Коммерсант | С. Ходнев | 09.04.2004 |
В этом году у фестиваля, который в столице славится прежде всего как детище маэстро Гергиева (и соответственно, как многократная возможность послушать оркестр Мариинского театра, не покидая Москвы), появился даже куда более дерзновенный размах. Недаром же президентским указом этому событию теперь дан статус федерального. Помимо Москвы участники фестиваля проедут со вполне впечатляющими гастролями и по провинции. В самой же Москве Пасхальный фестиваль незаметно превратился не просто в весьма отрадное и громкое музыкальное событие, не просто в респектабельный и всячески европеизированный брэнд, но и в одно из центральных событий столичной музыкальной жизни. И тут дело даже не только в притягательности фигуры Валерия Гергиева для широких кругов московских меломанов, и не только в том, что организаторы Пасхального фестиваля — люди хорошо осведомленные и расторопные. А скорее в том, что прагматически получается из сочетания выдающейся личности главного петербургского дирижера и хорошей организации. Например, в том, что по количеству задействуемых приезжих знаменитостей фестиваль с легкостью обгоняет многие из аналогичных ежегодных событий.
Под знаменитостей, правда, никто не подстраивается. Все многочисленные (хочешь-не хочешь, а хоть что-нибудь да зацепит непременно) события фестиваля, методично разнесенные по нескольким программам, хороши в первую очередь именно четкостью замыслов. Вот главная краса Пасхального фестиваля — симфоническая программа, бенефис оркестра Мариинского театра. Ее стержень — симфоническая музыка Прокофьева. Однако, чтобы не впадать в монографичность, Прокофьев всякий раз оказывается в каком-нибудь приятном сочетании. Иногда просто солидном (Прокофьев и Рахманинов), иногда и более любопытном (Прокофьев и Равель или даже Прокофьев и Сибелиус). И вот под этими сочетаниями с элегантно-скромной непринужденностью неожиданно оказываются имена вроде эффектного скрипача Леонидаса Кавакоса или молодого китайского пианиста Ланга Ланга, чьи выступления стали не так давно на Западе сенсацией.
Что более неожиданно — нынешний Пасхальный фестиваль решил обратиться к почтенной музыкальной старине. И даже завел себе с этой целью специальную Неделю Баха в Москве, украшенную известнейшими привлекательными именами — пианист Владимир Фельцман, скрипачка Виктория Муллова, немецкое Bach-Sopran Рут Цизак. А под конец выступит совсем тяжелая артиллерия (не в смысле исполнительской неповоротливости, а наоборот, неподъемной своей авторитетности): суперзвезда современного аутентизма бельгийский дирижер Филипп Херрвег со своим коллективом Collegium Vocale Ghent. Объединившись с группой не менее раскрученных европейских солистов, они подарят московской публике исполнение одного из самых знаменитых произведений домоцартовского XVIII века — «Страстей по Матфею». Действительно, есть чему порадоваться: во всяком случае господин Херрвег в собственных записях из «Страстей» устраивает нечто настолько динамичное, захватывающее и возвышающее, чего и на более известных концертных сценах мира дождешься нечасто.
Но все это будет на второй неделе фестиваля. На предстоящей же главными событиями остаются, помимо торжественного открытия и еще двух концертов Мариинского оркестра, один оперный и один хоровой концерт. Первый — это опера Чайковского «Чародейка» 16 апреля в Зале имени Чайковского. Исполнять, разумеется, будут артисты Мариинки — там «Чародейку» поставили в последний раз всего-то в прошлом году. Режиссурой и сценографией в концертном исполнении, конечно, не насладишься, но событие не становится от этого менее интересным. Ведь «Чародейку» исполняют меньше, чем она того заслуживает. И пожалуй, из всех редко исполняемых опер Чайковского эта — наиболее колоритная. Один душераздирающий сюжет стоит многого: действие происходит в Нижнем Новгороде XV века. Местный князь и его сын влюбляются в прельстительную хозяйку корчмы (слывущую чародейкой). Кончается все ужасно: чародейку отравляет ревнивая княгиня, князь-отец убивает сына и потом умирает от отчаяния. Исполнение этой многолюдной драмы со всеми ее немного наивными ужасами и выразительнейшим оркестровым письмом лучшими силами Мариинского театра обещает быть весьма интересным.
Что касается хоровой программы, то ее на этой неделе венчает гала-концерт в Доме музыки. Перед этим лучшие московские и очень интересные приезжие хоры будут выступать поодиночке — не только на разнообразных концертных площадках, но и в самых знаменитых московских церквах. Тем, кто не найдет в себе сил отходить на все девять (за шесть-то дней!) концертов, можно смело рекомендовать пресловутый гала-концерт. На нем себя покажут почти все стоящие внимания заезжие хоровые коллективы. Русско-православную традицию будет представлять только чудесный Уральский камерный хор из Перми, который даже несколько лучше известен в Европе, чем в Москве. Зато будет много других национальных колоритов. Например, грузинский женский хор «Гори» или мужской хор Северо-Осетинской филармонии. Ожидается еще и ударная доза балканского колорита. За него будут отвечать удалые фольклорные дамы из хора «Мистерия болгарских голосов», а также Белградский камерный хор.
В Москве с 11 по 24 апреля. Заказ билетов по телефонам 933 7559, 933 3200