Русская линия
InoPressa.ru17.02.2004 

Россия и Ватикан пересматривают отношения

Когда на будущей неделе кардинал Вальтер Каспер приедет в Москву на встречу с патриархом Алексием II, стремясь улучшить отношения между Ватиканом и Русской православной церковью, его, возможно, сводят в ночной клуб «Звезда». Но не для того, чтобы потанцевать: клуб превращают в третий католический храм города.
Визит кардинала Каспера, возглавляющего Совет по содействию христианскому единству, начнется в понедельник и продлится пять дней. Это будет визит самого высокопоставленного представителя Ватикана за четыре года. Два года назад визит Каспера был отменен, поскольку РПЦ разгневало решение Ватикана модернизировать систему управления четырьмя своими епархиями. Этот шаг свел на нет возможность приезда в Россию Папы.

В Российской Федерации католики являются меньшинством. По данным Ватикана, их 784 тысяч, главным образом это люди польского, литовского и немецкого происхождения. В Москве с населением около 10 млн католиков, по оценкам, 60 тысяч. Они разделены на семь приходов, но имеют только два костела: храм Святого Людовика Французского и собор Непорочного зачатия.

После распада СССР в 1991 году христианство переживает возрождение. Русская православная церковь, самая большая конфессия, сегодня имеет 24 тысячи храмов и 638 монастырей. В 1988 было 7 тысяч храмов и 21 монастырь. Кроме того, открылось множество семинарий.

Однако отношения между Католической и Русской православной церквами сегодня наихудшие за много лет. Раскол 1054 года, когда христианство разделилось за восточную и западную ветви, греческое и латинское, остается причиной трений и по сей день.

Взаимные отлучения от церкви времен великого раскола были отменены лишь в 1972 году, когда папа Павел VI встретился с экуменическим патриархом Атенагорасом. Официально православие, иудаизм, ислам и буддизм признаны «традиционными конфессиями», а католицизм нет.

Принятое Ватиканом в 2002 году решение повысить статус своих администраций в Москве, Саратове, Новосибирске и Иркутске до статуса епархий и сделать Тадеуша Кондрусевича архиепископом московским вызвало бурю протестов со стороны православной патриархии. Патриарх Алексий II и Священный синод выступили с заявлением, в котором называли этот шаг «недружественным» и утверждали, что католическая церковь рассматривает Россию как поле для миссионерской деятельности.

Православная церковь постоянно обвиняет католиков в обращении новых верующих на ее «канонической территории», часто упоминая в качестве примера Украину, где Папа побывал в 2001 году. Возрождение в последние годы советского правления греко-католической, или униатской, церкви на Западной Украине привело православную церковь в ярость.

В своем первом с 2002 года интервью западным журналистам патриарх Алексий вновь повторил жалобы православных на католиков. «К сожалению, сегодня отношения складываются не лучшим образом из-за деятельности по обращению новых верующих, которую католическая церковь осуществляет в России и странах СНГ. Сегодня в России работает множество миссионеров, особенно в приютах и детских домах, где детей, крещенных в православии, обращают в католицизм».

Он добавил, что униаты на Западной Украине наносят глубокие раны. «Сотни тысяч православных являются унижаемым меньшинством. Греко-католическая церковь на Украине была запрещена Сталиным, и в послевоенный период те, кто перешел в православие, и те, кто остался униатами, на Западной Украине пользовались пастырской заботой православной церкви. Сегодня на Украине служат священники греко-католической церкви, обучавшиеся в наших семинариях, в частности в Петербургской духовной семинарии и академии».

Отец Георгий Ягодзинский, польский миссионер, получивший заем на выкуп бывшего ночного клуба в Люблино, на южной окраине Москвы, отвергает обвинения в том, что католики занимаются обращением. «Два года назад православная патриархия выпустила письмо, в котором обвиняла католиков в обращении новых верующих. У меня никогда не было намерения обращать православных в католичество. Но следует спросить, что значит быть православным? На прошлую Пасху на церковные службы в Москве пришли только 1,2% ее жителей».

Помимо наведения мостов с Римом, патриарх Алексий энергично занимается воссоединением московского патриархата с Русской православной церковью за границей, которую называют «Белой Церковью» в отличие от «Красной Церкви». Состоящая из верующих, бежавших из России после революции, она разорвала все связи с Москвой в 1927 году, когда патриарх Сергий признал советскую власть и начал сотрудничать с ней. Белая Церковь, административный центр которой находится в Нью-Йорке, обвиняет Москву не только в том, что она продалась атеистам и коммунистам, но и в «грехе экуменизма».

Традиционно монархическая Белая церковь в 1981 году канонизировала царя Николая II и его семью, убитых большевиками в 1918 году. В 2000 московская патриархия последовала этому примеру, назвав Романовых страстотерпцами, или мучениками, что было воспринято как шаг к сближению.

Патриарх подчеркивает, что он не против католиков, а когда он был председателем Совета европейских церквей, у него были очень хорошие отношения с Европейской конференцией католических епископов.

Публично критикуя католическую церковь в России, в глубине души он, возможно, питает к ней не столь враждебные чувства. В конце концов, самую большую угрозу для обеих церквей представляет планомерное продвижение западных светских идей. Но то, что воспринимается как обращение в католичество на православной земле, является камнем преткновения для любого улучшения отношений между Ватиканом и Москвой.

По мнению некоторых, отступление патриарха в этом вопросе вызовет смятение среди его российской паствы и отбросит назад процесс воссоединения с Русской православной церковью за границей.
Грег Уоттс


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика