Новые Известия | Геннадий Нечаев | 11.02.2004 |
Ожидается, что в начале марта проект пройдет утверждение в сенате и получит силу закона. Таким образом, уже с сентября текущего года сотни тысяч молодых французских мусульманок окажутся перед выбором: отказаться от религиозной атрибутики, перейти в частные религиозные школы или вовсе расстаться с мечтой об образовании.
Впрочем, в законе возможны изменения. Под категорию «религиозных символов» могут подпасть и бороды. Странно, что французские законодатели забыли включить в этот список растафарианские дредды, косички кришнаитов, пейсы ортодоксальных евреев, цветные бинди на лбу индуисток и буддистские лысины. Не исключено, что так оно и будет — формулировки закона допускают весьма широкое толкование.
Хотя дискуссия о допустимости ношения религиозной символики в светских учреждениях не утихает в стране последние лет 10, к решительным мерам правительство приступило около года назад. Согласно итоговому докладу организации Human Right Watch «О положении национальных и культурных меньшинств в странах ЕС», опубликованному в начале 2003 года, Франция лидировала по числу случаев религиозно-этнической дискриминации в системе школьного образования. И хотя большинство зарегистрированных инцидентов касались антисемитских выходок, министр образования Люк Ферри подошел к делу исправления имиджа страны с поистине большевистским размахом. Выступая в национальном собрании, он предложил вообще запретить ношение любой религиозной атрибутики. Идея Ферри получила горячую поддержку президента Жака Ширака и полное понимание со стороны правоцентристской партии, составляющей парламентское большинство.
Более того, некоторые ярые приверженцы светскости предложили распространить запрет и на другие гражданские учреждения. Сразу стало ясно, против кого будет направлен закон. Евреев, носящих традиционную одежду в светских школах, меньшинство — большая часть учится в школах религиозных. А вот молодых (и не только молодых) женщин в хиджабах на улицах крупных французских городов можно увидеть на каждом шагу, и своим «нефранцузским» видом они сильно выделяются на фоне окружающих.
Вот в этом отличии и коренится проблема. Большая часть французов вспоминают о вероисповедании только в дни религиозных праздников. Но их сознание не терпит ничего нефранцузского. Попробуйте спросить в парижской табачной лавке сигареты марки «Данхил» (Dunhill). С большой вероятностью таких не окажется, даже если прямо ткнуть пальцем в нужную вам пачку. А вот «Дюниль» найдется всегда, и обязательно с надписью «сделано во Франции». И не важно, что марка английская.
Почему так? Еще в кодексе Наполеона есть положение, что любой человек, принявший французское гражданство (или на территории страны родившийся), автоматически становится французом. И только французом — никакие иные национальности не признаются. А значит, он должен думать, как француз, говорить, как француз, а главное — выглядеть, как француз. Иначе — непонимание, отвержение.
Франция с огромным трудом ассимилирует иностранцев, особенно принадлежащих к совершенно иной культурной среде. Дискуссии о путях интеграции приверженцев ислама в европейское общество, много лет ведущиеся в других странах, во Франции только набирают силу. Годами выходцы из Алжира и стран бывшей Французской Африки живут в грязных многоэтажных гетто без работы и без перспектив на улучшение своего положения. Рядовой француз старается их не замечать — разве забежит когда в алжирскую кофейню купить травки. И гневается, когда местные мусульмане напоминают ему о своем существовании хотя бы тем, что выделяются в толпе своими нарядами. Потому и не удивительно, что «закон о платках» вызвал одобрение (по разным оценкам) 60−70% населения — давно невиданное единодушие!
А между тем повальная мода на легкие женские платки, обернутые вокруг головы, распространившаяся по миру в 60-х годах минувшего века, родилась именно во Франции под влиянием традиционных головных уборов женщин-мусульманок.