Российская газета | В. Кузнецов | 01.03.2004 |
Как известно, фильм, натуралистически показавший страдания Христа, вызвал острую реакцию со стороны влиятельных еврейских организаций, обвиняющих картину в скрытом антисемитизме. Масла в огонь подлило недавнее заявление Хаттона Гибсона, отца знаменитого актера и режиссера. Он назвал холокост в основном фикцией и затем еще раз повторил в одном из интервью: «Ну, может, там не все фикция, но большая часть — точно». Телекомпания АВС тут же поинтересовалась у Мела Гибсона его мнением об отцовском высказывании и получила неопределенный ответ: «Оставим эту тему». Напечатав крайне резкую рецензию на фильм, главная американская
газета «Нью-Йорк таймс» немедленно продолжила тему, опубликовав в пятницу статью своего обозревателя Шарон Ваксман о грозящих Гибсону санкциях. «Многие виднейшие деятели Голливуда — евреи, — пишет газета. — Главы студии DreamWorks Джеффри Каценберг и Дэвид Геффен в частной беседе выразили ярость по поводу фильма.
Президенты двух других важнейших студий сказали, что они постараются избегать в дальнейшем работать с Мелом Гибсоном. Оба не стали вдаваться в подробности, но как объяснил один из них, «Неважно, что я говорю. Важно, что я сделаю. А я кое-что сделаю. Я не дам ему работы. И не буду поддерживать все, где он участвует. Вот что я сделаю». Из газетного текста ясно, что фильма этот деятель еще не видел и основывает свои решения на рецензиях, которые успел прочитать. Но его привели в негодование выходка Хаттона Гибсона и нежелание Мела Гибсона от нее дистанцироваться. Глава еще одной киностудии, чья семья успела уехать из Европы до холокоста, был менее резок в выражениях, но сказал, что может обойтись и без Гибсона.
Есть в Голливуде и люди, которые относятся к скандалу спокойнее. Они напоминают, что Гибсон — один из популярнейших актеров, успешный режиссер и «оскаровский» лауреат, к эксцентрическим выходкам он был склонен всегда, так что скандал постепенно утихнет, и все пойдет, как шло. Сам Мел Гибсон продолжает отрицать антисемитский характер своей картины и говорит, что изумлен такой нервной реакцией.
Но интересно, что даже споры вокруг непричастного к этому делу фильма Тарантино «Убить Билла» обнажили скрытый антисемитизм, дремлющий в недрах общества. Так, редактор журнала The New Republic Грегг Истербрук в своей авторской колонке назвал Тарантино жуликом, превратившим резню в удовольствие для масс, и обвинил Майкла Эйснера, главу корпорации Walt Disney Co, и Харви Вайнштейна, одного из руководителей дочерней студии Miramax, в том, что «еврейские продюсеры ставят деньги превыше всего». Учитывая, что в России «еврейский вопрос» всегда был гораздо
болезненнее, чем в США, можно ожидать эксцессов и в связи с предстоящей московской премьерой «Страстей Христовых» 7 апреля. Хотя руководство российской прокатной фирмы Central Partnership уверяет, что РПЦ заявлять протест вряд ли станет, а верующих картина вряд ли возмутит, ясно, что атаки на «Страсти Христовы» возможны отнюдь не со стороны прихожан, и без этого фильма масса уверенных, что во всем виноваты евреи. Нападок естественнее ждать со стороны еврейских организаций, которые и у нас весьма бдительны: ведь только недавно после звонков некоторых общественных деятелей в одну из частных московских газет известной кинообозревательнице пришлось покинуть свой пост лишь потому, что ей недостаточно понравился фильм Романа Поланского о холокосте «Пианист».
Охота на ведьм, кто бы ни был ее инициатором, всегда ведет к воспалению нездоровых и далеко идущих страстей.