования христианства вопрос безбрачия духовенства не имел однозначного разрешения. Даже наоборот, священству как институту церковной иерархии предписывалось вступать в брак. Ап. Павел в посланиях к Тимофею и Титу прямо пишет, что «епископ должен быть непорочен, одной жены муж… Диакон должен быть муж одной жены» [1] и «для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены…» [2]. Однако в послании к Коринфянам апостол говорит: «Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я» [3]. Мы видим, что апостол советует христианам оставаться в безбрачии, но только в том случае если это им по силам. В тоже время он предписывает избирать духовенство (епископов, пресвитеров и дьяконов) из женатых христиан. Конечно, такое положение дел не исключало наличия клириков, сохранивших девство. Сам апостол Павел был девственником, в то время как, например ап. Петр был женат. Следовательно, в первые три века по Р.Х. христиане свободно выбирали путь девства или брака в зависимости от дарованного им Богом [4] Церковные авторы этого периода подчеркивали двойственность христианской традиции, одинаково допускающей в число священников девственников и женатых [5]. Однако с IV в. ситуация начала изменяться.

Первым документом, который утверждал целибат, был XXXIII канон Эльвирского собора [6]. Этот канон предписывал принять целибат епископам, пресвитерам и дьяконам Испании. Если же они продолжали жить со своими женами, то их запрещали в служении. С этого момента начался процесс дивергенции по данному вопросу между Западом и Востоком. Однако I Вселенский Никейский Собор, а также Анкирский и Неокесарийский соборы приняли каноны, позволяющие женатым лицам становиться священниками [7]. Анкирский собор своим декретом даже разрешал дьяконам нарушать целибат и вступать в брак, но только с разрешения правящего архиерея. Свод гражданского законодательства императора Юстиниана I запрещал рукополагать в епископы человека, который имел детей или даже племянников, но лишь из опасности естественной привязанности к ним. Апостольские Правила допускали для духовенства как состояние целибата, так и брак. Однако уже в 692 г. Трульский Собор ввел обязательный целибат для епископов. Если пресвитер был женат, то после епископской хиротонии он должен был оставить свою жену. Этот же Собор запретил вступать в брак дьяконам и пресвитерам после их хиротоний [8]. Этот канон соблюдается в Поместных Православных Церквях по сей день.

Однако в Западной Римской империи была подготовлена плодородная почва для целибата, как единственно допустимой формы жизни духовенства. «Как правило, — писал епископ Уордсворт, — авторы четвертого и пятого столетий, выделяли безбрачие как более высокий путь христианской жизни, несправедливо вводя в заблуждение читателей, что наносило серьезный вред Церкви» [9]. Следует отметить, что свт. Амвросий обращал внимание на факт существования женатого духовенства на периферии Западной Римской империи [10]. В 386 г. папа Сириций (384−399) запретил священникам и дьяконам иметь супружеское общение с их женами [11]. Этот же папа предпринял шаги, чтобы распространить испанскую практику и в других частях Христианского мира [12]. Ко времени папы св. Льва Великого традиция целибата стала на Западе весьма распространенной. Соборы Орлеанский и Турский в 506 и 567 гг. запретили жениться даже иподьяконам, а если они уже были женаты, то им следовало оставить своих жен.

Однако другие Соборы придерживались традиции первых веков христианства. Такое двойственное положение дел продолжалось несколько веков. В 747 г. король франков Пипин обратился к папе Захарии для разрешения сложившейся ситуации. Папа наложил запрет только на вступление в брак иподьяконов, дьяконов и пресвитеров после принятия ими сана. В период правления Каролингов серьезных попыток изменить сложившееся положение дел больше не было.

Большинство Соборов Западной Церкви VI и VII вв. признавали наличие жен у всех степеней духовенства, хотя степень общения между клириком и его женой была строго регламентирована. Так, например епискописса (episcopissa) не имела права жить со своим мужем в одном доме [13]. Для пресвитерш, дьяконисс и ипподьяконисс (presbytera, diaconissa, subdiaconissa) такого запрета не существовало.

В IX—X вв.еках Западная часть христианского мира столкнулась с рядом серьезных проблем. Наличие жен и детей у духовенства вошло в норму. Однако это было слабо связано с попыткой вернуться к традициям первых веков христианства. Скорее налицо было падение уровня нравственности западного духовенства. Обыденным делом стала передача епископской кафедры сыну или близкому родственнику, процветала коррупция, симония и т. п. Чтобы остановить сложившуюся тенденцию нравственного упадка, римские папы Лев IX и Григорий VII поддержали постановления соборов в Руане (1063), Винчестере (1076) и др., которые попытались регламентировать положение женатых священников. Сельским клирикам, которые имели жен, было разрешено сохранить свое положение, но только в том случае если брак был заключен до принятия постановлений этих соборов. Такое снисходительное отношение к женатому духовенству стало возможным благодаря вмешательству Вильгельма Завоевателя. Но несмотря на давление со стороны светской власти, папа Григорий VII оставался сторонником обязательного безбрачия духовенства [14]. В 1075 г. папа Григорий VII запретил женатым священникам совершать мессы. Тех же, кто продолжал служение, объявил идолопоклонниками [15].

Лишь в XII в. произошло окончательное закрепление безбрачного состояния католического клира. Первый Латеранский собор в 1123 г. принял ряд законов относительно брачного статуса священнослужителей. В частности, был принят канон [16] (подтвержденный на II Латеранском соборе) [17] объявивший незаконными браки иподьяконов, дьяконов, пресвитеров и епископов [18]. Духовенству было запрещено иметь детей. В случае если священник имел детей, их лишали всех гражданских прав, приравнивая к рабам. Кроме того, им было запрещено участвовать в церковных таинствах. Подобные каноны были впервые приняты в 1018 г. Собором в Павии. Впоследствии, подобные прещения были приняты также относительно жен и любовниц клириков [19]. Сам факт их незаконной связи с иподьяконом или клириком более высокого сана позволял объявить этих женщин рабынями [20]. Этими законодательными актами Латеранский собор окончательно ставил женатое духовенство вне Римско-католической церкви и вне гражданского закона.

Целибат утвердился в Западной Церкви на долгие века. Лишь в XVI веке, когда, в силу недовольства злоупотреблениями в церковной сфере, стал зарождаться протестантизм, был поднят вопрос и о целибате. Лидеры Реформации отказались от целибата как от порочной практики Римско-католической церкви.

В XIX веке папа Григорий XIV издал энциклику Mirari Vos (1834), которая была направлена против движения, зародившегося в Германии, стремившегося отменить целибат. Через 14 лет папа Пий IX издал энциклику Qui Pluribus, подтвердившую документ прежнего папы. На I Ватиканском соборе был поднят вопрос о целибате в Католических церквях восточного обряда. В ходе дискуссии было отмечено, что в униатских церквях епископат поставлялся либо из числа монашествующих, либо принявших целибат, однако, другие две степени священства были в основном женатыми. Во время прений один из американских архиепископов отметил, что отсутствие в восточно-католических церквях законодательства о целибате наносит им большой вред и, чтобы уврачевать эту болезнь, надо как можно скорее решить этот вопрос [21]. Однако, было постановлено, что униаты еще не готовы отказаться от своей практики и перейти к целибату.

В начале XX века модернизм спровоцировал новую атаку на целибат католического духовенства. Но папа Пий X активно противостоял посягательствам на безбрачие клира [22].

После первой Мировой войны, когда группа чешских священников пыталась изменить закон о целибате в надежде на то, что Рим их поддержит, папа Бенедикт XV предпринял радикальные контрмеры [23].

Следующие Римские первосвященники также издавали энциклики, защищающие целибат. Пий XI издал энциклику Ad Catholici Sacerdotii (1935), Пий XII обратился с апостольским наставлением Menti Nostrae (1950), а Иоанн XXIII издал энциклику Sacerdotii Nostri Primordia (1959).

II Ватиканский собор (1962−65) проходил под лозунгом обновления церковной жизни. На нем было высказано следующее мнение по вопросу целибата: «Клирики, опираясь на божественную и человеческую помощь, могут сознательно отказаться от вступления в брак и принять целибат, который ни в коей мере не повредит им» [24]. Однако при таком традиционном подходе к проблеме целибата, была высказана прогрессивная позиция: «Целибат не является обязательным требованием для принятия священного сана» [25]. Такой прорыв был зафиксирован догматической конституцией II Ватиканского собора о Церкви. В документе говорилось, что «Латинская церковь восстановила дьяконат „как подлинную и постоянную степень иерархии“ [26], в то время как Восточные Церкви всегда сохраняли его таковым. Этот постоянный дьяконат, который может быть дан женатым мужчинам, представляет собой значительное обогащение для миссии Церкви» [27]. Таким образом, после 1965 г. Римско-католическая церковь после тысячелетнего перерыва, официально разрешила низшей степени духовенства быть женатыми. Однако пресвитеры и епископы такого права не получили.

После II Ватиканского собора, предпринималось множество попыток изменить положение католического клира. Однако до сих пор они не увенчались успехом. Современный папа Иоанн Павел II занимает консервативную позицию по вопросу о целибате. Однако даже он, находясь под постоянным натиском реформаторов, допускает либеральные высказывания. Так, в 1993 г., во время официальной аудиенции, он сказал: «Целибат, по существу, не связан со священством. Иисус не установил подобного закона, но предложил целибат как идеал для новозаветного священства» [28].

2.В настоящее время попытки заставить Римско-католическую церковь изменить традиционную позицию по вопросу целибата предпринимаются из двух лагерей. Первой группой являются внутрицерковные реформаторы, которые пытаются изменить устои католичества, оставаясь в лоне Римской церкви. Другой лагерь настроен антицерковно. Главная цель его представителей — нанесение вреда христианской традиции в любом ее виде. В последнее время питательной средой для борьбы за отмену целибата католического духовенства являются массовые публикации о сексуальных пороках клира. «Особенно примечательно в этой ситуации, что причиной нынешнего кризиса стала банальная моральная распущенность, переходящая в уголовщину — сразу несколько крупных церковных иерархов из различных городов США оказались замешаны в скандалы, связанные со случаями сексуальных домогательств священников к своим прихожанам, зачастую — к детям. Так, в одном только Бостоне в подобных историях оказались замешаны сразу 80 священнослужителей [29]. Однако то, что еще сорок лет назад было бы расценено как безусловное преступление и грех, сейчас, похоже, превращается в предмет теологических дискуссий с далеко идущими выводами» [30]. «Большинство американцев считают, что недавние скандалы, в которых замешаны священники, уличенные в сексуальных домогательствах к детям, свидетельствуют о кризисе католической церкви. Прихожане недовольны тем, как церковные иерархи повели себя во всей этой истории, передает Reuters. Как показали результаты социологического опроса, в котором приняли участие более тысячи человек (из них половина — католики), 71 процент говорит о кризисе. 74 процента считают, что иерархи пытались скрыть саму проблему сексуальных домогательств к детям со стороны священников. Особое возмущение вызывает практика перевода священников, подозреваемых в педофилии, в другие приходы» [31]. Масштаб подобных преступлений настолько велик, что агентство Associated Press заявило о том, что «в скандал так или иначе оказались вовлечены уже практически все католические епископы Соединенных Штатов» [32]. По мнению многих исследователей, практика обязательного целибата для католического духовенства приводит к нарушению обетов, данных клириками. Например, организация «Церкви Британии и Ирландии вместе» (ЦБИВ) опубликовала доклад, в котором назвала традицию целибата священников главной причиной педофилии в Церкви. По мнению авторов доклада, озаглавленного «Время действовать», католические священники находятся в состоянии «подавленного психологического развития» из-за невозможности интимных отношений. «Безбрачие и тяжелый характер священнического служения делает этих мужчин подавленными, неудовлетворенными и замкнутыми, — говорится в докладе. — В результате у священников появляется склонность к сексуальным преступлениям, часто основанная на сексуальной одержимости» [33]. Для преодоления этой проблемы предлагается отменить практику целибата. В связи со скандалами о растлении малолетних американские кардиналы «намерены поставить перед понтификом такие вопросы, как отмена целибата и возможность набирать священников из числа женщин и людей, открыто признающихся в гомосексуальных наклонностях» [34]. Организация как «Мы Церковь» еще в 1997 году обратилась к понтифику с манифестом, требуя кардинальных изменений церковного законодательства, в том числе и права духовенства на свободный выбор быть женатыми или нет [35]. Однако существует и другая причина, побуждающая католиков требовать от папы изменений. Это не только проблема сексуальных преступлений со стороны духовенства, но и недостаток клириков. «Более 160 священников католического архидиоцеза города Милуоки подписали накануне петицию, в которой просят американских епископов отменить обязательный целибат духовенства. „Мы призываем сделать целибат необязательным, — говорится в петиции. — Римско-католической церкви нужно большее количество кандидатов в священники“ [36]. „Главной причиной, по которой целибат священства следовало бы сделать необязательным, — недостаточное количество людей, желающих принять священный сан“ [37]. Например, по данным американских исследований, „от 35 до 40% католических приходов во всем мире не имеют постоянных священников. По данным другого исследования, сегодня в католической Церкви насчитывается до 60 000 священников, не соблюдших обеты целибата и вступивших в брак. Треть из них готовы вернуться к священнослужению, если Церковь даст на это свое разрешение“ [38].

Однако трудность ситуации, в которой оказалась Римско-католическая церковь, состоит не только в том, что существуют организации, требующие изменения канонического законодательства, и не в том, что десятки тысяч священников отказались от своего сана ради брака, а в том что „многие католические клирики… не разделяют нравственное учение Католической церкви. Около четверти респондентов не считают необходимым соблюдение целибата. 61% участников опроса считает, что роман с замужней женщиной не должен мешать священнику продолжать свое служение, а 21% убежден, что клириками могут становиться практикующие гомосексуалисты. По мнению 10% опрошенных, даже педофилия не должна являться причиной отстранения священника от его обязанностей“ [39]. Даже ряд католических иерархов придерживается подобных убеждений. 4 декабря 2002 г. находящийся на покое епископ квебекского города Гасп Раймон Дюмэ заявил, „что за 25 лет служения Церкви у него возникали проблемы с соблюдением обета безбрачия“. „Мне не удавалось соблюдать целибат в течение всего времени моего священства и епископства, — заявил Дюмэ в интервью квебекской газете „Ле Солей“. — Ситуация, в которой я жил, и решения, которые мне приходилось принимать, не были легкими, однако я уверен, что они были верны“. По мнению Дюмэ, Католической церкви необходимо отменить обязательный целибат и предоставить священникам право выбора жить в одиночестве или жениться. „Обязательный целибат — это реликт XIII века“ [40].

Подобное положение дел заставляет высшее духовенство во главе с папой предпринимать жесткие меры по сохранению католической традиции. Так, 7 сентября 2003 г. епископ Роттердамский Адрианус ван Лейн запретил в служении настоятеля роттердамского собора священника Рууда Хейсмаса за то, что тот отказался разорвать партнерство [41] с богословом-феминисткой Фредой Друс. В настоящее время в Голландии насчитывается около 10 священников, состоящих в „зарегистрированном партнерстве“. Хейсмас подал апелляцию на решение своего епископа в ватиканскую Конгрегацию по делам духовенства [42].

Несмотря на то, что правило об обязательном целибате священников продолжает действовать в Католической церкви, Ватикан отказался от практики запрета в служении женатых клириков католических церквей восточного обряда в США, Канаде и Австралии и т. д. На практике епископы восточных церквей регулярно рукополагали женатых мужчин, однако, как правило, эти церемонии совершались почти тайно. „Рим не хочет, чтобы епископы поставляли женатых священников, а потом об этом становилось известно всем“, — заявил пресс-секретарь конференции украинских католических епископов Канады и ректор Свято-Духовской семинарии в Оттаве о. Кеннет Новаковский. В то же время, как заявил представитель ватиканской Конгрегации по делам восточных церквей монсеньер Лучиан Ламза, запрет на рукоположение женатых верующих в священники Церквей восточного обряда в странах Запада остается в силе [43]. „Некоторые епископы игнорируют это правило, — заявил прелат. — Однако, насколько нам известно, Святейший Отец не намерен его отменять“. Хотя эти рукоположения противоречат нормам, Ватикан признает действительными таинства, совершаемые женатыми священниками, поскольку действительно таинство их рукоположения, подчеркнул монсеньер Ламза» [44].

3.Проанализировав историю целибата, можно утверждать, что на протяжении всего времени бытия Римско-католической церкви безбрачие духовенства считалось идеальным для клирика. Но целибат часто воспринимался католиками как непосильное бремя, и поэтому он не всегда исполнялся. Его нарушали даже Римские папы. Например, некоторые папы были официально женаты [45], а некоторые женаты не были, однако имели детей [46]. Если «наместники Христа на земле» позволяли себе нарушить целибат вплоть до XVII в., что оставалось делать другим клирикам? Опираясь на исторические факты, можно утверждать, что целибат никогда не исполнялся всеми клириками Римско-католической церкви [47].

Хотя официальная позиция Римско-католической церкви неизменна, однако мы видим, что все большее число католиков не видит смысла в дальнейшей практике обязательного безбрачия клира.

4.Чем был обоснован целибат, имеет ли он божественное происхождение или является отступлением от христианской традиции? Для ответа на этот вопрос необходимо выявить основные аргументы католической богословской школы, оправдывающей безбрачие духовенства.

В Ветхом Завете брак рассматривается как благословение Бога, данное всем людям. О безбрачии почти ничего не говорится. В книге Бытия, при описании сотворения человека, говорится, что одной из первых заповедей, которую получили люди, был призыв «плодиться и размножаться» [48]. В буквальном смысле слова Бог указал людям тот замысел, который они должны были осуществить, исполняя Его предписания. Следовательно, одной из целей человеческого бытия был брак. В ветхозаветном понимании главной целью брака было рождение детей, которое воспринималось, как благословение Божие, данное супругам. Когда Бог благословляет Авраама за его веру, Он говорит: «Я, благословляя, благословлю тебя, и, умножая, умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря» [49]. Псалмопевец Давид, говоря о блаженствах, приводит в пример семью, как прямое проявление благословения Божия: «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева. Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые. Блажен человек, который наполнил ими колчан свой!» [50]. И, напротив, отсутствие детей и семьи воспринималось как проклятие Божие. «И помолился Авраам Богу, и исцелил Бог Авимелеха и жену его, и рабынь его, и они стали рожать. Ибо заключил Господь всякое чрево в доме Авимелеха…» [51] Сохранение же девственного состояния и отсутствие возможности вступить в брак воспринимались как повод к грусти и скорби. Дочь Иеффая Галаадитянина, встретив своего отца и узнав, что тот дал обет вознести Господу во всесожжение, что встретит у ворот, опечалилась, т.к. только она вышла его встречать. «И сказала отцу своему: сделай мне только вот что: отпусти меня на два месяца, я пойду, взойду на горы, и оплачу девство мое с подругами моими» [52]. Причем подчеркивается: горем было, что «она не познала мужа» [53].

Особый интерес при рассмотрении данного вопроса представляет институт назорейства в ветхозаветные времена. В книге Чисел (6:2−21) подробным образом описываются все требования к назореям. Назорею было запрещено употреблять виноград и производные от него, также нельзя было касаться умерших людей и стричь волосы. Мы упоминаем здесь о назореях в связи с заблуждение ряда авторов, которые считают, что назореи были обязаны давать обет безбрачия. Например, Генри Даниэль-Ропс пишет, что «назореи принимали целибат или как минимум воздерживались от общения с женщинами на время несения обета» [54]. Однако из текста кн. Чисел мы видим, что: во-первых, обет назорейства носил временный характер и, по истечении положенного периода, назорей начинал жить простой жизнью. Во-вторых, в Божественном предписании, данном Моисею, ничего не сказано о принятии целибата назореем. Следовательно, попытки найти корни целибата в Ветхом Завете не имеют под собой основания, т.к. для людей до христианской эпохи нормой и идеалом была семейная жизнь.

Католическая традиция безбрачия духовенства доказывает необходимость последнего, опираясь на тексты Нового Завета. Спаситель выразил свое отношение к ложной практике назорейства у иудеев, характеризируя т.н. предания еврейских старцев. «Вы говорите: если кто скажет отцу или матери: „дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался“, тот может и не почтить отца своего или мать свою» [55]. Однако, осудив фарисейское назорейство [56], Господь установил новое — христианское. Христос «радикальным образом меняет иудейскую традицию в отношении целибата» [57]. Господь указывает на девство, как на один из путей в Царствие Небесное. «Ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами [58] для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» [59]. Последние слова Спасителя прямо говорят о сознательном, свободном выборе подобного пути для христианина. Следует обратить внимание, на то что Господь не указывает на преимущество девственного пути перед брачным, а только подчеркивает, что путь безбрачия доступен не всем, а только тем, кому это дано от Бога. О сохранении Божественного благословения на браке как институте человеческого бытия Господь говорил многократно. Например, в той же 19 гл. Евангелия от Матфея Он сказал: «Посему оставит человек отца и мать, и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» [60]. Достоинство брака подтверждается Христом и тем, что для обозначения радости жизни в Царствии Небесном Он использует образ брачного пира [61], а себя часто именует Женихом.

Католическая богословская традиция признает брак и девство достойными христианскими путями в Царство Небесное. Однако, когда речь заходит о целибате католического духовенства, основным аргументом служит то, что священство в своем служении должно в максимальной степени быть in persona Christi. Для католиков священство должно осуществится не только в различных сферах служения Церкви, но и в максимальной степени подражания Христу [62]. Христианская традиция однозначно говорит о том, что Христос был девственником, что для католиков является одной из главных причин признать необходимым целибат для духовенства.

Апостольский корпус Священного Писания также поднимает вопрос целибата. Однако, именно в апостольском корпусе вопрос целибата духовенства рассматривается отрицательно. Католики часто ссылаются на слова апостола Павла о девственном состоянии христианина: «Желаю, чтобы все люди были, как и я (девственником — А.Т.)» [63]. Однако, это пожелание апостола не может ни в коей мере быть отнесено к духовенству как институту церковной иерархии. Во-первых, когда апостол говорит о себе, он отмечает, что такое состояние доступно не всем т.к. «каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» [64]. Во-вторых, говоря о девстве и браке в 7 гл. 1 послания к Коринфянам, ап. Павел отвечает на вопрос коринфян о практике христианского аскетизма и о борьбе с блудом. Апостол делает вывод, что есть два пути подвига. Один, предписанный Богом [65] - путь брака. И второй, который советует апостол: «Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет… хорошо человеку оставаться так» [66]. Следовательно, ап. Павел говорит здесь не о долженствовании и даже не о превосходстве девства над браком, а об удобстве девственного пути спасения [67]. И, конечно, речь апостола обращена ко всем христианам, а не только к духовенству. О клириках ап. Павел пишет в 1 послании к Тимофею и в послании к Титу. «Епископ должен быть непорочен, одной жены муж… Диакон должен быть муж одной жены» [68]. И далее: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены…» [69]. Из этих отрывков видно, что духовенство не было обязано следовать только путем девства. Даже наоборот, подтверждение о том, что епископ хороший семьянин было необходимым свидетельством, т.к. «кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?» [70].

Следовательно, попытка католиков найти подтверждение в Св. Писании практики обязательного целибата для духовенства в Римско-католической церкви не может считаться выполнимой. Остается только одно доказательство — многовековая традиция католицизма. Таким образом, вопрос целибата лежит в плоскости учения, выработанного католиками после раскола 1054 г. И в основании этой проблемы лежит учение о папе (в последствии это было отнесено ко всему римскому клиру), как о «иконе Христа» [71]. Согласно этому учению, священник, во время совершения таинства, должен восприниматься верующими как Христос. Следствием этого явился перенос данного утверждения на всю жизнь духовенства, а т.к. Спаситель был девственником, то, чтобы в полной мере соответствовать Его образу, духовенству было предписано находится в состоянии целибата. Однако, это положение противоречит Св. Писанию: один из путей христианской жизни выдается за единственно возможный. Такое положение дел привело к современному кризису. Количество судебных исков, по обвинению католического клира в сексуальных преступлениях перевалило за 10 тысяч.

Нарушение евангельской традиции и замена ее своим преданием привело к возрождению реформационных движений в современной Римско-католической церкви. Все чаще раздаются голоса за отмену целибата духовенства. Тысячелетняя аномалия требует разрешения. Нынешний понтифик вряд ли отменит целибат, а вот следующий, скорее всего это сделает. Причин для этого множество, начиная от выше приведенных судебных обвинений клира и заканчивая боязнью потери влияния в тех регионах, где Католическая церковь уже лишается своего прежнего авторитета [72].

Также не следует забывать, что борьба против целибата начала набирать силу, после того как католикам было разрешено читать Св. Писание [73], т. е. тогда когда люди узнали о двух путях возможных для лиц духовного сана. Впрочем, II Ватиканский собор уже начал отступать от этой традиции, разрешив женатый дьяконат. Поэтому можно предположить, что движение за отмену целибата набрало силу, и его сторонникам остается только дождаться удобного случая, например, смены понтифика. Волевым усилием Римских пап, католическое духовенство было насильственно загнано в безбрачие. Теперь 1000 лет спустя, брошенный бумеранг возвращается обратно, и, чтобы он не нанес серьезного вреда Католической церкви, папам самим придется исправить свою ошибку.

Примечания:

1] 1 Тим. (3; 2,12).
2] Тит (1; 5−6).
3] 1 Кор. 7; 7−8.
4] 1 Кор. 7; 7.
5] См: Tertullian, De exhortatione castitatis, cap. XIII; Origen, In Levit. Hom. VI, no. 6; Eusebius, Demonst. Evangel., I, C. IX; Cyril of Jerusalem, Cat. XII, 25; и др.
6] Эльвирский Собор проходил в Испании в период с 295 по 302 гг.
7] Никейский Собор в 325 г. принял канон III; Анкирский Собор в Галатии в 314 г. принял канон X; Неокесарийский Собор в Капподакии в 315 г. принял канон i.
8] Трульский Собор 692 г. принял канон XIII.
9] Bishop Wordsworth, The Ministry of Grace, 1902, p. 223.
10] St. Ambrose, De Officiis, I, l.

11] Jaffe-L?wenfeld, Regesta, I, 41.
12] Migne, P.L., LVI, 558 and 728.
13] Council of Tours in 567, can. XIV.
14] См: Lawrence, Raymond Jr. «The Poisoning of Eros», Augustine Moore Press, N. York, 1989.
15] См: Cholij Roman, Clerical Celibacy in East and West, Fowler Wright, Leominister, 1988.
16] Lea Henry Charles «History of Sacerdotal Celibacy», University Books, 1966, р. 264.
17] II Латеранский собор, канон VII.
18] First Lateran Council can. XXI.
19] Synod of Melfi, 1189, can. XII.
20] Concilienge-schichte, V, 195.
21] См: Cholij R. Clerical Celibacy in East and West, Fowler Wright, Leominister, 1988 p. 175.
22] Папа Пий 10 издал энциклику Haerent animo, опубликлванную в 1908.
23] The Catholic Priesthood: Papal Documents from Pius X to Pius XII, Book I, Dublin, 1962, p. 145.
24] Decree of Vatican II «Optatum Totius» par. 10.
25] Decree of Vatican II «Presbyterorum Ordinis», par. 16.
26] Ibid, «Lumen gentium», 29.
27] Катехизис Католицеской Церкви, М., 1996, стр. 371.
28] http://www.ejhs.org/volume2/walsh/walshbib.htm
29] http://lenta.ru/world/2002/02/13/scandal/
30] http://vip.lenta.ru/fullstory/2002/04/19/schism/
31] http://lenta.ru/world/2002/04/04/poll/_Printed.htm
32] http://lenta.ru/world/2002/04/12/catholic/
33] http://society.pravda.ru/printed.html?news_id=3973
34] http://vip.lenta.ru/fullstory/2002/04/19/schism/
35] http://www.we-are-church.org/uk/page14.html
36] http://www.newsru.com/religy/21aug2003/celibat_print.html
37] http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=13 161&cf=
38] http://www.religio.ru/arch/17May2001/news/1231.html
39] http://www.religare.ru/print3119.htm
40] http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=196&did=2275
41] Институт «зарегистрированного партнерства» был учрежден в Нидерландах в 1998 году и дает парам, не желающим жениться, права, подобные правам супругов.
42] См: http://www.religare.ru/print6466.htm
43] В 1929 году Ватикан полностью запретил поставление женатых униатских священников в США после жалобы, поданной латинскими епископами. Годом позже это правило было распространено на Канаду, а в 1949 году — на Австралию. Со своей стороны украинские, карпато-русские и мелькитские епископы неоднократно призывали отменить запрет, ссылаясь на II Ватиканский Собор, призвавший уважать традиции церквей восточного обряда.
44] http://www.religare.ru/print4667.htm
45] Папа Феликс (483−492) имел двух детей; Гормизд (514−523) — одного сына; Адриан II (867−872) — одну дочь; Климент IV (1265−1268) — двух дочерей; Феликс V (1439−1449) — одного сына.
46] Папа Иннокентий VIII (1484−1492) имел нескольких детей; Александр VI (1492−1503) также нескольких детей; Юлий II (1503−1513) — трех дочерей; Павел III (1534−1549) — трех сыновей и одну дочь; Пий IV (1559−1565) — трех сыновей; Григорий XIII (1572−1585) — одного сына.
47] Униаты фактически всегда сохраняли право иметь духовенство из числа женатых мужчин.
48] Быт. 1:28.
49] Быт. 22:17.
50] Пс. 127:3−5.
51] Быт. 20:17−18; см. также: Быт. 30:22−23.
52] Суд. 11:37.
53] Суд. 11:39−40.
54] Daniel-Rops H. Daily Life in the Time of Jesus, Servant Books, Ann Arbor, 1962, р. 116.
55] Мф. 15:5−6. см. также: Мк. 7:11−12.
56] См: Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I—VIII вв.еков, Т.2, Тверь, 2001, сс. 114−115.
57] Highwater, Jamake «Myth and Sexuality», A Meridian Book, l990, pp. 112, 113.
58] Несомненно, здесь речь идет не о натуральном оскоплении самого себя, а о духовном оскоплении т. е. о сохранении девства ради Бога. Для ветхозаветного сознания оскопление означало лишения человека возможности спасения. В 23 гл. 1 ст. кн. Второзаконие говорится, что «У кого раздавлены ятра или отрезан детородный член, тот не может войти в общество Господне». Вряд ли Христос мог призывать иудеев к подобному установив Сам для них этот закон. В подтверждение этой мысли см: Избранные творения святого Иоанна Златоуста. Толкование на святого Матфея Евангелиста. Т.2, М., 1993, сс. 637 — 639.
59] Мф. 19:12.
60] Мф. 19: 5−6; см. также: Мф. 5:31−32; Лк. 16: 18.
61] См.: Мф. 9: 15; 22: 8−12; Мк. 2: 19; Лк. 5: 34; 12: 36; 14: 8.
62] Здесь можно говорить о возрастных характеристиках, о половой принадлежности и конечно о безбрачии.
63] 1 Кор. 7:7.
64] Там же.
65] 1 Кор. 7:10, 17.
66] 1 Кор. 7:25−26.
67] 1 Кор. 7:32−38.
68] 1 Тим. (3; 2,12).
69] Тит (1; 5−6).
70] 1 Тим. 3:5.
71] Катехизис Католической Церкви, М. Рудомино, 1996, стр. 276.
72] Здесь можно говорить о США, Мексике, Бразилии, Венесуэле и т. д.
73] До II Ватиканского собора читать Св. Писание разрешалось только священникам. Этот Собор разрешил читать Св. Писание всем католикам, что и было закреплено в Католическом катехизисе. См.: Катехизис Католической Церкви, М., 1996, стр. 506.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика