Русская линия
День (Киев) Василий Зубач23.02.2004 

Сакральный пессимизм

Вчера, сегодня и завтра трудно представить себе большинство населенных пунктов Украины без мурованного собора или хотя бы нарядной деревянной церкви. Стремление построить свой храм как можно лучше всегда было присуще украинцам. В этом люди видели и видят выражение своей веры и любви к Господу. Недаром говорят: «Первое, что делают украинцы, когда попадают на новое место, — строят церковь». В наше время, когда немало городов и сел Центральной, Восточной и Южной Украины после десятилетий господства атеистического режима остались без своих святынь, настоящая жажда их восстановления или строительства снова охватила общественность. И на Западе Украины, отличающемся разнообразием конфессий, количество существующих храмов не удовлетворяет местных жителей. В конечном счете, строительство храма воспринимается гражданами как реальное проявление своей свободы.

Закарпатье — самый насыщенный регион в мире по количеству древних и неповторимых деревянных храмов. Сегодня на Закарпатье насчитывается около 60 деревянных храмов — архитектурных памятников XV в. По их количеству и ценности Закарпатье занимает одно из первых мест в Европе. Интересно, что во всех населенных пунктах Закарпатья можно найти что-то общее. В первую очередь их объединяет архитектурный вид (очертание) и большое количество храмов и церквей. В середине ХVIII в. их в Закарпатском районе высилось над ландшафтом 800. В частности, в Ужанском комитате (в то время административно-территориальная единица. — Авт.) было 84 деревянных храма, Березском — 100, Марамороском — 118 и т. д. Но в следующем, ХIХ веке, из-за того, что приняли решение строить церкви из прочных материалов, количество деревянных культовых сооружений резко уменьшилось. Так, в упомянутом Березском комитате в 1843 году было 100 деревянных церквей, а на начало ХIХ в. их осталось всего 40, хотя построили 90 каменных.

Советский период в истории Закарпатья характеризовался воинствующим атеизмом. Он внес свою гибельную львиную долю в процесс уничтожения деревянного храмового зодчества. Разобрали, в частности, церкви в селах Русское Поле, Пидплеша и Ганычи Тячивского, Плавье Свалявского и Розтоки Рахивского районов, сгорели — в Соймах и Майдане Мижгирского, Русской Мокрой Тячивского районов. Были разобраны десятки небольших деревянных храмов, построенных в 1920 — 1930- х годах. Некоторые из них имели большую архитектурную ценность.

К сожалению, деревянные храмы продолжали уничтожаться и во времена независимости. Не очень помогло то, что несколько общественных организаций начали осенью 2001 года акцию «Спасем деревянные церкви Закарпатья!» Но ничего не поделаешь даже с благими намерениями — на все нужны деньги. И немалые! В аварийном состоянии церковь святого Николая Чудотворца в селе Сокирница Хустского района. А это — готический шедевр начала ХVII в…

Церковь святого архангела Михаила в селе Крайниково того же района — одно из наиболее сохранившихся храмовых сооружений ХVII века. Но на ней — очень плохой громоотвод. Однажды молния уже попала в старый дуб рядом. Культовое сооружение, если не исправить положение, сгорит, как и Стебливская церковь на Хустщине в 1984 году.

Под угрозой природного катаклизма — сдвига — храм ХV в. в селе Колодное Тячивского района. Огромный дуб возле нее уже наклонился над обрывом. Если он упадет — то и церковь за ним.

Профессор Ужгородского национального университета, доктор исторических наук Эдуард Балагури незадолго до своей смерти сказал о деревянном храмовом зодчестве украинских русинов: «Из сохранившихся церквей, хоть они и имеют общую культурную основу, можно выделить несколько типов, соответствующих расселению этнографических групп — бойков, лемков, гуцулов и древнего украинского населения исторической Мараморощины. Первую группу составляют трехсрубные, трехдельные, трехверхие храмы. Они принадлежат к бойковской строительной школе. Этот древний тип церкви восходит своими формами к древнерусским традициям архитектуры. Памятники бойковской строительной школы сохранились в Верхнем Студеном Мижгирского (1804 г.), Гусном (1655 г.), Сухом (1769 г.), Вишце (конец ХVII в.) и Ужке (1745 г.) Великоберезнянского районов. Часть бойковских церквей перестроена. Вторую группу образуют деревянные церкви лемкивской школы. Они были наиболее распространены с середины ХVIII в. Как и бойковские, они также трехдельные, но перекрытие срубов в них утратило свое равновесие, уступив место более динамичной композиции, которая создается нарастанием высоты с востока на запад. Одной из причин трансформации этих церквей была попытка католического духовенства максимально латинизировать внешний вид храмов восточного обряда. К сожалению, ни одна из сохранившихся до сих пор церквей лемковского типа не стоит на своем первоначальном месте. Три церкви в 20−30-х годах ХХ века перенесли в тогдашнюю Чехословакию, Шелестивскую церковь (1777 г.) — в областной музей народной архитектуры и быта, а церковь с села Каноры (1792 г.) — в Киевский музей народной архитектуры и быта Украины. К третьей группе относятся храмы, известные под названием „церкви домашнего типа“. В основе их плана лежит прямоугольный сруб. Срубы покрыты высокими крышами. Своими формами напоминают старинные сельские жилые строения. По принципам пропорционального построения и размерам они до мелочей повторяют древнерусские храмы этого типа конца ХII в. в Черниговском и Галицком княжествах. Самые древние из церквей этого типа, дошедшие до наших дней, находятся в селах Колодное и Дубрава Тячивского, Среднее Водяное Рахивского, Русская Долина Виноградивского, Олександривка, Сокирница, Крайниково Хустского и Ивашковица Иршавского районов».

Немало церквей еще можно спасти, если неравнодушно отнестись к проблеме. Но многие из них никогда не удастся вернуть. Например, начальник отдела пожарной безопасности МЧС Украины в Закарпатской области Василий Ковач рассказал: «Некоторое время назад в Воловецкую пожарную часть поступило сообщение о пожаре в греко-католической церкви села Нижняя Розтока. Построена она в 1880 году, немало бед пережила, а испытания огнем не выдержала. Старую высохшую древесину пламя охватило сразу. Подъездных путей к сооружению не было. Молиться в церковь, расположенную на вершине холма, прихожане ходили пешком. Пришлось пожарной технике внизу стать, а воду подавать вверх из ручья. Пока все подготовили, основное здание сгорело полностью. Спасли только колокольню. К беде привела неисправная, давно отслужившая свой век электропроводка».

На этом, к сожалению, грустная эстафета не закончилась. В прошлом году от деревянной Михайловской церкви ХIХ века в селе Нересница Тячивского района остался только деревянный фундамент. Причиной пожара стали. непогашенные свечи.

Во многих селах нарушается охранная зона храмов. Часто рядом с церквями сооружаются хозяйственные, промышленные и другие объекты. Так, в семи метрах от знаменитой свалявской церкви (бывшее село Быстрый) установлен бетонный столб электролинии, а перед самой церковью вкопаны в землю огромные резервуары. А Сокирницкую готическую церковь на Хустщине с обеих сторон впритык «окружают» сельсовет и военно-мемориальный комплекс. Недостроенный санаторий в Соймах Мижгирского района своей громадой визуально «раздавил» деревянную церковь, которая в свое время изысканным архитектурным акцентом возвышалась на горном склоне.

Как свидетельствует статистика, в течение последних десяти лет в Закарпатском крае уничтожено 12 деревянных храмов, из них вследствие пожаров — 6. Достройкой или перестройкой повреждено 16 церковных сооружений. Иными словами, проблемы сохранения для будущих поколений неповторимых творений храмовой архитектуры Закарпатья остаются. Без вмешательства властных структур и широкой общественности их не решить.
Ужгород
N 31 21.02.2004 «День»


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика