Синегорье (Челябинск) | Антон Экслер | 08.03.2004 |
— Здравствуйте, мы представители религиозной организации «Свидетели Иеговы». Не хотели бы вы сделать свою жизнь лучше?
Взвесив все «за» и «против», Ирина согласилась посещать занятия «свидетелей» по вечерам три раза в неделю. Прошло совсем немного времени, и выполнение устоев, пропагандируемых организацией, стало для нее главным. Женщина и сейчас с пеной у рта готова защищать свои взгляды. Хотя на семейную жизнь и работу это почти не повлияло. Ирина растит двоих детишек и работает… учителем русского языка в общеобразовательной школе.
«Прибежищем сектантов» кыштымскую школу № 3, конечно, не назовешь. Здесь учатся обычные дети, и преподают обычные учителя. Исключение — гуманитарий Ирина Викторовна Никонова, которая на протяжении уже четырех лет является членом «Свидетелей Иеговы». Секта это или зарегистрированная религиозная организация, нас сейчас не интересует. Важно то, что моральные принципы, которые исповедуют иеговисты, не укладываются в привычную жизнь людей, и, следовательно, нормальному человеку ни к чему. Нормальный в данном случае тот, кто не считает делом жизни защиту своей точки зрения и не пытается уподобить себе других людей.
Занимается ли этим Ирина Викторовна? Пытается ли она завлечь детей в свою организацию во время уроков русского языка и литературы? Насколько опасно, если литературу Никонова будет публично анализировать не с точки зрения педагога-литератора, а с точки зрения убежденного «свидетеля»? На эти вопросы попыталась ответить заместитель директора школы по учебной работе Валентина Петровна Голованова:
— Никонова приехала к нам после окончания Ульяновского пединститута. Здесь вышла замуж, родила детей. А о том, что она является членом секты, я с удивлением узнала, когда Ирина Викторовна начала приносить в школу книжки на религиозную тематику. Одну из них подарила и мне. Читать не читала, но удивилась обилию цветных иллюстраций почти на каждой странице.
Детишкам почитали книжки
Впервые в отношении Никоновой пришлось принимать меры, когда эти книжки оказались в руках школьников и их родителей. Сначала Ирина Викторовна на родительском собрании дала несколько советов по воспитанию детей, основываясь на журнале, выпускаемом «Свидетелями Иеговы». А когда Никонова, используя опять же «необычные» источники, провела классный час по борьбе с вредными привычками, ее вызвали к директору.
— Мы объяснили Ирине Викторовне, что вера и взгляды на жизнь — ее личное дело, — говорит Валентина Петровна. — А школа — это светское учреждение, в котором следует работать по общепринятым нормам. Учительница меня выслушала, но, к сожалению, осталась при своем мнении. На попытку прийти к компромиссу Никонова ответила расписыванием достоинств «Свидетелей Иеговы». Хотя на самом деле женщина она мягкая, доброжелательная. Ни одной жалобы от родителей или детей на нее не поступало. Единственное, что в тот момент настораживало руководство школы, — занимается ли Ирина Викторовна пропагандой и агитацией секты во время уроков. Несколько раз я, директор и еще один завуч присутствовали на уроках Никоновой. Результат — обычные уроки, обычные ученики и как ни странно обычная учительница. Естественно, на каждом ее уроке мы бывать не можем.
Интересно, что после нескольких бесед с Ириной Викторовной вся иеговистская литература из школы исчезла. Не звучало больше религиозных высказываний на классных часах и родительских собраниях. А если и звучали — никто об этом руководству школы не сообщал. Сама же Никонова постепенно начала посещать школьные мероприятия, которые до этого активно избегала. Недавно даже свозила свой класс в городской дельфинарий.
— Конечно, мы боимся за детей, — с грустью заключает Валентина Петровна. — С опаской смотрим в будущее. Будут ли школьники мыслить как нормальные люди или же станут противниками всего, на что наложен запрет «Свидетелями Иеговы», — донорской крови, службы в армии, общественных праздников? Законодательство стоит на стороне учителя. По Конституции человек имеет право иметь любую точку зрения и исповедовать любую религию. Ни один закон Министерства образования не позволяет уволить учителя за то, что он является членом какой-то секты.
За двойки Бог накажет!
Кстати, не так давно в школе объявились еще две «проповедующие». Одна из них, некая Валентина Николаевна пенсионного возраста, пришла на замену учительнице математики, ушедшей в декретный отпуск. Коллеги отнеслись к женщине, перенесшей несколько операций, с пониманием и не придали большого значения тому, что она является членом секты «Новая жизнь». Руководство школы доверило ей пятый класс. Между тем не прошло и нескольких месяцев, как к директору школы пошли возмущенные родители. Оказалось, что Валентина Николаевна обещала отстающим ученикам «адскую жизнь», «божью кару», тыча при этом в разноцветные журналы, открыто лежащие на ее столе.
— Мы провели собрание, — говорит директор школы № 3 Борис Анатольевич Рязанцев. — К советам коллег прекратить неуместную в стенах школы пропаганду чужеродных идей она не прислушалась. Пришлось пойти на крайние меры — сократить количество часов и лишить Валентину Николаевну классного руководства. Принимать такие решения в отношении Никоновой мы, конечно, пока не собираемся. Учитель она профессиональный, к урокам готовится основательно. Говорите, приносила литературу? Ну сейчас-то не приносит. Да, презентовала мне как-то книжку про космос. Поскольку я раньше преподавал астрономию, книжка меня заинтересовала. Я нашел там много фактов, которые школьники могли бы использовать в рефератах. Но мой бывший ученик, который сейчас ведет историю религий в соседней школе № 4, сказал, что чтение подобной литературы чревато различными последствиями. Ну раз так, я брошюру вернул.
«Убойная сила» внушения
Оставалось узнать мнение по поводу всего происходящего у самой Никоновой. Дождавшись, когда у нее будет «окно» между уроками, я представился и прошел в кабинет. Учительница уже подготовилась к разговору, но, услышав тему диалога, сникла. Стало понятно, что с журналистами она имеет дело не в первый раз, и материалы, которые они публиковали, ее, мягко говоря, не обрадовали.
— А что если я от всего этого откажусь? — попыталась было избежать беседы Ирина Викторовна. — Не понимаю, какой интерес для газетчиков представляет учительница, которая состоит в религиозной организации.
Пришлось несколько минут уговаривать ее, прежде чем она нехотя согласилась.
— Религия — дело совести каждого человека, — призналась Ирина Викторовна. — Я верю в Бога — что в этом необычного? И мне совсем не нравится, что в последнее время на религиозные организации льется много негатива. Особенно возмутила передача, которую недавно показали по Первому каналу. «Секты в законе» называется. Само слово «секта» к таким организациям, как «Свидетели Иеговы», совершенно не подходит. По толковому словарю секта — это группа, отколовшаяся от основного течения, в которой обязательно присутствует лидер. А у нас лидера нет, и, следовательно, нас, кроме как организацией, не назовешь. Как я туда попала? Ко мне пришли, рассказали о семье, детях, о том, как нужно воспитывать ребенка НА САМОМ ДЕЛЕ. Меня это заинтересовало, и с тех пор я посещаю занятия «Свидетелей Иеговы». Ученикам я никогда ничего не рекомендовала и не цитировала, поскольку по нашим правилам вести пропаганду среди детей запрещено.
— А как же классный час, во время которого вы использовали сведения из иеговистской литературы?
— Я взяла из этих книг факты о вреде курения и наркотиков, которые, постаравшись, можно найти и в других источниках. Решила, что вместо долгих поисков в библиотеке легче взять их из журнала, где все написано простым и доступным языком. А на родительском собрании конкретных разговоров о воспитании я не вела, а просто рекомендовала некоторые книги. Дети о том, что я являюсь членом «Свидетелей Иеговы», знают. Относятся к этому нормально. Муж и мои дети тоже понимают и поддерживают.
— Если ученик во время урока выскажется отрицательно о религии или конкретно о «Свидетелях Иеговы"…
— Возражать ему я не стану. Свои убеждения я стараюсь держать в себе, не вдалбливаю их никому. Ученик имеет право на свою точку зрения. Если, конечно, эта точка зрения не противоречит нравственным устоям.
— Готовы ли вы отдать религиозной организации все свои сбережения?
— Насильно нас к этому никто не принуждает. Сбором денег в «Свидетелях Иеговы» не занимаются. Есть только добровольные пожертвования. Но разве можно не пожертвовать организации, которая заставляет людей становиться сильнее, легче относиться к проблемам. Когда я еще не состояла в «свидетелях», мне бывало страшно за своих детей. Теперь же у меня есть цель — воспитать их достойными гражданами. Чтобы понятия «совесть» и «честь» были для них главными.
— Как всякий иеговист, вы уверены, что скоро наступит конец света?
— Точнее сказать, конец зла. Но когда это случится, никто не знает.
Между прочим
Хотя в школе на Никонову никто не жаловался, в свое время в суд на нее подала родная свекровь. Недовольная вероисповеданием невестки, она требовала передать детей Ирины Викторовны ее мужу. Однако ничего из этого не вышло: приехавший из Челябинска высококвалифицированный юрист «Свидетелей Иеговы» сумел доказать, что членство в религиозной организации воспитанию не вредит. Сейчас Никонова продолжает жить с мужем и двумя детьми.
Произошедшее Ирина Викторовна комментировать отказалась:
— Это наши личные отношения, о которых я не хочу распространяться. Просто у нас со свекровью разные взгляды на жизнь. На этой почве возникают некоторые разногласия…
Комментарии специалистов
Галина Кожевникова, и. о. начальника городского отдела образования Кыштыма:
— Когда впервые узнали о том, что учителя школы № 3 входят в секты, мы забеспокоились и попросили директора поработать с ними — провести беседы, поприсутствовать на нескольких уроках для того, чтобы узнать, как они себя ведут. Мы и сейчас поддерживаем связь с руководством школы. Интересуемся, влияет ли вероисповедание учителей на их связь с детьми. Ответ всегда однозначный: учителя посещают секты, но на их преподавательскую деятельность это не влияет.
Отец Владимир, священник:
— Если учителя посещают секту только для себя, ничего опасного в этом нет. Однако на моей памяти масса случаев, когда учитель-сектант пытался ставить на школьниках эксперименты и в открытую проповедовал свои взгляды. Когда в процессе обучения возникает психическое воздействие на душу ребенка — последствия этого могут быть самыми страшными.
62 от 03−03−2004