Русская линия
НГ-Религии Евгения Токарева18.02.2004 

Церковь и государство: «брак по расчету»
Семьдесят пять лет назад Пием XI и правительством Муссолини были заключены Латеранские соглашения

Конкордат — юридически оформленный договор религиозной организации с государством — становится сегодня наиболее притягательной формой их взаимоотношений. Светское государство может заключить конкордат с любой из таких организаций, существующих на его территории. Наибольший опыт в этом отношении накопила со времен Средневековья Католическая Церковь.

Особое развитие эта форма договоров получила в XIX веке, названном даже Веком конкордатов. Однако и в XX веке она не утратила своего значения. Например, Папа Пий XI за годы своего понтификата заключил более сорока конкордатов. В их числе был и конкордат с Италией, подписанный 11 февраля 1929 г. Вместе с Договором (Трактатом) он составляет комплекс документов, получивший название Латеранских соглашений по имени Латеранского дворца, где они были подписаны.

Чтобы понять и оценить значение этих документов, необходимо обратиться к истории Италии XIX века. В сентябре 1870 г. правительственные войска единого Итальянского королевства, возникшего на политической карте Европы десятью годами ранее в результате объединения государств Апеннинского полуострова, захватили Церковное государство со столицей в Риме. В результате оно было присоединено к Итальянскому королевству, а Римский Папа тем самым лишен светской власти.

Папа Пий IX, встревоженный ущербом, который был нанесен этим актом правам и авторитету Католической Церкви, отказался признать этот захват, а также и новое государство. Он объявил себя узником и не покидал ватиканский дворец до самой смерти, требуя возвращения ему светской власти и отнятой территории. Так возник «римский вопрос». Конфликт с Церковью сказался на политической жизни государства, поскольку Папа запретил итальянским католикам принимать в ней участие, поэтому попытки решения «римского вопроса», то есть примирения государства и Церкви в Италии, делались в последующие годы неоднократно, однако они были безрезультатны.

Ведь большинство политических деятелей Италии были воспитаны в антиклерикальных традициях Рисорджименто (этим термином принято называть процесс объединения Италии) и видели в папстве врага, угрожающего территориальной целостности страны. В свою очередь, преемники Пия IX хотели восстановления светской власти в полном объеме. Но ход истории, показавший прочность итальянского государства, а также поставивший перед лицом Церкви совсем другие и более важные проблемы (среди них, например, весьма важное место заняли вопросы войны и мира, возникшие в ходе Первой мировой войны), повлиял на смягчение позиции Святого Престола в этом вопросе.

Уже незадолго до Первой мировой войны Ватикан негласно согласился на участие католиков в политических выборах, а после войны и вовсе снял свой запрет, вследствие чего в Италии была образована католическая Народная партия и Федерация католических профсоюзов. Казалось, нужно сделать совсем немного, чтобы конфликт между Церковью и государством был наконец завершен.

Такая возможность представилась, когда правительство в Италии возглавил Муссолини, честолюбивый и беспринципный политик. В его менталитете традиции Рисорджименто не играли большой роли, он стремился использовать примирение с Церковью в своих политических целях. Муссолини хорошо помнил изречение премьер-министра Италии Франческо Криспи: «Величайшим государственным деятелем Италии окажется тот, кто разрешит римский вопрос».

От представившейся возможности Пий XI отказаться не мог, поскольку необходимость решения этого вопроса назрела уже давно. Не менее насущной была и реформа церковного законодательства. Среди этого ряда побудительных мотивов огромное место заняло справедливое беспокойство Пия XI о судьбах светских католических организаций. По мере усиления фашизма в середине 20-х гг. в Италии уничтожались и подавлялись все нефашистские организации.

Переговоры между представителями Ватикана и Италии тайно велись три года (1926−1929 гг.) и завершились подписанием двух документов. Первый из них — Трактат — и положил конец «римскому вопросу». В этом документе говорилось о создании Государства Ватикан в том виде, в котором оно существует сегодня на политической карте мира. Ватикан, в свою очередь, признал итальянское государство со столицей в Риме. В связи с этим Латеранские соглашения получили еще одно название — «Примирение» («Conciliazi-one»).

Вторым документом, подписанным в Латеранском дворце, был Конкордат. Он регулировал положение Католической Церкви в Италии: права и привилегии духовенства, порядок управления церковным имуществом и замещения церковных должностей, юридический статус зданий, предназначенных для отправления культа.

Каждый из конкордатов, заключенных Ватиканом в ХХ веке, имел свою национальную специфику. Они, как правило, заключались именно в тех случаях, когда положение Церкви в той или иной стране вызывало тревогу Святого Престола. Не исключением был, например, и Конкордат, заключенный в 1933 г. с Германией. При его подписании Папа Пий XI прекрасно понимал, что он будет нарушаться германской стороной. Однако он сознательно пошел на этот шаг, чтобы защитить Церковь и ее организации в этой стране. Возможность заключения Конкордата не исключалась Ватиканом и во время переговоров с большевиками, которые велись в течение ряда лет в 20-е годы XX века.

Конкордат с Италией отличался рядом статей, имевших особую важность для тех условий. В первую очередь это касалось статьи, допускавшей в стране легальное существование светских католических организаций, входящих в общенациональную организацию «Католическое действие». Добившись включения этой статьи в текст договора, Пий XI тем самым обеспечил сохранение независимых светских католических структур на протяжении всего периода фашистской власти.

Насколько это было значительным достижением его дипломатии показал острый конфликт, возникший между Ватиканом и фашистским правительством в связи с деятельностью этих организаций в 1931 г. Отстоять эти организации Ватикану удалось и на этот раз, но на протяжении 30-х гг. Муссолини неоднократно обвинял их в том, что они являются «подлинной политической партией», готовой «наследовать фашизму». Эти организации стали единственной легальной возможностью для их членов сохранять идеологическую и культурную независимость по отношению к режиму.

Не все статьи Конкордата могли быть оценены так однозначно. Например, некоторые из них воспринимались современниками как шаг назад в развитии государства, поскольку аннулировали ряд пунктов либерального законодательства Италии периода Рисорджименто. К ним относились статьи, согласно которым церковный брак приравнивался к гражданскому, а случаи расторжения брака должны были передаваться на рассмотрение церковных властей, а также те, в которых вводилось обязательное религиозное обучение в школах низшей и средней ступени.

Куда более серьезно прозвучало обвинение в том, что заключением Латеранских соглашений Пий XI объективно способствовал укреплению внутренней стабильности и международного престижа фашистского режима. Этим обстоятельством не преминули воспользоваться левые силы всего мира, чтобы подчеркнуть реакционный характер Церкви, указав на ее якобы тесный симбиоз с фашизмом. Действительность была, однако, намного сложнее. Недаром один из видных политических деятелей Италии того времени Стефано Ячини писал, что заключенный мир «не является миром Апокалипсиса, где ягненок лежит рядом со львом».

Латеранские соглашения не означали полной поддержки Ватиканом фашистского режима. Итальянский историк Ренцо Де Феличе назвал их «браком по расчету», в котором каждая сторона искала свою выгоду. Как показала история, Ватикан оказался дальновиднее, а его расчет вернее. Латеранские соглашения были своеобразным тактическим союзом. Одна из его главных целей — Церкви и ее организаций — была достигнута. Как писал отечественный историк Борис Лопухов, Латеранские соглашения стали одним из тех факторов, которые определили специфику итальянского фашизма, ограничив в моральном и юридическом плане его тоталитарный характер.

Важность совершенного соглашения стала очевидной после Второй мировой войны, когда выяснилось, что моральный авторитет Ватикана неизмеримо вырос, а католические структуры окрепли, что стало одной из причин послевоенного успеха Христианско-демократической партии. В 1947 г. Латеранские соглашения были включены в Конституцию Итальянской Республики.

Однако в свете процесса секуляризации, усилившейся после Второго Ватиканского собора, ряд положений Конкордата стал противоречить тенденциям развития итальянского общества. В 1984 г. по обоюдному согласию Церкви и государства был подписан новый текст Конкордата, что лишний раз подтверждает универсальность такой формы договоров.

Евгения Токарева, заведующая Центром по изучению истории религии и Церкви Института всеобщей истории РАН


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика