Русская линия
Аргументы и факты Константин Кудряшов15.04.2004 

Две церкви

НА СТАНДАРТНОЙ карте-двухкилометровке около подмосковного поселка Талеж, что в Чеховском районе, изображен крест. Таким крестом отмечаются церкви, являющиеся памятником культуры и архитектуры. И вот тут доверчивых людей поджидает ловушка: приехав в Талеж, они сначала запутаются, а потом, не разобравшись, поведутся на, так сказать, культурный подлог.

Величавая нищета

КРОХОТНЫЙ поселок Талеж — популярное место. Люди едут сюда посмотреть на источник, посвященный местночтимому святому Давиду Серпуховскому, и набрать воды, которая считается целебной. Вполне естественно, что святой источник в сознании новичка ассоциируется с занесенной во все справочники церковью Рождества Богородицы — тем самым памятником культуры. Въехав под табличку с надписью «Талеж», мы долго крутили головами, отыскивая хоть что-то похожее на церковь. Лишь на горизонте маячило нечто вроде старой разваленной силосной башни. Впрочем, приглядевшись, поняли, что это вовсе не «силоска», а малость покосившийся храм, и, значит, рядом с ним должен быть и родник…

Подъехали. Храм как храм, типичный «памятник культуры»: из купольного барабана растут березы, обвалившийся портик, осколки стекла, на паперти битый кирпич. Родника рядом не было, зато в большом количестве валялись надгробные плиты со стершимися надписями. На иных даже надписи свежие. В основном — «Здесь был Вася». Появился местный житель, всадник на ухоженном жеребце, по виду — конюх, выезжающий барского «новорусского» коня. «Источник? Это внизу, в овраге, за шлагбаумом, и церковь там же… Это что за церковь? А черт его знает, давно здесь стоит», — и всадник, виртуозно сплюнув, ударил жеребца пятками.

Дешевый блеск

ШЛАГБАУМ, преграждающий путь к другой церкви, был, конечно же, закрыт. У таблички «Дальше ходу нет» стоял дюжий охранник в черной униформе, поинтересовавшийся, какого рожна мы приперлись с черного хода. Давать крюка не хотелось, мы принялись ныть, чтобы пустили так. «Ладно, идите, только ноги вытрите… В другой раз надо по-нормальному приходить, с парадного», — милостиво разрешил страж. Пройдя за табличку, я и впрямь устыдился своих грязных ботинок — плиточные дорожки и деревянные лесенки были вылизаны до блеска. А еще через два шага в глаза ударил блеск самоварного золота, которым был покрыт купол храма. А еще убийственное сочетание темно-зеленого и ядовито-розового. Коренастый храм преподобного Давида, стоящий в самой низине, чуть ли не в болотине, больше всего походил на толстую кремовую розу с дешевого торта. Территория комплекса «Святой источник» любовно и со знанием дела ухожена — дорожки с бордюром из дикого камня, горбатые мостики, бульварные фонари а-ля Париж, выложенные мхом газоны, ажурные беседки, купальня, словом, «Святая Русь после евроремонта». По словам работников администрации Чеховского района, святое место стало облагораживаться еще с 1995 г. усердием благодетелей Вознесенской Давидовой пустыни (судя по увиденному, вкус у благодетелей тот еще).

Спустившись к роднику, мы обнаружили несколько групп паломников, восхищавшихся всей этой красотой: «Давно пора было все это реставрировать, церковь-то та самая, знаменитая! Зато теперь как все чисто, культурно, душа радуется…» Разочаровывать паломников не хотелось. Ну в самом деле, какая им разница, где храм-новодел, а где настоящая «та самая» церковь. Тем более что судьба «той самой» еще не определена. «Мы бы взялись за талежский храм, — говорит сотрудник Управления по охране памятников при Министерстве культуры Московской области Владислав Пометов. — Но включить какой-либо памятник в программу по реставрации и сохранению очень сложно. Памятников в области свыше 6 тыс. Здесь должна проявить инициативу местная администрация, всего-то и требуется — прислать нам заявку… Но из Чехова мы пока ничего не получали». Впрочем, представители администрации Чеховского района, узнав о сложившейся ситуации, обещали с заявкой не медлить.
АиФ Москва
N 15 (561) от 14 апреля 2004


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика