Русская линия
Труд Андрей Полунин19.02.2004 

Не женись и не стригись
В високосный год все идет на перекосяк

На дворе — високосный 2004 год. «Дополнительный» день — 29 февраля — выпадает по церковным святцам на день Касиана Римлянина (святой Касьян). Согласно житию, он устроил женский и мужской монастыри, написал множество книг, бесед и сочинений о духовном подвижничестве. Однако в ряду угодников, чтимых православными, Касьян занимает особое место. Это нелюбимый святой, «немилостивый». Поэтому високосные годы исстари пользуются на Руси дурной славой.

Про Касьяна ходит множество легенд. В Кадниковском уезде Вологодской губернии о нем рассказывали такую историю. Поначалу Касьян был ангелом, и Бог не считал нужным скрывать от него планы грядущего мироустройства. Но святой оказался себе на уме, якшался с нечистым и в конце концов переметнулся на его сторону. А там, грубо говоря, заложил Всевышнего по полной программе. Рассказал, что тот намерен отправить всю сатанинскую рать с небес в преисподнюю. Спустя время святой раскаялся в предательстве и стал умолять Бога забрать его обратно. Просьбу удовлетворили, но прежней жизни Касьяну не стало. Господь лишил перебежчика задушевных бесед и приставил к нему ангела-хранителя. Миссия последнего была довольно странной: секьюрити заковал Касьяна в цепи и принялся лупить тяжеленным молотом по лбу. Истязание ведется три года подряд, а на четвертый блудного святого отпускают на волю. Этот год и есть високосный.

Неудивительно, что после перенесенных тягот характер у Касьяна — не сахар. Крестьяне свято верили, что у него недобрый взгляд: «На что взглянет — все вянет». А 29 февраля русские мужики вообще предпочитали отсиживаться по избам, дабы не попасть на глаза распоясавшемуся имениннику. Впрочем, внешне противостояние выглядело вполне мирно: в Орловской и Рязанской губерниях крестьяне в «страшный» день просто… спали минимум до обеда.

Согласно другому апокрифу, Касьян подмочил репутацию наплевательским отношением к беднякам. Подробности дела можно почерпнуть из легенды, ходившей в Зарайском уезде Рязанской губернии. Однажды Касьян на пару с Николаем Угодником прогуливались по дороге. Судя по всему, накануне лил дождь, поскольку рязанский шлях утопал в знаменитой черноземной грязи. Навстречу им попался мужик, телега которого увязла по самые ступицы. «Помогите, — просит мужик, — воз подтолкнуть». «Не могу, — отвечает Касьян. — Видишь, риза на мне райская. Испачкаю — как на глаза Богу покажусь?» И брезгливо воз обошел. А Николай ризу подобрал, плечом уперся — вытащил телегу. Вернулись в рай, Бог смотрит — что за дела?! Николай весь грязью заляпан, а Касьян отутюженной ризой привычно сияет. «Я, — говорит Николай, — помогал воз вытаскивать». «А я, Господи, ризу боялся запачкать». Легко догадаться, какой ответ пришелся Богу не по душе. В итоге Николаю назначили быть именинником дважды в год, а проштрафившемуся Касьяну — раз в четыре.

Некоторые филологи уверены, что образ Касьяна дополнительно исказили тени языческого прошлого. Святого, как ни странно, отождествляли в народе с Вием. Помните финальную сцену в повести Гоголя? Гулкая церковь, наполненная беснующейся нечистью, очерченный мелом круг на полу и побелевший от страха послушник, читающий трясущимися губами псалмы. А напротив — кряжистое чудовище в комьях земли, в железной маске, требующее замогильным голосом поднять ему веки. На первый взгляд, между Касьяном и подземным «беспредельщиком» нет ничего общего. Но дотошные исследователи доказали: в памяти народной все смешалось не хуже, чем в доме Облонских.

По версии историка Елены Дмитриевой, Вий — своеобразный вариант славянского бога Велеса, хозяина стад быков, железа и подземного царства. С Касьяном их объединяет прежде всего место жительства: святой предпочитал благоустроенному скиту подземную пещеру. К тому же оба персонажа обладали «тяжелым» взглядом. Касьян, по легендам, мог так посмотреть на скотину, что та околевала. Вий взглядом уволакивает в подземный мир…

Несмотря на обилие апокрифических версий, високосный год появился гораздо раньше христианства. Идея раз в четыре года вводить дополнительный день пришла в голову астроному Римской империи Созигену в 46 году до н.э. К тому времени в римском календаре, который отсчитывал год по лунным месяцам, царила полная неразбериха. Продолжительность лунного года составляла 355 дней — на 10 — 11 суток меньше солнечного. Погрешность то и дело приводила к казусам. Например, приходилось отмечать праздник жатвы зимой.

Чтобы начало года не прыгало, жрецы-понтифики раз в два года вставляли в календарь дополнительный месяц — марцедоний. Его, по религиозным соображениям, помещали между 23 и 24 февраля — прятали от взора богов. Продолжительность марцедония менялась. Это дало в свое время повод съязвить Вольтеру. «Римляне всегда одерживали победы, но никогда не знали, в какой день это делали». Календарь Созигена получил название юлианского (реформу заказывал Гай Юлий Цезарь). А в 325 году, на Никейском соборе, он был признан обязательным для всего христианского мира.

В XVI веке обнаружилось, что и юлианский календарь не совершенен. Погрешность не позволяла точно вычислить день Пасхи. Весеннее равноденствие приходилось уже не на 21 марта (дату проведения Никейского собора), а на 11-е. Поэтому в 1582 году папа Григорий XIII создал специальную комиссию, которая занялась усовершенствованием календаря. Чтобы приблизить календарный год к солнечному, решили сократить число високосных лет. В юлианском високосными считались все года, которыми оканчивались столетия. В новом, григорианском — только те, две первые цифры которых делятся на 4. Таким образом, стали високосными 1600-й, 2000-й, 2400-й годы, а 1700-й, 1800-й и 1900-й объявлялись простыми.

Верить в приметы — штука неблагодарная. Человек пристрастный, пролистав хроники, легко найдет доказательства, что високосные годы и впрямь богаты на беды и катаклизмы. Прошлый век, например, начался с того, что 29 июня 1904 года в Москве выпал невиданный град. Поражали размеры — вес иных градин превышал 400 граммов, а на вид они имели сложное, как у луковицы, строение и острые шипы. Московские оранжереи после такого «камнепада» были усыпаны битым стеклом. В 1908 году в районе реки Подкаменная Тунгуска рухнул гигантский метеорит, 1912-й ознаменовался гибелью «Титаника».

На 1920-е, 1940-е и 1944 годы пришлись вспышки новых звезд. В статистике солнечных и лунных затмений тоже фигурируют в основном годы, кратные четырем. В такие периоды резко активизируется Солнце, провоцируя не только природные, но и социальные потрясения. Достаточно вспомнить даты нашествия половцев на Русь (1068 г.), Варфоломеевскую ночь в Париже (1572 г.) и Французскую революцию (1848 г.).

Дела, начатые в високосные годы, добром, как замечено, не заканчиваются. В високосном 336 году начал завоевание мира Александр Македонский, чтобы, завладев его половиной, в разгар славы потерять все, включая собственный разум. Наполеон объявил себя императором в 1804 году, а 1812-й стал роковым для него и его империи. Трижды испытывал судьбу англичанин Джеймс Кук, отправляясь в кругосветное плавание в 1768, 1772 и 1776 годах, и в итоге стал завтраком для дикарей.

И все же верить в предрассудки не стоит. Самые страшные и кровавые события новейшей российской истории — Октябрьский переворот 1917 года, массовые репрессии 1937-го, Отечественная война 1941-го — пришлись как раз на обычные, не високосные годы. В «мирном» 1986 году произошла авария на Чернобыльской АЭС, на 1991-й пришелся развал Советского Союза, наконец, в 2002-м в небе над Германией погибли 52 школьника из Башкирии, которые находились на борту российского Ту-154, столкнувшегося в воздухе с «Боингом».

ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ В ВИСОКОСНОМ ГОДУ

(русские народные приметы)

жениться менять работу и квартиру

покупать «смертное» старикам в запас (иначе проживут недолго)

беременным — стричься до родов топить котят

собирать грибы, есть их и продавать

ЧТО РУССКОМУ ПЛОХО, ТО ШОТЛАНДЦУ В РАДОСТЬ?

В Шотландии в отличие от России високосный год считается удачным. По крайней мере — для брачных дел. Еще в 1288 году парламент Шотландии установил, что 29 февраля женщина может сама предложить мужчине руку и сердце. А если он откажется, то должен заплатить штраф.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика