Независимая газета | В. Покровский | 27.04.2004 |
По мнению профессора Джулио Фанти, возглавлявшего исследование, в ходе которого слабое изображение удалось сделать более четким, это изображение того же лица, что и на лицевой стороне Плащаницы, хотя и есть некоторые мелкие различия. Если бы оборотное изображение было зеркальным по отношению к лицевому, тогда уже точно можно было бы сказать, что перед нами искусно сделанная, непонятная, но все же таки подделка, что краски, нанесенные на одну сторону Плащаницы, со временем просочились сквозь ткань и явили миру второе лицо Иисуса. Но дело все в том, что о зеркальности здесь никакой речи не идет — это просто два изображения одного и того же человека.
Напомним, что, согласно Библии, в эту самую Плащаницу Иосиф, ученик Иисуса, обернул тело Учителя. Потом начинаются чудеса, Библией не описанные, — на Плащанице проступил лик.
Легенды легендами, а что делать с этим куском полотна четырехметровой длины, на котором действительно изображен лик (а теперь выясняется, что и целых два), никто до сих пор не знает. В 1998-м году все вроде бы стало на свои места — три уважаемых университетских группы провели радиоуглеродный анализ небольших фрагментов Плащаницы и единодушно заявили: полотно было изготовлено в Средние века, в период между 1260-м и 1390-м годами, причем не где-нибудь, а в Европе, и уже потому погребальным одеянием Сына Божьего являться не может.
В очередной раз доказав, что чудес на свете не бывает, ученые с облегчением вздохнули, но оказалось, что несколько преждевременно. Ученый-ботаник из Иерусалимского университета Авиноам Данин изучил изображения растений на Плащанице и найденной на ней пыльцы чертополоха и пришел к выводу, что такой набор растений может встретиться только в одном месте на Земле — в районе между Иерусалимом и Хевроном. Больше того, на другой христианской реликвии — так называемом Платке из Овиедо, которым якобы укрыли лицо казненного Иисуса и происхождение которого датируется уж никак не позже восьмого века, Данин обнаружил частички цветочной пыльцы, идентичные тем, которые были найдены им на Плащанице. Таким образом, под сомнение были поставлены и результаты радиоуглеродного анализа.
Словом, ерунда какая-то получается.
Наиболее интересное исследование на эту тему сделано на рубеже тысячелетий нашей соотечественницей, московским историком Мариной Чегодаевой. Она сравнила лик, изображенный на Туринской Плащанице, с одним из первых изображений Христа Пантократора (Вседержителя) — иконой, хранящейся в монастыре Св. Екатерины на Синае и датируемой пятым веком нашей эры. Когда она, пользуясь криминалистической методикой, наложила один «портрет» на другой… изображения ПОЛНОСТЬЮ совпали! Сама Чегодаева была так поражена результатами своего анализа, что назвала их чудом.
Что из этого следует, никто толком не понимает. То ли Пантократора списывали с изображения на Плащанице (напомним, там негатив, и как в пятом веке можно было позитив срисовывать с негатива, не говоря уже о том, что в пятом веке еще не было фотографии, стало быть, не было негативов, остается уже совершенно полной загадкой), то ли этот негатив списывался с Пантократора. Есть, конечно, религиозная версия, согласно которой синайскому художнику явился Христос, и он по памяти написал его портрет. А Туринская Плащаница появилась независимо от Синайских событий.
А теперь вот еще и это второе лицо…
Чудеса на свете бывают, только каждое из них обязательно имеет реалистическое объяснение. Найдется ли объяснение феномену Туринской Плащаницы и всем ее бесчисленным тайнам, Бог весть. Следующий раунд поисков намечен на 2025 год, когда монахи вновь извлекут ее из серебряного контейнера, где она хранится уже многие сотни лет.