НГ-Религии | Даниил Щипков | 07.04.2004 |
— Отец Савва, сколько храмов было разрушено в Косово во время последнего столкновения албанцев с сербами? Кто в этом виновен?
— По нашим данным, во время последнего погрома, учиненного косовскими албанцами 17−20 марта, было разрушено 35 храмов и монастырей. Многие из них были уничтожены полностью, некоторые серьезно повреждены. Начиная с 1999 года, когда в Сербию пришел миротворческий контингент КФОР, в Косово было разрушено 112 храмов и монастырей Сербской Православной Церкви. Более чем в 140 храмах нашей епархии невозможно проводить регулярные богослужения.
Большая часть зданий, поврежденных еще до последнего погрома, уничтожена взрывами. Их организовали албанские экстремисты из так называемой Освободительной армии Косово, формально расформированной, но все еще действующей.
Эти трагические события произошли по вине многотысячных толп косовских албанцев, лидеры которых решили довести до конца этническую зачистку сербов, оставшихся в крае.
— Противостояние между сербами и албанцами в Косово продолжается уже много лет. Причины этого конфликта, на ваш взгляд, религиозные или национальные?
— И те и другие. Суть проблемы в том, что косовские албанцы, которые начиная с XIX века стали этническим большинством в Косово, хотят создать албанское национальное государство, включающее в себя Косово, Западную Македонию, нынешнюю Албанию, а также часть Черногории, Южной Сербии и Греции. Естественно, в этих областях проживают не только албанцы. Становится очевидно, что за так называемой идеей Великой Албании и национального албанского единства скрывается желание создать этнически чистое государство, в котором будут проживать только албанцы.
Разговоры о том, что в Косово изначально жили только албанцы — это, мягко говоря, переписывание истории. Нельзя забывать, что православные святыни в Косово и Македонии свидетельствуют о многовековом присутствии на этих землях славян с их культурой и религией. Большая часть культурных памятников в Косово принадлежит именно Сербской Православной Церкви. Остальные — это мечети, построенные во времена Оттоманской империи. Собственно албанских культурных памятников не существует, поэтому доказать, что «Косово всегда было албанским», довольно трудно. Именно поэтому сербские православные храмы разрушаются с таким упорством.
Большинство косовских албанцев — это мусульмане, и лишь незначительное их число — христиане, в основном католики. Албанские католики объединяются со своими соотечественниками-мусульманами только для того, чтобы избежать конфликта.
То варварство, с которым осквернялись и разрушались храмы, фрески и иконы, доказывает, что за национальной идеологией албанцев скрывается присущая исламу нетерпимость к христианству, частично усиленная новыми идеями исламского фундаментализма. Эта исламская ментальность, проявляющаяся в межэтнических столкновениях, не всегда заметна со стороны, поскольку в повседневной жизни албанцы весьма секуляризованы. Но идеи, определяющие их культуру и быт, свидетельствуют об их принадлежности к мусульманскому миру, а не к Европе, к которой косовские албанцы хотят принадлежать.
По-моему, в основе варварского и жестокого отношения к христианским святыням лежит не только этническая ненависть, но и присущая исламу нетерпимость к христианству.
— Каковы будут дальнейшие действия Сербской Церкви? Из каких источников она будет привлекать средства на восстановление разрушенных церквей и монастырей?
— Епископ Рашско-Призренский Артемий уже обратился в ЮНЕСКО с просьбой о создании в Косово специальной комиссии экспертов, которая совместно со специалистами Министерства культуры Сербии и представителями Сербской Православной Церкви оценит разрушения. Мы твердо уверены в том, что косовские албанцы не имеют морального права участвовать в этом процессе. Вместе с тем Сербская Церковь убеждена, что ущерб, оцененный экспертами, должны возместить албанские организации.
Верховный представитель ЕС по вопросам внешней политики и безопасности Хавьер Солана и комиссар по вопросам внешней политики ЕС Крис Паттен, недавно посетившие Косово, убеждены, что все расходы по восстановлению святых мест должны понести албанские учреждения края. Наша Церковь тоже будет на этом настаивать.
Восстановление Церквей сможет начаться только тогда, когда сербам в Косово будет гарантирована безопасность. Пока преступники и организаторы насилия над косовскими сербами и их культурным наследием свободно разгуливают на свободе, ожидать нормального процесса восстановления нельзя.
Возможно, косовские албанцы и дадут денег на восстановление одного или двух храмов. Но сделают они это только для того, чтобы продемонстрировать по телевидению свои «благие намерения». На деле они не хотят допустить восстановления церквей. Эта проблема будет обсуждаться в мае на очередном заседании Синода Сербской Церкви.
— Существуют ли какие-то контакты между православным и мусульманским духовенством в Косово?
— До сих пор у нас были такие контакты. Сербская Церковь даже выступила инициатором создания специального Межрелигиозного совета, в который вошли представители мусульманской и римско-католической албанских общин. Несколько заседаний этого совета состоялись в Вене, Аммане, Сараево и Осло. На них прозвучали заявления о взаимной толерантности и мире. Но оказалось, что албанские религиозные общины не смогли предложить ничего, кроме пустой риторики, видимо, из-за того, что они любой ценой пытаются избежать конфронтации с экстремистами. Уверен, именно поэтому они отказываются помогать нашей Церкви даже в самом элементарном.
В частности, Призренский римско-католический епископ Марко Сопи и его клирики утверждают, что сербские православные церкви и монастыри на самом деле являются албанскими и просто были оккупированы сербами. Того же мнения придерживаются и некоторые албанские политики, утверждающие, что в прошлом албанцы были римо-католиками, а все сербские святыни раньше принадлежали албанцам. Это псевдоисторическое утверждение преподается в школах. Оно только разжигает ненависть в подрастающем поколении к сербскому православию, которое идентифицируется у них с сербским государством и даже с режимом Милошевича.
Это чистейший абсурд, потому что наша епархия и епископ Артемий всегда были противниками режима Милошевича. А монахи нашей епархии спасли в своих монастырях сотни албанцев во время конфликта 1999 года и организовали гуманитарную помощь пострадавшим вне зависимости от религиозной или этнической принадлежности. Наша Церковь осуждает насилие режима Милошевича, но религиозные общины косовских албанцев не осуждают собственных экстремистов.
Наша епархия приостановила межрелигиозный диалог два года назад до тех пор, пока албанские мусульмане и католики публично не признают наше элементарное право на существование и сохранение своих святынь.
По поводу недавних погромов римско-католический епископ Марко Сопи сказал только, что они «не ведут к независимости». Христианин мог бы выразиться точнее. И это в то время, как православный митрополит Амфилохий вместе с имамом защищал от погромщиков белградскую мечеть. Он своим примером показал, что Церковь выступает против актов вандализма и что право на свободу совести должен уважать любой верующий человек независимо от всех наших богословских различий.
— Что, на ваш взгляд, может положить конец косовскому конфликту?
— Здесь, как в медицине. Хороший врач сначала должен поставить правильный диагноз и только потом назначать соответствующее лечение. До сих пор косовскую проблему врачевали знахари, а не серьезные специалисты. В основе конфликта лежит распространившаяся на Балканах опасная идея, что одна этническая группа должна доминировать над другими путем насилия.
Милошевич и его сподвижники пытались сохранить суверенитет Сербии силовым путем. В результате пострадали мирные жители. Албанские экстремисты используют теракты, чтобы заставить Сербию отказаться от Косово и признать его независимость.
И те и другие методы ошибочны. Однако если Милошевич был наказан, то экстремисты вместо наказания получили поддержку НАТО. Это позволило албанскому терроризму выжить, стать политически легитимным и развить сложную сеть организованной преступности. Независимость террористам нужна только для прикрытия своей нелегальной деятельности, в частности торговли наркотиками. Они скрывают свои истинные цели с помощью националистической пропаганды и этнических мифов.
Именно поэтому наша Церковь видит решение проблемы в политической изоляции албанских экстремистов, выявлении военизированных групп и определении статуса Косово в составе Сербии-Черногории. И тогда косовские албанцы даже при высоком уровне самоуправления не смогут заниматься терроризмом.