Труд | Петр Малков | 11.02.2004 |
Всем в той обители казалось, что перед ними святой человек, что он исполнен Божественной благодати, но в нем властвовало лишь одно — грех гордыни.
Мы справедливо называем грехом всякий дурной поступок. Но грех это и нечто большее, это понятие глубокое, сугубо церковное, а потому-то осознание человеком своего недостоинства и его преодоление возможно лишь в том случае, если он истинный христианин.
Грех — отступление от Бога, нарушение Господних заповедей и, по сути, утрата личностью ее высокого человеческого звания. При том грехом называют как общее состояние всего людского рода после грехопадения Адама, так и отдельные его проявления в жизни каждого из нас.
Но признать себя повинным еще недостаточно для того, чтобы изжить грех. Как бы мы внутренне не раскаивались в совершенных проступках, без помощи Церкви нам не удастся победить их последствия. Освобождение от греха происходит лишь при нашем участии в Таинстве исповеди и покаяния. Без этого христианин никогда не сможет почувствовать, что его согрешения прощены Богом. Если мы не будем приходить на исповедь, то совесть — этот звучащий в каждом человеке «глас Божий» — будет постоянно нас обличать.
Первая в жизни исповедь — если это действительно серьезная и подробная беседа между священником и кающимся — одно из самых глубоких духовных переживаний многих православных христиан. Как правило, во время такой исповеди человек рассказывает пастырю обо всем, что было совершено недоброго на протяжении жизни. Ведь мучительная память о том или ином грехе может преследовать нас в течение многих десятилетий. От подобных нравственных страданий и помогает исцелиться исповедь.
При первой встрече со священником кающемуся бывает очень трудно преодолеть ложный стыд. Ведь раскрыть всю свою «подноготную» перед совсем чужим, незнакомым человеком, пусть даже и батюшкой — непросто. Нелегко вдруг взять и все ему рассказать о неблаговидных поступках, совершенных тобой с детских лет и до сего дня. И все же сделать это необходимо.
Исповедь — труднейший, но необходимый шаг на пути к преодолению греха и победе над ним. Но для православного недостаточно задумываться о своих грехах, только приходя на исповедь. Ведь существует еще и такая опасность: можно часто бывать в храме, участвовать в церковных таинствах, и грешить при этом ничуть не меньше, чем прежде — до обращения в Православие. Многие из регулярно приходящих на исповедь замечают, что они от раза к разу повторяют священнику одно и то же, называют все те же, характерные для каждого из них, грехи. Человек оказывается в каком-то порочном круге: согрешил, покаялся, вышел из храма — и опять совершил такой же грех.
Если это с нами происходит, значит мы, хотя и осознаем наши грехи, но даже не пытаемся с ними бороться. А грех, тем временем, получает над нами все большую власть. Эта пассивность приводит к тому, что церковная исповедь превращается для нас в пустую, хотя и обязательную формальность. Такая исповедь нас уже не может изменить в лучшую сторону, не может преобразить.
Еще один надежный способ борьбы с грехом — молитва. Древние христианские подвижники и многие почти современные нам святые прославились тем, что творили «непрестанную» молитву: молились день напролет. Известны свидетельства, что даже во сне, даже под наркозом во время операции человек способен творить такую молитву. Тем самым мысли молящегося бывают все время обращены к Богу, и у него попросту не остается ни одной свободной минуты для того, чтобы подумать о чем-то греховном. Конечно же, подвиг непрестанной молитвы, как и любой христианский аскетический подвиг, под силу далеко не всем; он таит и немало подводных камней, опасностей — например, возможность возгордиться достигнутым. Но частая и усиленная молитва — надежное оружие в борьбе с искушениями для каждого.
Человек может совершить грех или по собственной вине — по причине нашего общего тяготения ко злу, или из-за внешней атаки темных бесовских сил: «прилога», «стрелы диавола». Как говорит Сам Господь, «сей род (то есть бесы) изгоняется только молитвою и постом» (Матф. 17.21). Значит еще одно доброе оружие в борьбе с грехом — пост. Постясь, мы показываем послушание Божественным установлениям и подражаем Христу, который после Своего Крещения постился 40 дней в пустыне. Кроме того, пост — покаяние за древний грех Адама; ведь вкушение им запретного плода в Эдемском саду было именно нарушением заповеди поста. Пост — это еще и жертва человека Богу: мы отказываемся от чего-то приятного, жертвуем этим в знак благодарности за все благодеяния, подаваемые нам Творцом.
…Так когда же наступит, наконец, эта долгожданная победа над грехом? Скорее всего, если мы только этого заслужим, вместе с нашей смертью и — в полноте — в конце земной истории, уже после нашего всеобщего воскресения из мертвых. Конечно же, в жизни, слава Богу, нам все еще встречаются святые: люди, победившие грех уже здесь, на земле. Но будем духовно трезвы и не станем относить себя к их числу.
Увы, в православные храмы сегодня приходит огромное число людей, искренне считающих, что у них нет никаких грехов. Не просто каких-то «серьезных», а вообще — никаких. И нередко от исповедального аналоя священника до молящихся доносится удивленный возглас батюшки: «Как это у тебя нет никаких грехов?!»
Считать себя святым несложно, можно даже казаться святым окружающим, как тот монах в древнем монастыре, презиравший всех иноков своей обители, — людям свойственно обманываться. Гораздо труднее взглянуть правде в глаза, признать все свои согрешения и мужественно взяться за их преодоление.
10 февраля 2004 г